Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 451

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению



отдыхать, чувствуют вину, когда ничего не делают. Работу ценят выше отношений, окружающих считают лентяями, все, кто работают или служат меньше их - раздражают. Взаимоотношения с Богом - "чем больше служу, тем больше угождаю Богу". Служение для них важнее, чем Бог.

  1. перфекционисты - основа их самооценки недосягаема, оценивают все, исходя из нереального идеала; Их девиз: "Все должно быть совершенно!" Сосредотачиваются на мелочах. Мастера по нахождению ошибок. Все должно быть безупречно. Воспринимают свои ошибки, как поражение. Сосредоточены на недостатках других. Их принцип: "Все или ничего!" Поражены страхом неудачи. Иногда выглядят, как ленивые или безынициативные, потому что берутся только за то, в чем уверены на 120%. Часто остаются в тени из-за страха неудачи. Для них 99% удачи - это не все. Зачастую их талант остается не распознанным. Во взаимоотношениях с людьми недовольны и критичны. Им трудно принимать людей такими, какие они есть. Гордые самоправедные в своих достижениях. Это современные фарисеи, которые благодарят Бога за то, что они не такие, как другие.

  2. чечеточники - базируют свою самооценку на том, чтобы быть свободными. Они научились никогда не вступать в тесные отношения. Их девиз по жизни: "Быть свободным!" Сконцентрированы на свободе, близких отношений не строят. У них много контактов, связей, которые помогают им чувствовать себя значимыми, они не понимают, что такие близкие взаимоотношения, это мастера полуправды, в отношения много не вкладывают, держат дистанцию, эгоистичны. Строят отношения только с теми, кто позволяет сохранять дистанцию в отношениях. В семье также не строят близких взаимоотношений, или не связывают себя узами брака вообще. Им сложно соприкасаться с чувствами. Зачастую провозглашают много лозунгом, но не имеют близких взаимоотношений с Богом [12].


Таким образом, для предотвращения саморазрушающего поведения важно, чтобы воспитание, было непрерывным, целостным и опирающимся на нравственные основы.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Феномен саморазрушающего поведения у подростков




Девиантное поведение (от англ. Deviation - отклонение) – действие/ комплекс действий совершенных личностью, противоречащих утвержденным правовым и социальным нормам, принятым в том или ином обществе; Изображается в виде нарушения баланса психических процессов, адаптации, процесса самоактуализации, а также в виде уклонения от нравственного контроля над своим поведением. Девиантное поведение подразделяется на три вида: аутодеструктивное, асоциальное и противоправное поведение.

Аутодеструкция (от греч. Autos – сам, саморазрушение) – как форма девиантного (отклоняющегося) поведения представляет собой специфическое, нездоровое, аномальное состояние личности, выражающееся в отрицании собственной тожественности, целостности и стремлением к саморазрушению, проявляющееся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях под влиянием негативных факторов окружающего мира. Данное явление зарождается по причине искажения социализации и находит свое проявление, в виде широкого спектра поступков, во-первых, противоречащих социально-нравственным нормам, а во-вторых, косвенно (отсроченный вред) или прямо причиняющих изрядный вред психологическому, физическому и социальному благополучию, угрожая тем самым развитию и сохранению целостности личности[1].

В клинико-психологическом направлении аутодеструктивное поведение представляется как системное расстройство; как целостный деструктивный стиль личности подростка, который выражается: в зависимости от социума; дисфункцией эмоциональной
саморегуляции с использованием примитивных средств совладания со стрессом в ситуациях фрустрации; нестабильностью идентичности; слабым распознаванием своих психологических границ и психологических границ другого человека;
неуверенностью в себе; недоверием к значимым взрослым; неумением просить помощь и поддержку (сочетается с завышенными требованиями к себе и другим).

Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение различные деструктивные действия, направленные на собственную личность, складывающиеся в ответ на воздействие социальной среды, а также сопровождающиеся чувством тревоги, аутоагрессии/агрессии, стыда, страха, вины и чувством неполноценности[1]. Аутодеструктивное поведение, имеющее хроническую форму, выполняет защитно-компенсаторные адаптивные функции, путем манипулирования своим «Я», телесностью и социальным взаимодействием, но оказывает всего лишь временный эффект чувства удовлетворения, который в дальнейшем сменяется ощущением отчаяния, внутренней пустоты и разрушением значимых межличностных отношений.

Саморазрушающее поведение рассматривается как: отражение индивидуального строения личности; способ эмоциональной саморегуляции своего состояния; результат искажения процесса самосознания; составная часть поведения, выполняющая приспособительную функцию к психотравмирующим факторам в определенных ситуациях, тем самым помогая сохранять человеку целостность его «Я-концепции», уважение к своей личности, положительную самооценку, однако наносящая вред здоровью и социальной адаптации.


В отечественной психиатрии выделяют:

  • Демонстративно-шантажное поведение (не содержит истинных намерений лишения жизни; цель: привлечение внимания окружающих);

  • Аффективное (импульсивное) поведение (проявляется на пике достаточно сильных негативных эмоций с сужением восприятия действительности);

  • Истинно суицидальное поведение (продуманный план действия для совершения самоубийства)[1].


Формы проявления саморазрушающего поведения:

Аутоагрессия как разновидность агрессивного поведения - агрессивные действия, направленные по каким-то причинам не на социум, а на собственную личность. Аутоагрессивное поведение объединяет в себе сознательные и неосознанные суицидальные поступки, аутодеструктивные действия (ведущие к саморазрушению) и умышленные самоповреждения.

Выделяется три формы аутоагрессии:

а) суицидальное поведение (осознанный, добровольный суицид);

б) аутодеструктивное поведение и несуицидальные эквиваленты (осознанные/неосознанные действия, совершаемые без добровольной цели лишения себя жизни, ведущие к психологическому/физическому саморазрушению личности - аддикции);

в) несуицидальное аутоагрессивное поведение (включает в себя разнообразные формы самоповреждений, совершаемые без цели лишения себя жизни) [25].

С помощью исследований было выявлено, что лица с высоким уровнем аутоагрессии обладают низким уровнем подозрительности, избегают вербальной агрессии и более склонны к суицидальному поведению.

  • Химическая зависимость и не химическая зависимость – зависимость от определенных веществ (алкогольная, лекарственная, наркотическая зависимость, курение, токсикомания) или определенных действий (игровая, сексуальная, компьютерная зависимость и др.). Наличие зависимостей у подростка указывают на его личностное неблагополучие, переживание чувства неудовлетворения своей жизнью или вообще отсутствием смысла жизни, а также стремлением огородиться и защититься от существующих проблем в реальной жизни. Б.Г. Ананьев, рассматривая подростковый период и аддиктивное поведение подростков, предполагал, что именно недостаточное развитие социальной компетентности компенсируется психоактивными веществами, которые могут включаться как независимый