ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики
2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики
2.5. Антропоцентрическая парадигма педагогики
Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
Способы существования цивилизации
Для существования и развития цивилизации особое значение имеют способы транслирования культуры:
Книгопечатание Компьютерные технологии
Модель идеального человека в различных цивилизациях
Парадигмы: общенаучные и специализированные.
Три парадигмы педагогической науки
Ценности первого порядка, вокруг которых выстраивалась педагогическая наука: ВЕРА – ЗНАНИЕ – «Я».
Три главные парадигмы: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.
Содержание научной парадигмы в педагогике
Теоцентрическая парадигма педагогики
Первая модель образования: Древняя Греция
Истоки: Сократ, Платон, Аристотель.
Отношение к детству: неполноценное существование, миниатюрная копия взрослого.
Основные черты теоцентрической парадигмы
Рациоцентрическая парадигма педагогики
Новое время и эпоха просвещения (XVII – XIX века).
Главные ценности рациоцентрической парадигмы
4. Точки зрения на проблему содержания образования:
Теория «материального образования» – школа дает знания по основам всех наук. Я.А.Коменский.
5. Классическая и реальные школы.
6. Утилитарность образования. Образование должно приносить пользу, система аттестаций.
7. Педагог – доминирующий субъект образовательного процесса, в обучении царит монолог учителя.
Ребенок учитель администрация.
Антропоцентрическая парадигма педагогики
Лекция 2
Парадигмы педагогики
План лекции
2.1. Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
2.2. Понятие научных парадигм
2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики
2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики
2.5. Антропоцентрическая парадигма педагогики
Образование в свете социокультурной концепции цивилизации
«Цивилизация» (от латинского civilis)– «гражданский, общественный, государственный» В наше время фиксирует типы общества, их своеобразие и уникальность на больших отрезках времени.
В настоящее время наблюдается отход от «евроцентризма», как наиболее успешной цивилизационной модели и растет интерес к восточной и евразийский цивилизациям.
Способы существования цивилизации
Для существования и развития цивилизации особое значение имеют способы транслирования культуры:
- традиции, обычаи, верования, нормы поведения;
- формы и способы общения, ритуалы;
- взаимодействие поколений в семье, трудовых сообществах, в досуговой деятельности;
- информационные технологии.
Процесс передачи знаний
«Состояние и уровень развития цивилизации…определяется уровнем и объемом доступных данному социуму знаний»
Д.С.Робертсон
Устная форма Письменность
Книгопечатание Компьютерные технологии
Модель идеального человека в различных цивилизациях
Модель цивилизации | Отношение к себе | Отношение к социуму | Главные добродетели | Духовный поиск людей |
Восточная | Каким его видят другие | Подчинение родовому клану | Сердце и воля | Поиск абсолютного смысла |
Западная | Каким он видит себя | Уважение к своей личности | Ум | Поиск абсолютной истины |
Евразийская | Соборность (я среди людей) | Нравственная общность | Свободное действие и жажда творчества | Поиск добра |
Понятие научных парадигм
«Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают… модель постановки проблем и их решений»
Томас Кун
Парадигма – господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает достаточно ясное видение мира.
Парадигмы: общенаучные и специализированные.
Три парадигмы педагогической науки
Ценности первого порядка, вокруг которых выстраивалась педагогическая наука: ВЕРА – ЗНАНИЕ – «Я».
Три главные парадигмы: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.
Научная парадигма в педагогике призвана объяснить педагогическому сообществу и родителям основные принципы построения образования в конкретный период времени.
Содержание научной парадигмы в педагогике
- 1. Типологическая характеристика ребенка;
- 2. Представление о природе взросления, становления личности и индивидуальности, о сущности педагогического процесса воспитания и обучения;
- 3. Характеристика целей, содержания и организационно-технологических моделей образования;
- 4. Взаимодействие субъекта и объекта образовательного процесса;
- 5. Доминирующая модель школы.
Теоцентрическая парадигма педагогики
Первая модель образования: Древняя Греция
Научное знание формируется вокруг высшего духовного начала (олимпийские боги, Судьба, Космос, промысел божий).
