Файл: Особенности вокальнохоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Психологическая характеристика и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста, строение голосового аппарата

Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых занятиях

Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.

2.1. Определение музыкально-дидактической игры

2.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей

2.3 Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности

Заключение

Список использованных источников



Краткие выводы по первой главе



Обзор источников по проблеме исследования особенностей вокально-хоровой работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

  1. Над спецификой работы с детьми-дошкольниками работали многие выдающиеся музыкальные деятели. Изучая их труды можно выстроить грамотную последовательность обучения детей на начальных этапах знакомства с вокально-хоровой деятельностью.

  2. В начале работы в хоровом классе следует учитывать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и активно заниматься эмоционально-нравственным развитием начинающих певцов через подбор и изучение песенного материала, направленного на чувство общности с другими, и в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.

  3. Большое внимание следует уделять возрастным особенностям слуха и голоса, а также строению голосового аппарата детей старшего дошкольного возраста. Серьезно относиться к подбору репертуара, обращая внимание на диапазон, ритмические сложности и аккомпанемент произведений.

  4. Организуя вокально-хоровую работу с детьми, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности юных певцов, проводить работу систематически и последовательно.




Глава 2. Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения.

2.1. Определение музыкально-дидактической игры


Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале преподаватель является инициатором проведения игры в классе, а впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Умение различать свойства музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Музыкальные игры можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.



Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных мероприятиях является - игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное - непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной ситуации.

Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Именно на этом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому этапу. На речевом этапе можно проводить с детьми артикуляционную гимнастику, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, таким образом дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса используется развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира. Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость и полётность речевого голоса.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмоинтонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Игры и упражнения начинаются с использования самых близких ритмов: имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, затем включаем считалки
, потешки, прибаутки, четверостишия. Тексты речевых игр дети не заучивают, они запоминают их в процессе игры. Для проговаривания текста даются детям различные варианты заданий, например, произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

Детям нравится, когда они делятся на две команды и играют в «эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает в ладоши одновременно, а другая, произносит и хлопает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т.д.

Для развития музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения на занятиях предлагаются детям ритмодекламации - чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог и звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, развитию чёткой дикции, а главное выразительному исполнению различных настроений в речевом или музыкальном материале.

Одним из видов деятельности детей является речевая зарядка. Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное - носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей. Речевые зарядки можно проводить в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.).

Важно проводить дыхательную гимнастику, в течение 2-3 минут. Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных, ведь навык певческого дыхания (такого как у взрослого певца) выработать у ребёнка дошкольного возраста практически невозможно. Дыхательную гимнастику проводится в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев.

Упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

С целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса большое внимание уделяется распеванию. Можно использовать два вида упражнений для распевания:


  • специальные целенаправленные упражнения для выработки конкретного певческого навыка;

  • упражнения, основанные на небольших, выученных ранее маленьких песенках или отрывков из песен, которые исполняются в разных (доступных для ребёнка) тональностях сверху вниз или наоборот.

Необходимо тщательно относится к подбору упражнений, учитывать, чтобы было интересное содержание или игровой момент, чтобы упражнения могли заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности песни. В работе возможно использовать как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которая ставится перед разучиванием той или иной песни. Систематическое исполнение подобных упражнений способствует тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть, звонкость, высокое светлое звучание.

Большое место на музыкальных мероприятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Музыкально-дидактические игры чаще всего используем перед разучиванием новой песни.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.