Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
§1.1. История изучения детских инфекционных болезней
§1.2. Основные понятия и механизмы передачи инфекции
§1.3. Классификация острых кишечных инфекций у детей
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ
§2.1. Диагностика острых кишечных инфекций у детей
§2.2. Первая помощь и лечение при ОКИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ 4
§1.1. История изучения детских инфекционных болезней 4
§1.2. Основные понятия и механизмы передачи инфекции 7
§1.3. Классификация острых кишечных инфекций у детей 10
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ 14
§2.1. Диагностика острых кишечных инфекций у детей 14
§2.2. Первая помощь и лечение при ОКИ 19
§2.3. Профилактика острых кишечных инфекций у детей 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Согласно данным многих исследований показатель заболеваемости острыми кишечными инфекциями остается высоким, не смотря на все достижения современной медицины. В подавляющем большинстве случаев возникновение заболевания связано с употреблением в пищу некачественных продуктов. Особенно в весенне-летний период возникают угрозы распростронения массовых дизентерий, сальмонеллеза и других ОКИ. Но больше всего страдает еще не сформировавшийся детский организм. По статистике дети от 0 до 17 лет среди больных ОКИ составляют 55% . Уровень заболеваемости у детей в 4 раза выше, чем у взрослых, но наибольшее количество регистрируется в возсрасте от 0 до 4 лет.
Кишечным заболеваниям вирусного происхождения наиболее склонны дети раннего и дошкльного возраста. Можно смело говорить о необходимости развития лабораторных исследований в этой области.
Если обратится к истории, то можно обнаружить сохранившееся в архивах древние записи об инфекционных болезнях, в основном описынные у детей, потому что уже сформировавшийся организм обладает невосприимчивостью к микроорганизмам разного рода. Дети же в большинстве своем сталкиваеются с заболеваниями инфекционного типа. Ведь микроорганизмы обитают везде, в воздухе, на коже матери, на всех предметах быта, окружающих ребенка. Неправильно говорить, что все мироорганизмы влияют на детский организм исключительно отрицательно, есть и так называемые дружественные микроорганизмы, с которыми организм человека находится в симбиозе. Поэтому в организме ребенка всегда ведется борьба, и от исхода зависит состояние здоровья. Это одна из самых важных и актуальных проблем, существующая со времени возникновения жизни на земле, и сопровождающая человека на протяжении всей истории развития.
Цель работы: ознакомиться с понятиями об инфекционном процессе, разобрать механизмы и пути передачи ОКИ, классифицировать ОКИ, узнать о наиболее выраженных проявлениях при заболевании ребенком ОКИ. Также узнать о принципах оказания первой помощи и предотвращении, профилактике ОКИ у ребенка.
Задачи: рассмотрение таких вопросов как: что такое острые кишечные инфекции? Каковы причины возникновение острых кишечных инфекций у детей? Как проявляется заболевание? Наиболее эфективные и применимые в домашних условиях меры профилактики.
Объект исследования: организм человека (ребенка), основные процессы, запускающиеся при заболевании ОКИ.
Предметом изучения будут являться разного рода возбудители ОКИ у детей, их проявление, механизмы их распростронения и передачи, а также рассмотрение основных методов лечения, таких как, диета при ОКИ у детей, и мер их профилактики.
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
§1.1. История изучения детских инфекционных болезней
Инфекционные заболевания известны человечеству еще с глубокой древности. Различные первоисточники указывают на существование лихорадок у народов Месопотамии (в XTV в. до н.э.) и Китае (II в. до н.э.). В индийской Ригведе (XIII—VI вв. до н.э.) также есть сведения о проказе и чахотке, а в папирусах, найденных в пирамиде Хеопса (2600 г. до н.э.), — о столбняке. На барельефах древнего Египта изображены люди с последствиями заболевания, похожего на полиомелит.
По свидетельствам истории, в разных уголках мира появлялись болезни, носящие название повальные или моровыми. Их так прозвали за массовость, быстрое распространение и высокую смертность. К сожалению, наиболее часто от таких болезней страдали дети. Этим объяняется описание в старинных источниках множества заболевани, которые и по нше время встреаются преимущественно у детей.
Оспу и корь описал Абу Бакр Мухаммад (850-923 гг.). Он первый определил натуральную оспу в отделбную нозологическую форму, он обратил внимание, что оба заболевание встречались преимущественно в детском возрасте. Уже позже Абу Али Хусейн ибн Абдилах (Авиценна, 980 – 1037гг.) описал оспу как заразную болезнь. Уже в древнем мире возникали мысли о биологическом начале данных заболеваний.
«О живой природе так называемого «прилипающего начала» предпологал римский писатель Терренций Варрон (I в. до н.э.) но только в XVI в. возникает учение «о контагиях». Родоначальником его является итальянский врач Д. Фракасторо (1478 — 1553 гг.), указавший в своем труде «De contagione et contagiosis morbus et curatione Libri tres» («О контагии, контагиозных болезнях и лечении»)1546 г. пути распространения инфекционных болезней: через соприкосновение, посредством различных предметов, через воздух. Помимо детального описания заразных болезней (сифилиса, сыпного тифа, туберкулеза, малярии и др.) и систематизации путей передачи его главной заслугой было предположение о специфичности возбудителей заболеваний» [1, с 10].
Спустя три десятка лет в свет вышел труд Фракастаро и Байю в 1578 г. впервые описал коклюш. Более цельную информацию об этом заболевании у детей, а также скарлатины и кори привел в восемнадцатом веке Т. Сиденгам. Однако начало формирования педиатрии и изучения детских инфекционных заболеваний началось только в девятнадцатом веке, после открытия в Париже, а затем в Москве и Санкт-Петербурге детских больниц.
К концу девятнадцатого века учение об инфекционных заболеваниях стало отделяться в самостоятельную дисциплину. Этому в большей степени поспособствовали успехи в микробиологии. Однако тогда инфекционные заболевания оставались главной причиной смертности населения, в том числе детской. Они наносили ущерб, как экономике стран, так и населению, из-за того, что часто носили необратимый характер и последствия. Тысячи людей оставались слепыми после натуральной оспы, глухонемыми или просто глухими после скарлатины, страдали параличами и парезами после менингита и полиомелита.
В период первой мировой войны и гражданской войны, последовавшей после Октябрьской революции, была замечена высокая заболеваемость инфекционными болезнями на фоне этих событий. Все значительно усугублялось сильной разрухой и голодом. В связи с этим молодым Советским правительством в первых же актах были изложены декреты и постановления о борьбе с инфекционными заболеваниями.
Успехи в педиатрии и в учении об инфекционных процессах были почти полностью связаны с достижениями XX в. Так, начиная с 1918 г., основополагающими принципами в России стали госудрственная направленность и профилактический характер. Благодаря развитию этих принципов были сформированны педиатрические кафедры и факультеты детских инфекционных болезней, лаборатории и научно-исследовательские институты. Отделение детских инфекционных болезней в самостоятельную дисциплину и достижения в изучении микроорганизмов, привели к бурному развитию учения об эпидемиологии, диагностике, патогенезе, лечении и профилактике данных заболеваний.
Значительный вклад в борьбе с детскими инфекционными заболеваниями оставил С.Д.Носов (1902-1989 гг.), автор учебника «Детские инфекционные болезни», выдержавшего пять изданий на русском и три на иностранных языках.
Носов углубленно занимался пробелмами диагностики и лечения дифтерии, кори, скарлатины, профилактики и эпидемиологии брюшного тифа, паратифов и других инфекций. Также важным направлением его деятельности было изучение проблемы поствакцинальных реакций и осложнений у детей. Совместно с сотрудниками проводились широкие исследования по изучению клинических проявлений и патогенеза, лечению и профилактике поствакцинальных осложнений. Вопросы по рационализации иммунопрофилактической системы детских инфекций, усовершенствованию схемы календаря прививок. Исключительно большой вклад в изучение патогенеза инфекционных заболеваний у детей внесли патоморфологи М. А. Скворцов (1876—1963 гг.) и В.Д.Цинзерлинг (1891 — 1960 гг.).
«В результате внедрения в практику вакцинопрофилактики, антибиотиков, эпидемиологических мероприятий у детей резко снизились заболеваемость и смертность от инфекционных болезней. В последней четверти XX в. смертность детей от лейкозов (частота которых в Советском Союзе, как и в странах Европы и Северной Америки, составляла около 5 случаев на 100 000 детей) стала превышать смертность от дифтерии, скарлатины, кори, кишечных инфекций вместе взятых. В 1970— 1980-е гг. было открыто много крупных детских много профильных больниц» [1, с 12].
В наше время произщли значительные изменения в этиологической структуре детских инфекционных заболеваний. Во второй половине двадцатого века и начале двадцать первогостали доминировать инфекционные заболевания вирусной этиологии. Стабилизировался уровень заболеваемости по ряду нозологических форм, посредством вакцинопрофилкатики. С 1997 г. в России не регистрируются заболевания, вызываемые полиовирусом (О.В.Шарапова 2004). Однако в целом уровень инфекционной заболеваемости у детей остается высоким.
§1.2. Основные понятия и механизмы передачи инфекции
«Инфекционный процесс – это взаимодействие возбудителя заболевания с организмом человека или животного, проявляющееся болезнью или носительством; это комплекс взаминых приспособительных реакций в ответ на внедрение и размножение патогенного микроорганизма в макроорганизме, направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и биологического равновесия с окружающей средой» [1, с 13].
«Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм бактерий, вирусов, риккетсий, грибов, микоплазм и хломидий. Развитие же начинается с проникновения возбудителя в организм человека. При этом необходим ряд условий: состояние макроорганизма (состояние иммунитета) и состояние микроорганизма. Учитывается патогенность инфекционного агента, вирулентность, токсигенность, инвазивность.
Патогенность – это способность, закрепленная генетически, микроорганизма вызывать определнное заболевание. По наличиию или отсутствию данного признака, микроорганизмы делятся на патогенные, условно-патогенные (вызывающие болезнь при неблагоприятных условиях), и непатогенные, или спарофиты» [2, с 11].
«Вирулентность является степенью патогенности. Для каждой колонии патогенных микробов это свойство индивидульно. О вирулентности судят по тяжести и исходу заболевания, который этот возбудитель вызывет. Это свойство не является стабильным, и вирулентность может изменяться у различных колоний бактерий одного вида, например в ходе лечения антибиотиком.
Инвазивность и адгезивность – способность микробов проникать в ткани и оргнаы человека и распростроняться в них.
Токсигенность – способность микроорганизмов вырабатывать и выделять токсины» [2, с 12].
«Для развития инфекционной болезни необходимо, чтобы возбудитель, обладающий всеми вышеперечисленными свойствами, проник в организм человека. Место проникновения – ворота инфекции. Одни микрооганизмы проникают через кожные покровы (малярия, сыпной тиф, рожа, кожный лейшманиоз). Другие – через слизистые оболочки дыхательных путей (ангина, корь, скарлатина, ОРВИ). Желудочно-кишечного тракта (дизентерия, брюшной тиф, холера); половых органов (сифилис, гонорея). А также есть такие, которые могут проникать в организм несколькими путями (СПИД, чума, гепатит)» [2, с 13]
«Для каждой инфекции имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом жизнедеятельности возбудителся как вида.
Существуют три фазы перехода возбудителя из одного организма в другой:
1. выделение микробного агента из организма в окружающую среду;
2. нахождения возбудителя в окружающей среде;
3. проникновение инфекции в совершенно новый организм;
Механизм передачи осуществляется через эти три фазы, но может иметь свои особенности в зависимости от первичной локализации возбудителя. При локализации инфекции в клетках желудочно-кишечного тракта ее выделение возможно с испражнениями и рвотными массами (дизентерия, холера, сальмоналлеоз)» [2, с 15].
«В зависимости от первичного нахождения возбудителя в организме человека различают четыре механизма передачи инфекции:
1. воздушно-капельный;
Пылевой, ингаляционный. Один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чиханьи, разговоре, плаче, крике. Крупные аэрозоли рассеиваются на расстояния в 2-3 метра и быстро оседают, мелкие преодалевают расстояние не более 1 метра при выдохе, но могут длительное время оставаться во взвешенном состоянии и перемещаться на значительные расстояния благодоря электрическому заряду и броуновскому движению. Большое количество микроорганизмов погибает при подсыхании (грип, оспа, корь), другие же достаточно стойкие и сохраняют свойства длительное время в составе пыли (до нескольких суток). Поэтому заражение ребенкаможет произойти при уборке помещения, игре с пыльными игрушками и т.д. такой “пылевой” механизм передачи эффективен при дифтерии, сальмоналлезе, туберкулезе, скарлатине, эшерихиозе и других заболеваниях.