Файл: Программа по оценке образовательных достижений учащихся в исследованиях pisa грамотность подразумевает набор определенных компетентностей.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое «грамотность»?

Естественнонаучная грамотность (PISA)

Естественнонаучная грамотность – способность

•использовать естественнонаучные знания,

•выявлять проблемы,

•делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:

•научно объяснять явления,

•оценивать и планировать научные исследования,

•научно интерпретировать данные и доказательства

Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований PISA

У российских учащихся слабо сформированы умения:

• осуществлять поиск информации по ключевым словам;

• анализировать процессы проведения исследований;

• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;

• интерпретировать графическую информацию;

• проводить оценочные расчеты и прикидки

Что можно сделать для совершенствования школьного естественнонаучного образования ?

Основные методологические принципы  развития ЕНГ

Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?

• Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («не сплошные» тексты);

• Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);

• В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;

• Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;

• Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;

Приемы и методы эффективного урока биологии

1.Кластер

2. Синквейн

3. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

4. «Инсерт»

Приём «Инсерт»

Этапы работы:

1этап: предлагается система маркировки текста

Текст:

Приём «Ключевые термины»

Этапы работы:

Учитель выбирает из текста 5-6 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Вариант а.

Вариант а.

Вариант Б.

5. «Фишнбоун», или «Рыбий скелет»

6. «Мозговой штурм»

Использование:

Использование:

Заключение

Для успешной учебной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности».

Именно этому мы пытаемся научить своих детей.



Задание. Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.

На формирование умений и навыков

1

По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания

2

Выделите для себя из текста полезные новые знания

3

Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность

4

Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».

* Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность:

Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.

На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик.

* Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%.

Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых. Выделите для себя из процесса решения полезные новые знания.

На развитие внимания

1

Продолжите предложенный текст

2

Задайте вопросы по данному тексту

3

Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице

4

Дан перечень некоторых объектов, понятий и т.д., расположите их в определенном порядке

* - Рост, развитие, размножение…. Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

* Найдите ошибку в определении:

Питание – это процесс переваривания пищи.

Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.

Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.

Производители – организмы, потребляющие произведенное.

Задания, направленные на развитие внимания.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.


На развитие мировоззрения

1

Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т.д.

2

Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала.

* Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.

* Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы.

* Объясните с научной точки зрения, почему нельзя употреблять в пищу старые грибы.

Формулирование вывода с учетом предложенной ситуации (объяснение явления)

Задание . Медную проволоку, очищенную от лакового покрытия, внесли в пламя спиртовки. Через некоторое время ее поверхность стала черной. Объясните наблюдаемое явление.

На первый взгляд, ответ очевиден, черный налет – это оксид меди(II). Но из своего повседневного опыта дети знают, что чайник на костре покрывается сажей, значит, и черный налет на медной проволоке тоже может быть сажей. Таким образом, с учетом жизненного опыта учащихся ответ неоднозначен.

Технологии для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии:

- смысловое чтение;

- технологию проблемного обучения;

- технологию развития критического мышления;

- ИКТ;

- проектно-исследовательская деятельность;
  • кейс-технологии.

Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:

- проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; - технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов); - уровневая дифференциация обучения

, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение; - информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез; - технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

1. Смысловое чтение

Приемы:

-«Сконструируй определение»;

-«Развернутый ответ»;

-«Верные и неверные утверждения»;

-«Исключение»;

-«Задай вопрос».

Результаты: общая ориентация в тексте, глубокое понимание текста, применение полученной информации в практической деятельности

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина. Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор «Прилистник, т. к. не является частью стебля».

Учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

Пример задания

Пример задания

2. Технология проблемного обучения

Этапы проблемного обучения:
  • Осознание общей проблемной ситуации
  • Анализ ситуации, формулировка конкретной проблемы
  • Выдвижение и обоснование гипотез, последовательная их проверка (решение проблемы)
  • Проверка правильности решения

Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.

Критическое мышление - оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Приемы (могут использоваться на различных этапах урока):
  • Кластер.
  • Синквейн.
  • Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
  • Инсерт.
  • Фишнбоун, или Рыбий скелет
  • Мозговой штурм


3. Технология развития критического мышления (ТРКМ)

1.Кластер

2. Синквейн

3. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

4. «Инсерт»


Читая текст, ученик делает пометки:

  V – уже знал; 

– новое; 

 – думал иначе; 

? – не понял, есть вопросы.

Приём «Инсерт»

Этапы работы:

1этап: предлагается система маркировки текста

  • v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам
  • - «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям
  • + «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно
  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать
  • больше. Система обозначений может быть и другой.
  •  2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки

    3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента

Текст:

  • Молекула водорода состоит их двух атомов (+). Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной полярной связью (+). Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку (+). Водород можно собрать методом вытеснения воздуха (?). 1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра (+). В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли восстановителя (?). Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами(?). Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при получении чистых металлов (?). Водород является экологически чистым топливом (?). Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949 (?).

Приём «Ключевые термины»

Этапы работы:

Учитель выбирает из текста 5-6 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Вариант а.

  • Ключевые термины
  • Объяснение, формулировка
  • Химический элемент
  • Атом
  • Молекула
  • Вещества
  • Простые вещества
  • Сложные вещества

Вариант а.


Ключевые термины

Объяснение, формулировка

Химический элемент

 

Атом

 

Молекула

 

Вещества

 

Простые вещества

 

Сложные вещества

 

Вариант Б.


Ключевые термины: химический элемент, атом, молекула, вещества, простые вещества, сложные вещества.

Версия рассказа: Вещество в химии – любая совокупность атомов и молекул. Вещества в химии подразделяют на простые и сложные. Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента, т.е. их образуют два, и более одинаковых атомов. Сложные вещества состоят и з атомов двух и более видов.

5. «Фишнбоун», или «Рыбий скелет»

6. «Мозговой штурм»

  • Постановка задачи
  • Выдвижение идей
  • Обсуждение идей
  • Принятие решения

Использование:

Использование:

  • интерактивной доски, презентаций, иллюстраций, видео
  • компьютерных программ и приложений
  • Microsoft Office для построения графиков, таблиц
  • виртуальных лабораторий и т.д.

4.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

5. Проектно-исследовательская деятельность

Формы организации работы:
  • Урок-исследование;
  • Урок-лаборатория;
  • Урок-защита исследовательских проектов;
  • Урок изобретательства;
  • Урок открытых мыслей и др.
  • Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определённому формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленным критериями.
  • Кейс-технология – это обучение действием.

6. Кейс-технологии
  • ситуационно-ролевая

  • игра «Суд присяжных»

Основные умения ЕНГ

ОБЪЯСНЯТЬ

АНАЛИЗИРОВАТЬ

ИССЛЕДОВАТЬ

РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Заключение

Для успешной учебной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности».

Именно этому мы пытаемся научить своих детей.