Файл: 1. Теоретические основы методов эмпирического уровня исследования 5.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы методов эмпирического уровня исследования
2. Анализ существующих процедур перехода к эмпирическим уровням исследования зависимостей и фактов
3. Характеристика методов эмпирического уровня исследования
4. Процедура получения информации методами эмпирического уровня
5. Методы, предполагающие работу с полученной эмпирической информацией
7.
Такой переход включает в себя довольно сложные когнитивные процедуры. Чтобы получить эмпирический факт, вам необходимо выполнить по крайней мере два типа операций. Во-первых, рациональная обработка данных наблюдений и поиск в них стабильного, инвариантного содержания. Для того чтобы сформировать факт, необходимо сравнить множество наблюдений друг с другом, выявить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные возмущения и ошибки, связанные с ошибками наблюдателя. Если измерение производится во время наблюдения, то данные наблюдения записываются в виде цифр. Затем, чтобы получить эмпирический факт, требуется определенная статистическая обработка результатов измерений, поиск средних значений в наборе этих данных.
Если в процессе наблюдения использовались приборные установки, то вместе с протоколами наблюдений всегда составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические погрешности. При статистической обработке данных наблюдений эти ошибки также учитываются, они устраняются из наблюдений в процессе поиска их инвариантного содержания8.
Поиск инварианта как условия формирования эмпирического факта характерен не только для естествознания, но и для социально-исторического познания. Например, историк, который устанавливает хронологию событий прошлого, всегда стремится выявить и сравнить множество независимых исторических свидетельств, которые выступают для него в функции данных наблюдений.
Во-вторых, для того чтобы установить факт, необходимо интерпретировать инвариантное содержание, выявленное в наблюдениях. В процессе такой интерпретации широко используются ранее полученные теоретические знания.
Теоретическое мышление получает информацию, основанную на эмпирических исследованиях. Эмпирические методы - это методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания реальности. Методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, эксперимент.
Наиболее распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Имеются наблюдения следующих типов
9:
1) открытый и скрытый в зависимости от положения наблюдателя;
2) периодические, лонгитюдные (долгосрочные) и единичные наблюдения с точки зрения хронологической организации;
3) пассивный и активный в зависимости от создания особых условий;
4) случайный и систематический в зависимости от регулярности;
5) включено и не включено с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.
При открытом наблюдении субъект знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным.
Наблюдение как научный метод организовано, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание объекта, цели и задач, времени и места наблюдения, продолжительности и ожидаемого результата. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что смотреть, за чем, когда и как долго, чего ожидать.
Преимущества наблюдения включают в себя:
1) разнообразие собранной информации;
2) сохранение естественных условий труда;
3) использование технических средств (видео, аудио);
4) получение предварительного согласия испытуемых не является обязательным.
К недостаткам относятся:
1) субъективность информации;
2) неспособность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс;
3) значительные временные затраты.
Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на прямом или косвенном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми. При прямом взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при косвенном взаимодействии – как анкетирование. Источником информации в данном случае является устное или письменное суждение респондента (респондентом называется лицо, которое опрашивается в ходе беседы, анкетирования, интервью)10.
В психолого-педагогических исследованиях опрос в равной степени может использоваться в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, воспитательниц или школьников (действия, мнения, интересы и т.д.) и для получения более углубленной информации о внутренних механизмах формирования этих действий, мнения, интересы.
Методы этой группы относительно просты в организации и универсальны как средство получения широкого спектра данных.
Беседа – это диалог между исследователем и испытуемым в соответствии с заранее разработанной программой. Беседа - это метод сбора информации, основанный на вербальном общении. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и донесения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы разговора.
Беседа обычно используется на разных этапах исследования, как для получения первичной информации, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, например, путем наблюдения.
В тех случаях, когда направленность беседы и характер вопросов установлены жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другой тип опроса – интервью. Она заключается в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Анкеты для собеседований часто составляются в зависимости от типа анкет11.
В отличие от беседы, интервьюера интересует только мнение и оценка собеседника. Если беседа обычно не ограничена по времени и иногда с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам устанавливает план и темп беседы и четко придерживается списка обсуждаемых вопросов. В то же время исследователь лишь фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию.
