Файл: Анализ состояния и структуры земель в России 4 Характеристика земельных угодий в России 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8

Большие территории подвержены опустыниванию. Этот опасный негативный процесс наблюдается в 35 субъектах Российской Федерации и наиболее распространен в Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Засоленные, солонцеватые земли, а также земли с солонцовыми комплексами занимают 20,1% площади сельскохозяйственных угодий. Засоленная пашня составляет 6,8% их площади. Наибольшие площади засоленных земель находятся в Южном (52,7%) и Сибирском (33,1%) федеральных округах, а наименьшие в Северо-Западном (0,1%), Центральном (0,4%) и Дальневосточном (1,1%) (рис. 4).


Рис. 4. Доля засоленных земель по федеральным округам
Интенсивно снижается содержание питательных веществ, происходит закисление почв, что связано с истощительным использованием земель, прекращением в большинстве сельскохозяйственных предприятий внесения в почвы минеральных и органических удобрений, нарушением севооборотов, невыполнением почвозащитных, агрохимических и мелиоративных мероприятий.

Продолжается загрязнение земель тяжелыми металлами и другими химическими веществами, захламление земель отходами производства и потребления. Эти негативные воздействия наиболее характерны для территорий, примыкающих к промышленным предприятиям, автомобильным трассам, нефтепроводам.

Загрязнение земель тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, другими химическими веществами отмечается на территории всех федеральных округов вблизи крупных объектов цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения. В наибольшей степени эти процессы проявляются в Уральском, Приволжском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.9

В районах Крайнего Севера, земли которых богаты нефтью, газом и другими природными ископаемыми, но особо уязвимы к антропогенным воздействиям, в результате многоцелевого и крупномасштабного промышленного освоения территорий возникли обширные очаги сильного загрязнения, захламления, нарушения и деградации земель, что привело к выбытию из оборота наиболее ценных в сельскохозяйственном отношении земель. Значительный ущерб нанесен оленьим пастбищам и в целом оленеводству, являющемуся ведущей отраслью сельскохозяйственного производства и играющему наиболее важную роль в жизни (культура, быт, экономика) коренных малочисленных народов Севера.


Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки полезных ископаемых, проведения геолого-разведочных, строительных и других видов работ.

Заметный ущерб наносится лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализация лесной подстилки и гумусового горизонта, усиливаются эрозионные процессы и т. д.

Таким образом, приведенный анализ качественного состояния почв и земельных угодий показывает, что назрела крайняя необходимость в совершенствовании системы государственного регулирования деятельности в области охраны почв и земель, где основной акцент должен быть направлен на недопустимость воздействий на почвы и земельные ресурсы, приводящих к деградации и ухудшению их качества.

    1. Оценка положения по приобретению прав собственности на землю


В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и Гражданским кодексом (ст. 209—217) в России устанавливаются: частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах Российской Федерации конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации.10

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), то есть через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

1) частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

2) государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

3) муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

4) иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.



В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности. Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов Российской Федерации: 21 республики в составе РФ, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов. Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.

Но доля земли, находящейся в частной собственности в России, за последние 10 лет не претерпела серьезных изменений. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), передает ПРАЙМ-ТАСС. 11

Согласно опубликованным данным, из 1 млрд 709 млн га всех российских земель в государственной и муниципальной собственности находится 92,2% (1 млрд 576 млн га). В собственности граждан - 7,2% (123 млн га), в собственности юридических лиц - 0,6% (10,2 млн га). Для сравнения, по данным бывшей Федеральной службы земельного кадастра, к началу 2001 года в собственности граждан находилось более 130 млн га земли.

Среди всех приватизированных в России земель (133 млн га) 59% (79 млн га) приходится на земельные доли в собственности граждан (как правило, среди бывших работников колхозов и совхозов), еще 18% - на невостребованные земельные доли, числящиеся в собственности граждан. На земли крестьянских (фермерских) хозяйств, личные подсобные хозяйства, земли под индивидуальное жилищное строительство, садоводство, дачное строительство и т.д. приходится в общей сложности 14% приватизированной земли (почти 19 млн га).

По данным Росреестра, граждане-собственники земельных участков (на которых чаще всего строятся дома или дачи) владеют 7 млн 119 тыс. га, еще 5 млн 266 тыс. га приходится на личные подсобные хозяйства, 4 млн 753 тыс. га - на крестьянские (фермерские) хозяйства. Гораздо меньше - 779 тыс. га земли - находится в собственности граждан для садоводства, 411 тыс. составляют земли индивидуальных предпринимателей, занятых производством сельхозпродукции, 403 тыс. га находятся в частной собственности граждан под индивидуальное жилищное строительство. В 2012 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с главами рабочих групп предпринимательской инициативы отметил, что земельный вопрос уже набил оскомину и нужно готовиться к приватизации земельных участков.
12 Он отметил справедливость как мнения о массовой приватизации земли, так и мнения о возможной приватизации земли после перерасчета ее кадастровой стоимости.

