Файл: Особенности вокальнохоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста, строение голосового аппарата

Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях

Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.

2.1. Определение музыкально-дидактической игры

2.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей

2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности

Заключение

Список использованных источников

Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста, строение голосового аппарата



Голос дан человеку с самого момента рождения. Это врожденный безусловный защитный рефлекс. На базе этого рефлекса возникает разговорный и певческий голос. Ребенок уже к концу второго года жизни овладевает речью. В этом ему помогают слух, зрение, артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами. На этом основано исправление речи логопедами, чтение с губ глухими.

Значительно труднее обстоит дело со становлением певческого голоса. Зрение не помогает видеть работу внутренних мышц гортани. Артикуляционный аппарат играет не главную, а второстепенную роль – петь можно и с закрытым ртом. Главную роль совместно с дыханием выполняет гортань. Поэтому для педагога и для певца важно знать физиологическое строение певческого аппарата. Ведь процесс пения – суть движений различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизированными.

Гортань – центральный звукообразующий орган. Гортань выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Размер ее зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками. От трех до четырнадцати лет гортань растет медленно, постепенно. Только к семи-восьми годам начинается формирование гортанных мышц. Чем же поют дошкольники? Звук образуется главным образом за счет краевого натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстнещитовидных мышц. В этом возрасте у детей короткие и тонкие голосовые связки, небольшой объём лёгких.

Поэтому их голос мал по диапазону (не более одной октавы - от «ре»-«ми» первой до «до» второй октавы), невелик по силе. Многие мышцы слабо развиты. Не завершено развитие рецепторного аппарата гортани, не сформирована координация слуха и голоса. Детские голоса имеют своеобразное звучание. Они «светлые», полетные, но еще не имеют тембральной насыщенности.

Звук, образовавшийся в гортани усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У
детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Резонаторы придают звуку разную окраску. Для детских голосов пяти-шести летнего возраста свойственно фальцетное головное звукообразование, которое лишено какой-либо насыщенности, небольшая сила звука от рр до mf. В этом возрасте нет существенного различия в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек.

В вокальной работе с детьми дошкольного возраста следует категорически избегать форсированного пения. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине.

Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания. Также не следует использовать низкую тесситуру, так как даже «до» первой октавы за редким исключением неудобно для ребенка.
Таблица диапазонов детского голоса


2 - 3 года

ми - ля первой октавы

4 года

ре - ля первой октавы

5 лет

ре - си первой октавы

6 лет

ре - си (до) первой октавы

7 лет

(до) ре первой октавы - до второй октавы.


Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.



Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.

Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка.

Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка.

Музыкальному руководителю необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.

В простой доступной форме детям объясняется как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях можно проводить дыхательную гимнастику, делать специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбирать интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка правильного дыхания.

Для защиты певческих голосов на занятиях можно использовать некоторые оздоровительные упражнения: прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение - чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-и-лась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-е-елочка»), сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.


Всегда перед началом пения необходимо дать две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона, например («Две тетери» русская народная мелодия, «Мы запели песенку» музыка Р. Рустамова, слова Л. Миронова, «Воробей» музыка В. Герчик, слова А. Чельцова). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

В возрасте пяти-шести лет закладываются основы ладового и метрического чувства, навыков интонирования. К шести – семи годам намечаются индивидуальные особенности тембра, проявляется интерес к фонематическому образованию звука, приобретаются первые технические вокальные навыки. Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

В процессе пения успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, на занятиях вокала дети получают различные сведения о музыке.

В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду, появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Радуга», «Детство» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В содержание выше указанных программ входят конкретные рекомендации в основном для воспитателей по организации познавательной деятельности детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия их с детьми. В разделе музыкального воспитания даны общие направления в зависимости от той или иной программы, но несмотря на это, прослеживается связь с типовой программой воспитания. Основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными, а именно:


  • формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению;

  • учить петь детей самостоятельно и с помощью педагога;

  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;

  • развивать голос, формирующий естественное детское звучание;

  • расширять певческий диапазон и т. д.

Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже сaмые слaбые данные, можно развить до высокой степени.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9