Беседа и интервью требуют от исследователя большой гибкости и чуткости, умения слушать собеседницу и в то же время вести ее по заданному руслу, понимать эмоциональные состояния испытуемых, реагировать на их изменения, обращать внимание на внешние проявления эмоционального состояния, такие как жесты, выражение лица, поза, интонация. Важно предусмотреть удобные формы записи информации, полученной в ходе беседы и собеседования.
Слабой стороной беседы и интервью является способность вдохновить респондентов позицией исследователя и сложность охвата опросом широкого круга людей.
Анкета - это письменный опрос, в результате которого с помощью специально разработанных вопросников получается информация о типичности изучаемых явлений и процессов. В процессе анкетирования можно охватить большое количество респондентов и выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Существует три типа анкет. Открытая анкета состоит из вопросов, которые не сопровождаются готовыми ответами. Анкета закрытого типа предлагает готовые к выбору ответы. Смешанный опросник содержит элементы и того, и другого.
Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда дает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
При использовании опроса очень важна недвусмысленная, четкая, понятная постановка вопроса. Вы не можете задавать наводящие вопросы. Не всегда полезно задавать вопросы "в лоб". Предпочтительны косвенные вопросы, раскрывающие оценки, установки, мнения, представляющие интерес для исследователя, через информацию о других объектах.
Тестирование – это фиксированный по времени тест, предназначенный для установления количественных и качественных индивидуально-психологических характеристик человека. В данном методе исследования используются стандартизированные вопросы и задания – тесты, которые позволяют определить уровень развития знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить их с развитием изучаемого качества по предмету в более ранний период. Тестирование предполагает, что испытуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказывание историй на основе картинок и так далее12.
Существуют следующие основные типы тестов:
1) Тесты достижений используются для выявления образовательных или профессиональных знаний, навыков и умений, включая решение задач с образовательным или профессиональным содержанием. В качестве примера могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний.
2) Тесты на профпригодность - это специально подобранный стандартизированный набор заданий, предназначенный для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и т.д.).
3) Личностные тесты позволяют измерить различные аспекты личности человека: установки, ценности, мироощущение, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичное поведение.
Существуют определенные правила проведения опросов, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны13:
1. Информирование субъекта о целях опроса.
2. Ознакомление испытуемого с инструкциями по выполнению заданий.
3. Обеспечение спокойной обстановки и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.
4. Сохраняйте нейтральное отношение к предметам, избегая подсказок и помощи.
5. Предотвращение распространения информации, полученной в результате тестирования, обеспечение ее конфиденциальности.
7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, информирование его или ответственного лица о соответствующей информации с учетом принципа "Не навреди!".
Эксперимент основан на изучении исследуемого объекта в искусственно созданных для него условиях.
При рассмотрении этих методов следует иметь в виду, что они расположены в списке в соответствии со степенью повышения активности исследователя. Конечно, наблюдение и измерение включены во все виды экспериментов, но их также следует рассматривать как независимые методы, широко представленные во всех науках.
Методы получения количественной информации представлены двумя типами операций – подсчетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. В качестве способа получения точной количественной информации в операции подсчета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами набора, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых осуществляется подсчет. Сами цифры отражают объективно существующие количественные соотношения14.
Следует понимать, что числовые формы и знаки выполняют множество функций как в научном, так и в повседневном знании, не все из которых связаны с измерением:
1) они являются средством обозначения, своего рода этикетками или удобными идентификационными надписями;
2) являются инструментом учетной записи;
3) выступать в качестве знака, указывающего на определенное место в упорядоченной системе степеней определенного свойства;
4) являются средством установления равенства интервалов или различий;
5) это знаки, выражающие количественные отношения между качествами, то есть средства выражения количеств.
Рассматривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, необходимо различать эти функции, которые попеременно выполняются специальной знаковой формой чисел, затем числами, выступающими в качестве семантических значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что шкалы названий, примерами которых являются нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т.д., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые формы выполняют функцию именования, не в счет.
