Файл: оценка предметных результатов обучающихся по общей биологии с использованием интерактивных заданий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Кафедра

физико-математических «Общая биология и биохимия»

и естественных наук
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профили подготовки Биология. Химия

Форма обучения очная
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ»
Студент ________________ Федяева Екатерина Алексеевна
Руководитель _________________ Маковеева О.С.

Нормоконтролер _________________ Клыченков С.В.

Работа допущена к защите (протокол заседания кафедры от________ №___)
Заведующий кафедрой Карпова Г.А.

Работа защищена с отметкой_______________________________________

(протокол заседания ГЭК от__________№____)
Секретарь ГЭК ______________ Клыченков С.В.


Пенза, 2023

Оглавление


1.1Сущность применения компьютерных технологий в образовании 5

1.2.Особенности интерактивных методов обучения на протяжении изучения курса «Общая биология» 8

1.3.Компьютерные программы, применяемые для создания интерактивных заданий 10

1.4. Предметные результаты, подлежащие проверке при изучении курса общей биологии 14

1.5. Формы и методы исследования, используемые при оценке предметных результатов по данному курсу 16

Выводы по первой главе: 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

Список литературы: 43


Введение.

Одной из важных проблем преобразования современной школы является ее информатизация. Различные источники указывают на возможность использования информационных технологий при изучении биологии. Организуются семинары, вебинары и конференции, затрагивающие проблемы компьютеризации образования. Наиболее перспективно использование в обучении и оценки знаний средств мультимедиа, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации и подключить все виды памяти.

В систему образования 21 века
уже прочно вошли цифровые технологии. Однако, требования к организации и технологии проведения контроля текущих и итоговых знаний, а также к оценке предметных результатов обучающихся резко возросли. Внедрение компьютерных технологий считается одним из удобных и полезных нововведений для быстрой и объективной оценки предметных результатов обучающихся как по биологии, так и по всем школьным предметам в целом [42].

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам[41].

Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС  является умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, эквивалентных содержанию учебных предметов, в том числе - метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий [41].

ФГОС основного общего образования уделяет внимание системе оценки достижения планируемых результатов учащимися, и рассматривает её как один из инструментов действия требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов учащимися направлена на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Поэтому интерактивные задания и компьютерные тестирования в современной школе стали достоверным инструментом эффективного способа проверки знаний, в частности и по биологии..

Одним из новейших средств оценки предметных результатов могут служить интерактивные онлайн-задания, разработанные на основе рабочей программы. Актуальность работы заключается в том, что используемые формы оценки предметных результатов (письменные самостоятельные работы, письменное тестирование и тд.) теряют свою эффективность в связи с повышением объёма получаемых знаний и внедрением компьютерных технологий в учебный процесс.

Метод интерактивных заданий, как метод оценивания предметных результатов, сейчас начинает активно использоваться в школе, потому что на данный момент кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием для выполнения проверки знаний учеников через данные интерактивные средства.

Цель работы:

оценить предметные результаты обучающихся по общей биологии на основе разработанных интерактивных онлайн-заданий.

Объект исследования: оценивание предметных результатов обучающихся.

Предмет исследования: интерактивные задания как средство оценки предметных результатов обучающихся.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную, учебную и справочную литературу по теме работы.

  2. Разработать интерактивные онлайн-задания по курсу «Общая биология».

  3. Провести педагогический эксперимент по апробации интерактивных заданий.

  4. Проанализировать результаты исследования

Практическая значимость: представленные интерактивные задания можно использовать при изучении курса общей биологии 9 класса также при организации внеурочной деятельности обучающихся.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Сущность применения компьютерных технологий в образовании


Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю, тем самым, новые возможности. При этом изменяются не только функции педагога, значительно расширяется и сектор самостоятельной учебной работы учеников. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Следовательно, неотъемлемой частью учебного процесса необходимо считать внедрение методик и подходов, развивающих эти формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся [11].

Г. В. Рогова, вспоминая древнюю китайскую поговорку: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь», говорит о том, что учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения [15].

В последнее время использование компьютерных технологий на уроках в школе становится все более распространенным. Их применение позволяет сделать процесс обучения [13]:

  • более-личностно-ориентированным за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к занятиям;

  • по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ / реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более - при занятиях учащегося дома;

  • менее рутинным и более разнообразным;

  • менее ориентированным на учителя и более автономным с точки

  • зрения учащегося: учащиеся выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только чисто учебных навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.


Вслед за В.В. Гузеевым можно сказать, что компьютерные технологии можно использовать на всех этапах обучения [5]:

      • при объяснении нового материала;

      • в процессе закрепления пройденной темы;

      • в процессе повторения пройденных этапов учебного плана;

      • в ходе контроля знаний, умений и навыков.

Как утверждала Е. Н. Соловова, компьютерные технологии можно использовать в различных моделях учебного процесса [16]:

  • при фронтальной классной работе (например, интерактивная доска);

  • при самостоятельной работе в компьютерном классе (такую работу следует предварить заданиями, которые дети должны будут выполнить в процессе прохождения урока или после него);

  • при самостоятельной работе ученика в условиях самообучения (домашний компьютер);

  • при проектной деятельности.

По мнение. Г.Ю. Ксензовой, использование современных компьютерных технологий при обучении в школе позволять добиться следующих результатов [8]:

  • повысить мотивацию учащихся к изучаемому предмету;

  • развить познавательную активность, возможность творческого

самовыражения.

Можно согласиться с мнением М.С. Мартыновой о том, что применение компьютерных технологий на уроках способствует овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету, обучает умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях. Все это согласуется с современными образовательными стандартами, в основе которых лежит формирование базовых компетентностей современного человека [11]:

  • информационная;

  • коммуникативная;

  • самоорганизация;

  • самообразование.

ЭОР – это интерактивные иллюстрации, текстовые материалы, таблицы и схемы, анимации, презентации, видеофрагменты, мультимедиа уроки, электронные задания и тесты. Главными характерными чертами данных ресурсов являются небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, автономность и самодостаточность, что позволяет эффективно использовать их при организации учебного процесса.

Таким образом, современные компьютерные технологии являются эффективным инструментом обучения в школе. Они помогают получить наилучший результат в минимальные, по сравнению с использованием традиционного подхода, сроки.


    1. Особенности интерактивных методов обучения на протяжении изучения курса «Общая биология»



Интерактивные методы обучения- это возможность целенаправленного взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающие оптимальные условия их обучения и развития. Данные методы позволяют доминировать ученикам в процессе обучения. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для участников процесса обучения и позволяет развить у детей способность самостоятельного решения проблемы.

Интерактивные методы обучения делятся на групповые и индивидуальные. К ним относятся:

  1. «Мозговой штурм»

  2. Контрольный лист

  3. Тестирование

  4. Ролевая игра

  5. Интерактивные задания

  6. Разработка проекта

  7. Решение ситуационных задач

  8. Дебаты

  9. Интервью

  10. Деловая игра и тд.

К интерактивным задания, являющимися методом интерактивного обучения, можно отнести интерактивные онлайн-задания.

Для использования данных разработанных онлайн-заданий необходимы специальные технические средства. Основными средствами, необходимыми для реализации интерактивных методов обучения и при изучении курса «Общая биология», являются следующие [27]:

  • персональный компьютер;

  • проектор;

  • интерактивная доска;

  • наличие выхода в интернет или стационарные компьютерные программы на различных цифровых носителях.

Использование ЭОР на уроках биологии раскрывает огромные возможности персонального компьютера как эффективного средства обучения. Наличие легко переносимой техники позволяет учителю провести урок, не привязываясь к конкретному кабинету, а переместиться с учащимися, например, в библиотеку или даже в школьный двор [31].

Интерактивная доска - самое современное и совершенное на данном этапе развития техники средство, представляющее настолько большие возможности для работы учителя и учащегося, что их трудно описать полностью. Для работы с интерактивной доской есть ряд программ – например, «Active Studio» и «ActiveInspire». Данные программы позволяют взаимодействовать ученику и учителю с объектами на интерактивной доске. Все можно двигать, и картинки, и слова; изменить размер, цвет, форму объекта; сделать запись и сохранить ее, чтобы вернуться к ней позже; выйти в интернет; послушать аудиозапись и посмотреть видео. Можно воспользоваться готовыми разработками, а интереснее составлять задания самим. Учащиеся перемещают слова, строят схемы, вписывают пропущенные буквы и т.д., тем самым подкрепляя аудио и видео восприятие материала практическими действиями. Все это способствует формированию и совершенствованию компетенций, необходимых в процессе изучения курса общей биологии в школе [40].