"В России небольшой процент земли находится в частных руках. Несколько лет назад это было всего лишь 5%. Если земля будет в частной собственности, это будет способствовать капитализации экономики - на ней можно строить, ее можно продавать, закладывать в банке и так далее", - добавил руководитель практики по земельному праву, недвижимости и строительству компании "Пепеляев Групп" Алексей Коневский.13

Но следует отметить, что несмотря на возможность приватизации земельных участков, с их приобретением в собственность не торопятся ни граждане, ни юридические лица. Хотя есть и такое вот мнение: «аграрное лобби, состоящее из бывших председателей колхозов и совхозов, препятствует продаже колхозной и совхозной земли фермерам. В результате, например, в Усольском и Соликамском районах Пермской области эти земли уже заросли лесом и вышли из сельскохозяйственного оборота. Эта земля дичает и не достаётся никому»14. Но скорее проблема не в аграрном лобби, а в невыгодных условиях использования земель – отсутствия поддержки государства, развалившихся в абсолютном большинстве крупных хозяйствах.


Глава 2. Частная собственность на землю. За и против

2.1 Частная собственность на землю в других странах


Характер владения землей в разных странах мира различный. Есть серьезные отличия стран Азии и Латинской Америки от развитых западных стран. В развитых странах частная земельная собственность достаточно жестко регламентируется законодательством и регулируется государством. Это обусловлено существенной спецификой сельского хозяйства по сравнению с другими сферами экономики: ограниченностью и сложностью воспроизводства как основного условия, неэффективностью краткосрочных арендных отношений во многих случаях, меньшей объективной потребностью в высоком уровне обобществления производства и т.п.

Несмотря на все разнообразие земельных законодательств развитых стран, можно выделить часто встречающиеся общие характеристики режима функционирования института частной земельной собственности. Это, во-первых, ограничение прав землевладельцев в арендных отношениях. Собственник земли может быть лишен права принуждать землепользователя к краткосрочной аренде, обязан задолго предупредить его о непродлении договора аренды и мириться с тем, что арендатор будет улучшать качественные характеристики земли с правом компенсации понесенных затрат за счет землевладельца. В ряде случаев собственник земли не может сам выбирать землепользователя и устанавливать величину арендной платы без вмешательства в этот процесс государства.


Во-вторых, права землевладельца значительно урезаны в отношениях купли-продажи земли. Во многих случаях продавать землю можно лишь человеку, доказавшему свое право на ее рациональное использование. Существуют запреты на приобретение земли лицами, не имеющими специального сельскохозяйственного образования, определенного опыта работы и т.п. Государство придирчиво регистрирует все земельные сделки, контролирует уровень цен на землю, используя иногда не только косвенные (налоги), но и прямые рычаги (ориентировочные цены). Это позволяет значительно уменьшить масштабы паразитических земельных спекуляций.

В-третьих, жестко регламентируются права наследников земли (запреты на дробление земельных участков, различные условия, без выполнения которых нельзя вступить во владение землей). 15

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что частный характер земельной собственности в развитых странах существенно отличается от любой другой частной собственности. Права владельца земельной собственности очень существенно ограничиваются государством в целях эффективного использования земли.

Причем, в ряде стран в то же время сохранялись, пусть часто и в относительно небольших масштабах, государственные сельскохозяйственные земли, которые по сей день предоставляются на разных условиях производителям, показатели эффективности деятельности которых мало чем отличаются от аналогичных показателей работающих на собственной земле.

С другой стороны, в некоторых странах в силу своеобразия их исторической эволюции абсолютно преобладает не частная, а государственная земельная собственность, как например, в Израиле или в Новой Зеландии. Есть страны со значительным удельным весом государственной земельной собственности (Голландия, Бельгия, Дания, Австралия и др). Причем все эти страны характеризуются как раз высоким уровнем развития аграрного сектора с большим экспортным потенциалом.

Какой же тин земельной собственности - частный или государственный- является более эффективным для сельскохозяйственного производства? Опыт развитых стран показывает, что оба типа земельной собственности при определенных режимах их функционирования могут быть высокоэффективными.16 Когда говорят о преимуществах частной земельной собственности, обычно упоминают создаваемый ей более сильный материальный интерес, более высокий уровень свободы производителя, более здоровую конкурентную среду в аграрном секторе и, как следствие всего этого, более высокие показатели эффективности использования земли и производства. Однако забывается, что правильно организуемые формы хозяйствования па арендуемой земле (частной или государственной) могут свести и реально сводят па нет преимущества хозяйствования на своей земле. Упомянутые вышe основные направления. государственного регулирования частной земельной собственности создают производителю, независимо от того, собственник он или нет, оптимальные условия землепользования, одновременно устраняя и опасные стороны частного землевладения. Доля арендуемых сельскохозяйственных земель в развитых странах достаточно велика. Так, в 30-е годы она составляла в США 39-44%, в Великобритании - 38%, в ФРГ - 36%, во Франции - 53%, в Бельгии - более 70%, в Италии - 18%,