Истоки: Сократ, Платон, Аристотель.
Образование – воспитательное окружение, специальные занятия (приучение), правильно организованное обучение. Результат – присвоение жизненных ценностей и формирование добродетелей.
Отношение к детству: неполноценное существование, миниатюрная копия взрослого.
Образование средневековья
- 1. Образование носило религиозный характер и главными образованными людьми были священника;
- 2. Использование индивидуально-групповая форма обучения (20 30 человек)
- 3. Содержание: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
- 4. Фома Аквинский (1226 – 1274)
- 5. Отношение к детству как в Новом завете: ребенок – образец высочайшего совершенства.
- 6. Образование для земной жизни с прицелом на вечную.
Основные черты теоцентрической парадигмы
- 1. Образование понимается как помощь ребенку в раскрытии образа Божия в себе.
- 2. Каждый человек должен выполнять то, к чему он предназначен Богом, т.е. не стремиться выходить за пределы своего сословия.
- 3. Не существовало понимания значения своего обучения. Средневековый человек учился, когда хотел и сколько мог, без всякой утилитарной цели. Образованный человек умел читать и писать по латыни, толковать текст Священного писания, а в нем были ответы на все вопросы.
- 4. Не утратила значения и в настоящее время: обучение в религиозных центрах.
Рациоцентрическая парадигма педагогики
Новое время и эпоха просвещения (XVII – XIX века).
На первое место выходит человек – его разум. Вера в прогресс – источник развития наук, светского образования движения за просвещение народа. Рационализм – великое завоевание Европейской цивилизации.
Образование направлено на обучение логике последовательных операций как в научном мышлении, так и любой другой отрасли.
Образец человека Нового времени: разумный, осознанно контролирующий все систему своих отношений с миром, деловитый, практичный, принимающий образование как культурную норму.
Главные ценности рациоцентрической парадигмы
- Рационализм. Научное познание ориентировано на истину, которая не зависит от человека.
- Основные представители научного сообщества:
Я.А. Коменский (ступень ощущений – ступень пояснений – ступень упражнений);
И.Ф.Гербарт («ясность», «ассоциация», «система», «метод»);
К.Д.Ушинский («живое восприятие учебного материала», « сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий», «обобщение и приведение знаний в систему», «закрепление полученных знаний»).3. Отраслевой характер образования ( делится по отраслям знаний и разделению труда в промышленности и сельском хозяйстве).
4. Точки зрения на проблему содержания образования:
Теория «материального образования» – школа дает знания по основам всех наук. Я.А.Коменский.
Теория «формального образования» – школа должна развивать познавательные силы и способности ученика. И.Г.Песталоцци.
5. Классическая и реальные школы.
«Школа учебы»: преподается только «книжное» знание, многопредметность, единый учебный план, одинаковые задания, подавление индивидуальности.
«Школа труда»: отказ от многопредметности, практическая деятельность в лабораториях, познание идет от практики к понятию, учитель показывает образец практической деятельности, существует возможность отойти от учебного плана.6. Утилитарность образования. Образование должно приносить пользу, система аттестаций.
7. Педагог – доминирующий субъект образовательного процесса, в обучении царит монолог учителя.
8. Классно-урочная система (Я.А.Коменский) очень продуктивная технологически и поэтому пока не имеет достойно замены.
8. Образ ребенка. Ребенок является объектом воспитания и обучения. Отношение к ребенку: «чистая доска», «пустой сосуд». Образование – подготовка к будущей жизни, ради него можно терпеть лишения. Рождение дидактики – науки о методах обучения.9. Авторитарность.
Ребенок учитель администрация.
Антропоцентрическая парадигма педагогики
Возникает на уровне идеи в эпоху Возрождения и дальше в эпоху просвещения, Руссо (1740 – 1778) и в наше время.
Новые педагогические ценности:
- Изначальное совершенство ребенка;
- Природособразность, естественность воспитания;
- Свобода в воспитании;
- Общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;
- Гуманизм