Файл: Программа по оценке образовательных достижений учащихся в исследованиях pisa грамотность подразумевает набор определенных компетентностей.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое «грамотность»?

Естественнонаучная грамотность (PISA)

Естественнонаучная грамотность – способность

•использовать естественнонаучные знания,

•выявлять проблемы,

•делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:

•научно объяснять явления,

•оценивать и планировать научные исследования,

•научно интерпретировать данные и доказательства

Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований PISA

У российских учащихся слабо сформированы умения:

• осуществлять поиск информации по ключевым словам;

• анализировать процессы проведения исследований;

• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;

• интерпретировать графическую информацию;

• проводить оценочные расчеты и прикидки

Что можно сделать для совершенствования школьного естественнонаучного образования ?

Основные методологические принципы  развития ЕНГ

Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?

• Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («не сплошные» тексты);

• Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

• В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

• Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;

• Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;

Приемы и методы эффективного урока биологии

1.Кластер

2. Синквейн

3. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

4. «Инсерт»

Приём «Инсерт»

Этапы работы:

1этап: предлагается система маркировки текста

Текст:

Приём «Ключевые термины»

Этапы работы:

Учитель выбирает из текста 5-6 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Вариант а.

Вариант а.

Вариант Б.

5. «Фишнбоун», или «Рыбий скелет»

6. «Мозговой штурм»

Использование:

Использование:

Заключение

Для успешной учебной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности».

Именно этому мы пытаемся научить своих детей.


Районное методическое объединение

учителей биологии и химии 

«Содержательные и методические основы формирования

Естественнонаучной грамотности  на уроках биологии и химии»



Чтобы дать ученикам искорку знаний учителю надо впитать целое море света.



В.А. Сухомлинский

Что такое «грамотность»?

  • PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
  • В исследованиях PISA «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.

Естественнонаучная грамотность (PISA)

Естественнонаучная грамотность – способность

•использовать естественнонаучные знания,

•выявлять проблемы,

•делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:

•научно объяснять явления,

•оценивать и планировать научные исследования,

•научно интерпретировать данные и доказательства

Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований PISA

У российских учащихся слабо сформированы умения:

• осуществлять поиск информации по ключевым словам;

• анализировать процессы проведения исследований;

• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;

• интерпретировать графическую информацию;

• проводить оценочные расчеты и прикидки

Что можно сделать для совершенствования школьного естественнонаучного образования ?

  • Учебный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов.
  • Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.:
  • - «Что будет, если…?»,

    - «Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов;

    - «Как узнать?» – задания на применение методов познания;

    - «Сделай вывод» – задания на формирование умений делать выводы на основе данных.


Основные методологические принципы  развития ЕНГ

  • переход от «знаниевой» к компетентностной («ученик умеющий») парадигме в содержании дополнительного естественнонаучного образования,
  • исследовательский подход,
  • междисциплинарный подход,
  • индивидуальный, личностный подход,
  • гуманитарный подход.

Примерный перечень общеучебных умений и навыков.



п/п

Общеучебные умения и навыки.

1

Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.

2

Выявлять особенности естественнонаучного исследования.

3

Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

4

Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.

5

Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.

6

Понимать методы научных исследований.

7

Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

8

Перечислять явления, факты, события.

9

Сравнивать объекты, события, факты.

10

Объяснять явления, события, факты.

11

Характеризовать объекты, события, факты.

12

Анализировать события, явления и т.д.

13

Видеть суть проблемы.

14

Составлять конспект, план и т.д.

Уровни

естественнонаучной грамотности

Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?

• Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («не сплошные» тексты);

• Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);


• В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

• Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;

• Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;

  • Задания, связанные с общей методологией научных исследований, в т. ч. задания с вопросами «Что будет, если..», «Как узнать…?», «Какой из этого можно сделать вывод?»

Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии и химии задания на развитие общеучебных умений и навыков:
  • на формирование знания учебного материала;
  • на формирование понимания изучаемого материала;
  • на формирование умений и навыков;
  • на развитие внимания;
  • на развитие мировоззрения.

Приемы и методы эффективного урока биологии

  • Использую структурно-логическую схему или опорные точки содержания. ✓ Беседую с учащимися, веду диалог.
  • ✓Организую постоянную, разнообразную деятельность на разных этапах урока ( сохраняется дисциплина, нет переутомления).
  • ✓Привлекаю занимательный материал, примеры из жизни. ✓Задействую все возможности наглядных средств обучения, раздаточного материала. ✓Стараюсь учебный материал излагать доступно. ✓Акцентирую внимание на практической значимости учебного материала по биологии. ✓Сочетаю разные формы работы (индивидуальную, парную, групповую, фронтальную). ✓Поощрение любого достижения ( создание ситуации успеха). ✓Дифференцированный подход (учитываю индивидуальные интересы и способности).
  • ✓Учебник-главный источник информации (разные виды деятельности)

8 класс тема «Растворы» Задача 1. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание
: Приготовьте 80 г такого раствора. Задача 2. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли (ϸ= 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Задание: Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор? (Ответ: Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.) Задача 3. Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор иода, который используют для обработки ран. Какой объем раствора он может приготовить из 10 г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл? Вопросы: 1.Какую формулу имеет кристаллический иод? 2.Что значит «приготовить раствор»? 3.Сделайте по условию задачи необходимые расчеты для приготовления раств

1

Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

2

Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

3

Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

4

Найдите в тексте возможные ошибки

5

Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

На формирование знания учебного материала
  • Определите, истинно или ложно данное соответствие:

  • Тип питания – воздушное (фотосинтез); орган – лист; ткань – основная; Клетки – столбчатые; структуры – хлоропласты; вещества – минеральные.
  • Найдите в тексте ключевые слова:

  • «Любой вегетативный побег состоит из осевой части – стебля, имеющей обычно цилиндрическую форму, и листьев, плоских боковых органов, сидящих на оси. Ни стебель без листьев, ни листья без стебля образоваться не могут. Обязательной принадлежностью побега являются почки – зачатки новых побегов».

Задания, направленные на формирование знания учебного материала.



Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

« Скелет позвоночных животных образован костями, сухожилиями и связками. Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ, такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете неподвижно, с помощью швов (например, в черепе), и подвижно – суставами. Связки – это
особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости между собой в сочленениях – суставах. Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям».

Используя этот же текст, можно предложить учащимся найти в нем основные понятия темы. Данный прием поможет в решении основных задач – формирование знаний и развитие естественнонаучной грамотности учащихся.

Можно также предложить ученикам найти дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии, справочнике.

1

Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу

2

Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания

3

Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок)

4

Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

5

Составьте вопросы по данному материалу, теме

6

Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

На формирование понимания изучаемого материала
  • Прочитайте, словами расскажите данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.):

  • кислород

    Фотосинтез углекислый газ дыхание

    органические вещества

Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

Учащимся предлагается следующая информация:

«…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением.

У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».