Файл: Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Методические рекомендации «Методы и приемы обучения рисованию на занятиях
по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста»



На занятиях в группе, где возраст детей варьируется от 6 до 8 лет было проведено занятие по рисованию с натуры натюрморта из нескольких предметов и двух видов драпировок. Как известно в школе просто нет возможности рисовать сложные постановки натюрморта несколько занятий, как это происходит в художественных студиях. Вот поэтому в дополнительном образовании у детей есть огромная возможность получить знания и навыки по рисованию с натуры. Дети часто ошибаются в расположении предметов относительно их угла зрения или просто срисовывают у рядом сидящих учащихся, не осознавая, что у них на рисунке должно быть по-другому. Только когда я подошла и каждому помогла с построением композиции - с наброском натюрморта справились. Приступаем к работе в цвете. И вот тут еще один подводный камень - дети не хотят и не умеют пользоваться палитрой. Вообще палитрой может служить небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла на котором смешивают краски во время работы. В нашем случае, при работе акварелью лучше, что это был кусок бумаги из альбома ребенка, то есть одинаковой структуры. В начале учебного года и в течение обучения я всегда рекомендую родителям покупать для рисования, если не специальную бумагу для акварели, то хотя бы альбомы с плотными листами.

При рисовании натюрморта необходимо заострить внимание на сравнивании предметов - что больше, что меньше, что ближе и что дальше от глаз учащегося. Очень часто надо просто подвести ребенка близко к постановке, что бы он внимательно рассмотрел форму предметов. Как известно, в классическом натюрморте должен присутствовать передний план (край стола), задний фон, и плоскость, на которой находятся предметы. У младших учащихся с разбивкой натюрморта на плоскости тоже очень много ошибок и путаницы. Они могут нарисовать линию края стола почти под предметом и недоумевают, когда я им объясняю, что у них нарисовано, так как будто яблоко вот- вот упадет со стола.

  1. Рисунок - упражнение «Веселая мозаика».


Для развития навыков смешивания цветов и умения пользоваться палитрой, было разработано занятие - упражнение «Веселая мозаика». При помощи простого карандаша на листе бумаги хаотично рисуется своеобразная сетка и учащимся предлагается заполнить ячейки сетки красками, но не больше двух ячеек для одного цвета или оттенка. На занятии дети используют акварель и белую гуашь. Дети с удовольствием смешивают краски и восторгаются цветом, радуясь тому, что у них получается. С этим занятием - упражнением смогут справиться дети даже 5 лет.

Рисунок в смешанной технике «Сирень и незабудки».

Понять определение заднего плана, переднего плана и фона натюрморта может помочь занятие в смешанной технике «Сирень и незабудки». Это занятие рассчитано на 90 минут. Учащиеся работают на двух листах: вертикальном и горизонтальном. Используем акварель, белую гуашь, кисточки и ватные палочки. Работа ведется поэтапно, под контролем педагога. На вертикальном листе рисуется карандашом набросок вазы и две линии, определяющие разделение плоскостей натюрморта. Гроздья сирени и несколько листьев обозначаются легким контуром. На горизонтальном листе набрасывается контур низкой вазы и легкие очертания букета незабудок. На этом листе проводится лишь одна линия - разделяющая верхний фон и нижний. Почему два рисунка? Очень многие дети используют много воды и надо просто время для высыхания красочного слоя для следующего этапа работы. Первым этапом работы пишется фон и выделяются цветом разные плоскости на натюрморте на горизонтальном и вертикальном листах. Второй этап - рисуем вазы по возможности пытаясь придать объём. Затем листья и потом закрашиваем синим цветом пятно, где должен быть букет незабудок и соответственно фиолетовым цветом гроздья сирени на вертикальном формате. И самый последний этап, скорее относящийся к декоративному рисованию, чем к живописи. При помощи белой гуаши и ватных палочек наносим точки имитирующие соцветия сирени и незабудок. Рисование ватными палочками или пуантилизм очень полезное для любого ребенка занятие. Ведь, чтобы сделать хороший рисунок, надо проявить и терпение, и аккуратность, и кропотливость. Кроме того, детям это очень нравится, и делают они это с увлечением при условии хорошего наглядного пособия (рисунков). Занятие по рисованию ватными палочками то же должно быть в самом начале программ по изобразительной деятельности. Практически на каждом занятии приходится бороться с таким явлением как надписи на рисунках. Дети часто пытаются озвучить слова своего героя, но чаще просто пишут свое имя. Всегда прошу не писать никаких надписей, а если есть необходимость подписи ставить её на обратной стороне листа. Почти все детские рисунки имеют одни и те же ошибки. Самые характерные это: нет отступа от края листа и солнышко в углу листа в виде треугольника. Я пытаюсь объяснить: зачем нужен отступ от края, на примере оформления рисунка в рамку. Беру такой «неправильный» рисунок

вставляю в рамку и демонстрирую детям, что солнышко почти не видно, а у девочки на рисунке «отрезало» ноги. Ребята соглашаются, но напоминать надо регулярно иначе ошибки снова возникают.

  1. Рисунок для развития творческого воображения «Нарисуй своё!».

Очень интересное занятие можно провести с использованием карточек с цветовыми овальными пятнами разного размера и цветовой насыщенности. Педагог раздает приготовленные им карточки с пятнами неопределенной формы и предлагает подумать, что в них можно увидеть. Каждому ребенку по очереди предоставляется слово и идет общее обсуждение. И здесь главное заинтересовать детей и похвалить учащихся проявляющих наибольшее участие. Итогом такого занятия получаются очень интересные рисунки - в основном дети ассоциируют цветовые пятна с героями мультипликационных и художественных фильмов.

  1. Рисунок в технике «Гриффонаж» «Морской мир».

Замечательное занятие в технике «Гриффонаж» можно провести, как для младших школьников (6 - 8 лет) так и для детей среднего школьного возраста (9 - 10 лет). Суть занятия в том, что детям предлагается найти и нарисовать рыбок и морских животных на листе с каракулями. Учащиеся не сразу понимают, что от них хотят и тут обязательно нужна помощь и подсказка педагога. Но зато потом увлекаются и изрисовывают не один лист. Рыбки и морские животные раскрашиваются красками или карандашами, затем вырезаются и наклеиваются на нарисованный фон. Фон предлагается нарисовать на усмотрение ребенка: это может быть просто вода, или морское дно с камнями и водорослями, а может это аквариум. Это занятие всегда проходит с неизменным успехом, все учащиеся с ним справляются. Они проявляют фантазию и в рисунках можно увидеть и черепах, и дельфинов и даже фантастических морских животных.

Заключение


Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.


У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Список использованных источников

  1. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: Монография / Л.А. Буровкина; Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГОУ ВПО МГПУ). – М.: МГПУ, 2011. – 320 с.

  2. Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: Монография / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2011. – 150 с.

  3. Дятлева Г.В. Мастера пейзажа: История развития пейзажного жанра // Режим доступа: http: // www.art-katalog.com/russian/74/30/3

  4. Кузина Е.Н. Примерная программа и методическое пособие для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, - Тула, 2001.

  5. Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.: пособ. для учит. / О.В. Осторовскя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 276 с.

  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб­ник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999.

  7. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/разр. под рук. и ред. народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2005. - С. 141.

  8. Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей/ Е.А. Флерина // Дошкольное воспитание, 2009. - № 7. - С. 8-13.

  9. Пути и средства повышения качества художественного образования и нравственного воспитания: Межвузов. сб. научно-метод. тр. / Отв. В.В. Корешков. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – Вып. 2. – 293 с.

  10. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - 287 с.