Метод измерения в социальных и гуманитарных науках остается серьезной проблемой. Это, прежде всего, трудности в сборе количественной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения
Такой переход включает в себя довольно сложные когнитивные процедуры. Чтобы получить эмпирический факт, вам необходимо выполнить по крайней мере два типа операций. Во-первых, рациональная обработка данных наблюдений и поиск в них стабильного, инвариантного содержания. Для того чтобы сформировать факт, необходимо сравнить множество наблюдений друг с другом, выявить в них повторяющиеся признаки и устранить случайные возмущения и ошибки, связанные с ошибками наблюдателя. Если измерение производится во время наблюдения, то данные наблюдения записываются в виде цифр. Затем, чтобы получить эмпирический факт, требуется определенная статистическая обработка результатов измерений, поиск средних значений в наборе этих данных.
Если в процессе наблюдения использовались приборные установки, то вместе с протоколами наблюдений всегда составляется протокол контрольных испытаний приборов, в котором фиксируются их возможные систематические погрешности. При статистической обработке данных наблюдений эти ошибки также учитываются, они устраняются из наблюдений в процессе поиска их инвариантного содержания8.
Поиск инварианта как условия формирования эмпирического факта характерен не только для естествознания, но и для социально-исторического познания. Например, историк, который устанавливает хронологию событий прошлого, всегда стремится выявить и сравнить множество независимых исторических свидетельств, которые выступают для него в функции данных наблюдений.
Во-вторых, для того чтобы установить факт, необходимо интерпретировать инвариантное содержание, выявленное в наблюдениях. В процессе такой интерпретации широко используются ранее полученные теоретические знания.
3. Характеристика методов эмпирического уровня исследования
Теоретическое мышление получает информацию, основанную на эмпирических исследованиях. Эмпирические методы - это методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания реальности. Методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, эксперимент.
Наиболее распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Имеются наблюдения следующих типов
9:
1) открытый и скрытый в зависимости от положения наблюдателя;
2) периодические, лонгитюдные (долгосрочные) и единичные наблюдения с точки зрения хронологической организации;
3) пассивный и активный в зависимости от создания особых условий;
4) случайный и систематический в зависимости от регулярности;
5) включено и не включено с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.
При открытом наблюдении субъект знает, что за ним наблюдают, скрытое означает, что наблюдатель остается незамеченным.
Наблюдение как научный метод организовано, предполагает конкретную цель и четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. План наблюдения предполагает указание объекта, цели и задач, времени и места наблюдения, продолжительности и ожидаемого результата. Таким образом, исследователь отвечает на вопросы: что смотреть, за чем, когда и как долго, чего ожидать.
Преимущества наблюдения включают в себя:
1) разнообразие собранной информации;
2) сохранение естественных условий труда;
3) использование технических средств (видео, аудио);
4) получение предварительного согласия испытуемых не является обязательным.
К недостаткам относятся:
1) субъективность информации;
2) неспособность контролировать ситуацию, вмешиваться в процесс;
3) значительные временные затраты.
Опрос – это социологический метод сбора первичной информации, основанный на прямом или косвенном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми. При прямом взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при косвенном взаимодействии – как анкетирование. Источником информации в данном случае является устное или письменное суждение респондента (респондентом называется лицо, которое опрашивается в ходе беседы, анкетирования, интервью)10.
В психолого-педагогических исследованиях опрос в равной степени может использоваться в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности учителей, воспитательниц или школьников (действия, мнения, интересы и т.д.) и для получения более углубленной информации о внутренних механизмах формирования этих действий, мнения, интересы.
Методы этой группы относительно просты в организации и универсальны как средство получения широкого спектра данных.
Беседа – это диалог между исследователем и испытуемым в соответствии с заранее разработанной программой. Беседа - это метод сбора информации, основанный на вербальном общении. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и донесения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы разговора.
Беседа обычно используется на разных этапах исследования, как для получения первичной информации, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, например, путем наблюдения.
В тех случаях, когда направленность беседы и характер вопросов установлены жестко, когда исследователь только задает вопросы, а респондент на них отвечает, это будет другой тип опроса – интервью. Она заключается в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Анкеты для собеседований часто составляются в зависимости от типа анкет11.
В отличие от беседы, интервьюера интересует только мнение и оценка собеседника. Если беседа обычно не ограничена по времени и иногда с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам устанавливает план и темп беседы и четко придерживается списка обсуждаемых вопросов. В то же время исследователь лишь фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию.
Беседа и интервью требуют от исследователя большой гибкости и чуткости, умения слушать собеседницу и в то же время вести ее по заданному руслу, понимать эмоциональные состояния испытуемых, реагировать на их изменения, обращать внимание на внешние проявления эмоционального состояния, такие как жесты, выражение лица, поза, интонация. Важно предусмотреть удобные формы записи информации, полученной в ходе беседы и собеседования.
Слабой стороной беседы и интервью является способность вдохновить респондентов позицией исследователя и сложность охвата опросом широкого круга людей.
Анкета - это письменный опрос, в результате которого с помощью специально разработанных вопросников получается информация о типичности изучаемых явлений и процессов. В процессе анкетирования можно охватить большое количество респондентов и выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Существует три типа анкет. Открытая анкета состоит из вопросов, которые не сопровождаются готовыми ответами. Анкета закрытого типа предлагает готовые к выбору ответы. Смешанный опросник содержит элементы и того, и другого.
Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемыми, что не всегда дает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.
При использовании опроса очень важна недвусмысленная, четкая, понятная постановка вопроса. Вы не можете задавать наводящие вопросы. Не всегда полезно задавать вопросы "в лоб". Предпочтительны косвенные вопросы, раскрывающие оценки, установки, мнения, представляющие интерес для исследователя, через информацию о других объектах.
Тестирование – это фиксированный по времени тест, предназначенный для установления количественных и качественных индивидуально-психологических характеристик человека. В данном методе исследования используются стандартизированные вопросы и задания – тесты, которые позволяют определить уровень развития знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить их с развитием изучаемого качества по предмету в более ранний период. Тестирование предполагает, что испытуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказывание историй на основе картинок и так далее12.
Существуют следующие основные типы тестов:
1) Тесты достижений используются для выявления образовательных или профессиональных знаний, навыков и умений, включая решение задач с образовательным или профессиональным содержанием. В качестве примера могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний.
2) Тесты на профпригодность - это специально подобранный стандартизированный набор заданий, предназначенный для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и т.д.).
3) Личностные тесты позволяют измерить различные аспекты личности человека: установки, ценности, мироощущение, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичное поведение.
Существуют определенные правила проведения опросов, анкетирования, тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны13:
1. Информирование субъекта о целях опроса.
2. Ознакомление испытуемого с инструкциями по выполнению заданий.
3. Обеспечение спокойной обстановки и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми.
4. Сохраняйте нейтральное отношение к предметам, избегая подсказок и помощи.
5. Предотвращение распространения информации, полученной в результате тестирования, обеспечение ее конфиденциальности.
7. Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, информирование его или ответственного лица о соответствующей информации с учетом принципа "Не навреди!".
Эксперимент основан на изучении исследуемого объекта в искусственно созданных для него условиях.
При рассмотрении этих методов следует иметь в виду, что они расположены в списке в соответствии со степенью повышения активности исследователя. Конечно, наблюдение и измерение включены во все виды экспериментов, но их также следует рассматривать как независимые методы, широко представленные во всех науках.
4. Процедура получения информации методами эмпирического уровня
Методы получения количественной информации представлены двумя типами операций – подсчетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. В качестве способа получения точной количественной информации в операции подсчета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами набора, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых осуществляется подсчет. Сами цифры отражают объективно существующие количественные соотношения14.
Следует понимать, что числовые формы и знаки выполняют множество функций как в научном, так и в повседневном знании, не все из которых связаны с измерением:
1) они являются средством обозначения, своего рода этикетками или удобными идентификационными надписями;
2) являются инструментом учетной записи;
3) выступать в качестве знака, указывающего на определенное место в упорядоченной системе степеней определенного свойства;
4) являются средством установления равенства интервалов или различий;
5) это знаки, выражающие количественные отношения между качествами, то есть средства выражения количеств.
Рассматривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, необходимо различать эти функции, которые попеременно выполняются специальной знаковой формой чисел, затем числами, выступающими в качестве семантических значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что шкалы названий, примерами которых являются нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т.д., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые формы выполняют функцию именования, не в счет.
Метод измерения в социальных и гуманитарных науках остается серьезной проблемой. Это, прежде всего, трудности в сборе количественной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения