Файл: Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства

Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы процесса нравственного воспитание младших школьников средствами искусства 6

1.1 Развитие художественных навыков учащихся пейзажной живописи 6

1.2 Произведения живописи как средство нравственного воспитания младших школьников 14

Глава 2. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа 19

2.1. Анализ методов и приемов обучению рисования на занятиях 19

по изобразительному искусству 19

2.2 Исследование замера уровня живописных навыков 22

2.3 Методические рекомендации «Методы и приемы обучения рисованию на занятиях по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста» 29

1.Рисунок - упражнение «Веселая мозаика». 30

2.Рисунок для развития творческого воображения «Нарисуй своё!». 32

3.Рисунок в технике «Гриффонаж» «Морской мир». 32

Заключение 33



Введение


Выявить и развить творческий потенциал в каждом ребенке является одним из самых важных направлений современной педагогики. Развитие творческих возможностей у детей сложная и комплексная проблема. У детей школьного возраста развитие творческого потенциала должно основываться на их ведущей возрастной потребности, одной из многочисленных которой является рисование. Обращение к рисованию, как виду детского творчества очень важно, это продиктовано тем, что в результате у детей формируется мыслительные операции анализ, сравнение, сопоставление. Дети учатся самостоятельно находить способы решения различных творческих задач, учиться планировать свою деятельность, раскрывать свои творческие способности. При работе со школьниками на уроках изобразительной деятельности неоднократно отмечалось, что дети испытывают затруднения в правильном восприятии произведений искусства. Школьникам сложно увидеть особенности композиции и сюжета картины, они с трудом выделяют главный образ, определяют, какими средствами выразительности пользовался художник. Ребенку сложно с художественно-технической стороны видеть линию перспективы, пользоваться ею в изображении своих рисунков. Эмоциональная
лексика у школьников тоже очень скудная, они с трудом могут выразить свое отношение, свои мысли к картинам знаменитых художников.

 Для преодоления этого комплекса затруднений необходимы дополнительные занятия живописью. Одним из таких форм занятий является внеклассные кружковые занятия. Основным из задач курса занятий является изучение пейзажной живописи. Посредством пейзажный живописи у детей развивается интерес и любовь к прекрасному. Общение детей с пейзажами, умение их наблюдать и замечать красоту окружающей природы в различное время года. Живопись на внеклассных занятиях дает большой простор для развития детской фантазии.

Исходя из актуальности, была определена цель исследования: проанализировать систему педагогических условий в среднем общеобразовательном учреждении, способствующих развитию художественно-творческого потенциала у учащихся.

Объект исследования: процесс живописных навыков младших школьников.

Предмет исследования: нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения на занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:

- наличие системы по формированию навыков художественного изображения;

- развитие у детей умения анализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах;

- разработанная система занятий направленная на освоение пейзажной живописи.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научную, методическую, психологическую, искусствоведческую литературу, изучить программный материал по изобразительному искусству в школе по теме исследования;

- выявить педагогические возможности живописи в раскрытии творческого потенциала учащихся;

- разработать методику ознакомления учащихся с видами живописи и структуру тематического планирования.

Методологическую основу исследования

 составили: методики изобразительного искусства Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.С. Комаровой); теории творческой педагогической деятельности В.И. Загвязинского; положения теории творчества и художественной деятельности личности Л.С. Bыготского, М.С. Каган, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.); формированию у учащихся навыков рисования с натуры А.П. Сапожникова, Н.Э. Радлова, А.С. Зайцева, Н.Н. Волкова.

Методы исследования:

- теоретические – изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;

- эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;

- экспериментальные – самостоятельная работа по изготовлению наглядного пособия;

Методическая система решения данной проблемы разработана в соответствии с художественными способностями учащихся, которые значительной мере способствует совершенствованию навыков в живописи.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа.

Глава 1. Теоретические основы процесса нравственного воспитание младших школьников средствами искусства

1.1 Развитие художественных навыков учащихся пейзажной живописи


Постановка проблемы и ее связь с задачами исследования. Основой формирования мировоззрения ребенка, становления его личности является способность видеть и понимать информацию, в частности, насыщенную эстетически информацию, которая является частью культурной среды. Предпосылками развития способности к эстетическому восприятию выступают интерес и повышенная эмоциональная чувствительность детей, то есть эстетическая восприимчивость.

Одной из первоначальных заданий художественно - нравственного воспитания учащихся детских школ искусств является подготовка младшего школьника к восприятию изобразительного искусства как чего-то духовного, иными словами, умения развивать в себе способность впитывать в себя прекрасный мир художественных ценностей. Важным является понимание того, что в современном мире существует определенный разрыв между художественной культурой детей и истинными ценностями искусства, что значительно отдаляет школьников от мировых сокровищ искусства.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема развития у учеников детских школ искусств художественных навыков посредством живописного жанра, остается актуальной в теории современного воспитания. С точки зрения разных наук, таких как философия, психология, педагогика, интерес к формированию у детей эстетического и художественного вкуса рассматривается по-разному.

С позиций философии, мыслители давних времен (И. Кант, Платон, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, А.Я. Понамарёв и др.), рассматривают развитие художественно-творческих умений как многокомпонентный процесс, направленный на создание нових реальностей и ценностей; в нём скомпоновано объективное и личностное, субъективное. (О.И. Буров, В.О. Василенко, М.С. Каган, В.С. Корниенко, М.И. Колесник, Н.Б. Крылова, Л.Н. Столовичдзе).

Для теоретического осмысления вопроса о фомировании художественных навыков, важное значение имеют исследования педагогов и психологов. Так, психологи доказывают, что художественные навыки у детей формируются только в условиях специально организованного педагогического процесса, для осуществления которого, по мнению


  1. В. Запорожца необходима творческая активность, без которой глубокое усвоение и овладение художественным опытом становится невозможным в процессе полноценного развивающего обучения.

По мнению разных авторов (Е.А. Флёриной, Д.Б. Богоявленской,

  1. И. Киреенко, А.Г. Ковалёва, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, Н.А. Пономарёва и др.) своеобразие художественного развития ребёнка определяется особой эмоциональной окрашенностью и индивидуальностью образного восприятия. Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнает, на что способен.

Также, в психолого-педагогических исследованиях П.Я. Гальперина, В.В. Давидова, Л.В. Занкова, В.А. Крутецкого, Г.О. Люблинской, М.М. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Н.Д. Молдавской, Л.М. Рожиной, и др. определены особенности развития художественного мышления учеников младшего школьного возраста. Исследованиями ученых доказано, что именно возраст 4-7 лет является особенно восприимчив к художественной деятельности, что в свою очередь способствует самовыражению, самоутверждению личности ребёнка, а значит и формированию у него необходимых художественных навыков. Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит «глубоко личностный характер» и напрямую зависит от личности, которая у каждого ребенка, бесспорно является неповторимой.

Поддерживая психологов, педагоги (Н.И. Волошина, Д.М. Джола, Н.В. Игнатенко, Л.Г. Коваль, И.В. Крицкая, Л.И. Олефиренко, Л.А. Руденко, О.П. Рудницкая, М.М. Шпак) подчеркивают, что детям младшего школьного возраста свойственны особенные предпосылки для активного развития художественного восприятия, и оценки увиденного. В частности, практика обучения изобразительному искусству младших школьников подтверждает целесообразность использования произведений искусства на занятиях в школах искусств.

В современных концепциях воспитания (по мнению Е.А. Флёриной, Н.С. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, О.С. Ушаковой, Л.А. Парамоновой, Л.Г. Васильевой, И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой и др.), связанных с гуманизацией педагогического процесса, особая роль отводится обучению, которое включает индивидуальный подход в решении проблемы воспитания младшего школьника как активной творческой личности.

С позиций нравственного воспитания, владение художественными навыками является средством самовыражения внутреннего мира ребёнка, который выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как