Файл: Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Произведения живописи как средство нравственного воспитания младших школьников


Сущность нравственного воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и повседневной жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, а также развитие творческих задатков и способностей в области искусства [8].

Многие педагоги, философы, деятели культуры (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский) отмечали, что очень важно формировать эстетические чувства в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте.

Так, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский эстетическое воспитание ставил в прямую связь с нравственным воспитанием детей. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. «Украшайте, – говорил Ушинский, – комнату дитяти красивыми вещами, но только красота, которых доступна ребенку» [9].

Важной особенностью нравственного воспитания в младшем школьном возрасте является то, что оно связано с изменениями познавательных процессов школьника. Например, идеалы детей могут изменяться при взаимодействии с одноклассниками, друзьями, взрослыми, под впечатлениями от произведений искусства и под влиянием жизненных впечатлений.

Одним из эффективных методов воспитания в детях чувства прекрасного является знакомство младших школьников с живописью.

Человек мыслит образами, поэтому произведения живописи лучше запоминаются и производят больший эффект на восприятие детьми красоты. Так же картины объединяют воплощение того, что сделала природа и того, что сделал человек своими руками. Изображенные на картине лесная опушка, горы, цветы и т. д. – созданы природой, но сама картина создана руками человека, это даёт ребёнку осознать, что красоту можно создать самостоятельно, а значит, пробуждает в нём интерес к искусству.

Знакомить младших школьников с произведениями живописи можно на любом уроке. Будь то живописная иллюстрация к художественному произведению на уроке чтения, или написание сочинения по картине на уроке русского языка, или создание репродукции картины на уроке изобразительного искусства.


Так же показ картин может помочь в усвоении другого учебного материала, путем создания у детей эмоционального отклика. Так, например, сказка, прочитанная на уроке, запомнится детям лучше и останется в памяти надолго, если учитель найдёт и покажет детям картину, написанную по сюжету данного произведения.

Знакомство с картиной должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к выделению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом произведения и дать оценку его облику, его выразительным качествам [12]. Например, внимательно рассмотрев картину, с изображением березы, обращается внимание на толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, их плавный изгиб. Знакомить детей с прекрасным посредством живописи можно и во внеурочное время: на экскурсиях по галереям изобразительного искусства, на дополнительных занятиях, связанных с изобразительным искусством.

На наш взгляд, наиболее эффективными в этом плане будут такие формы работы, как урок-экскурсия, коллективное творчество и внеклассная индивидуальная деятельность. Коллективное творчество как форма художественно-творческой деятельности может использоваться на уроках (составление коллективных композиций, панно и т. д.) и во внеурочной деятельности (оформление выставок, школьного интерьера). Эта форма работы позволит ученикам более объективно оценивать результаты своего труда и научит внимательному отношению к творчеству своих товарищей.

Индивидуальная внеклассная деятельность осуществляется в форме домашних заданий, которые направлены на закрепление знаний по ИЗО и их творческое применение. Это могут быть задания, связанные с творческим освоением художественных материалов (создание композиций из всевозможных цветных материалов: ткани, ниток, пуговиц, бумаги, листьев и цветов и т. д.).

Создание композиции на заданную тему – является самым распространённым видом работы в младших классах. Дети рисуют, опираясь на свои наблюдения

, литературные и фольклорные источники, руководствуясь своими эмоциями, предпочтениями и полученными знаниями [14].

Используя различные типы занятий, учитель может разнообразить свою работу с детьми, обеспечивая ее творческую направленность.

Ведущими методическими приемами обучения живописи являются сказка, игра и упражнения, создание проблемных ситуаций.

Младшие школьники положительно реагируют на необычные задания, которые предлагает им учитель. У младших школьников не возникает затруднений при выполнении заданий, которые подразумевают изображение звуков, запахов, эмоциональных состояний, которые зачастую кажутся невозможными взрослому человеку.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что реализация задач нравственного воспитания в процессе учебной деятельности напрямую связана спроизведениями живописи. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Таким образом, умелыепедагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и с помощью нравственного воспитания формировать отношение ребенкак миру и развивать эстетические качества формирующейся личности.

Итак, научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности средствами пейзажной живописи призвана система нравственного воспитания. Для того, чтобы процесс формирования художественных навыков был эффективным, система нравственного воспитания должна быть, единой, а каждый предмет, каждый вид занятия имел свою четкую задачу в процессе формирования эстетической культуры и личности ребенка.

Глава 2. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа

2.1. Анализ методов и приемов обучению рисования на занятиях

по изобразительному искусству



В процессе становления и развития личности значительная роль принадлежит изобразительному искусству, формирующему духовный мир, морально – нравственные убеждения, определяет комплекс моральных и эстетических ценностей. Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира.Изобразительная деятельность влияет на развитие духовно-нравственных черт личности ребенка, его мировоззрение.

«В своём произведении, в познании мира через рисунок ребёнок находит понимание предметов, явлений действительности, своего места в этом мире, своей зависимости и, одновременно власти над ним» [2, с. 65]. Через искусство дети познают мир прекрасного, приобщаются к этой важной области человеческого существования, постигают премудрости творческого труда.

Младший школьный возраст наиболее предрасположен к изобразительной деятельности. Однако создание изображения требует целого ряда навыков и умений, формирующихся на образах восприятия и представлений. Ребенок, создавая изображение, приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в ходе работы над изображением он осмысливает новые качества предметов, приобретает художественно – изобразительные умения и навыки, стремиться их использовать в своем рисунке.

Каждый ребенок по своей природе талантлив, уникален, только он не всегда знает об этом. «Следует подчеркнуть, что стремление к рисованию у детей, как говорится, «в крови», независимо от посещения кружка или студии» [2, с. 65]. Заинтересовать, выявить способности каждого ученика – главная задача педагога. Оказать помощь в ее решении может изобразительное искусство, а именно, один из самых его эмоциональных жанров – пейзаж. Важность пейзажа в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как в процессе общения ребенка с явлениями природы, накапливается масса разнообразных, в том
числе и эстетических, впечатлений.

Знакомство детей с этим жанром способствует развитию художественно – образного мышления, воспитывает доброе и бережное отношение к природе. Помочь школьникам проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – вот сложнейшая задача учителя. «В каждом произведении искусства лежит художественный образ. Детский рисунок – не исключение. Способность к образному творчеству у учащихся, прежде всего, проявляется в выборе содержания, отборе предметов для воспроизведения. Умение остановить внимание на характерных, особенных качествах изображаемых объектов или событий – задача, и ученика, и педагога», – писал В.М. Дубровин.

Успех в обучении школьников пейзажному рисованию зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а так же, какие методы и приемы, нацеленные на формирование у школьников знаний, умений, навыков, использует педагог в процессе обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода [3, с. 470]. Для успешного овладения навыками изображения пейзажа, необходимо применять в учебном процессе те методы и приемы, которые способствуют развитию и формированию знаний, умений и навыков в развитии творческих способностей учащихся.

Педагог изобразительного искусства использует различные методы обучения пейзажной живописи: Информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиций пейзажа, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов пейзажа. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление ранее полученных знаний и навыков. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках