Файл: View metadata, citation and similar papers at.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 450

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

Методики исследования:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования

Феномен саморазрушающего поведения у подростков

Формы саморазрушающего поведения

Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте

Выводы по первой главе

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-

Характеристика выборки:

Методики исследования:

Методы математической обработки данных:

Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой

Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич

Личностный опросник Личко

Лист вопросов

Результаты исследования клинико-психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению


Эмпирическая база:МАОУ «Средняя общеобразовательная школа

№3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина».

Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении и углублении знаний о клинико-психологических особенностях подростков с саморазрушающим поведением, о методах и техниках его профилактики и коррекции в условиях психологической работы.

Практическая значимость состоит в прикладном характере проделанной работы, который выражается в формулировке практических рекомендаций и разработке программы профилактических мероприятий, нацеленных на снижение правонарушений и суицидальных попыток среди несовершеннолетних в условиях образовательного учреждения.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ




    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования



Саморазрушающее (или аутодеструктивное/аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах.

Исследователи аутоагресивного поведения выделяют внешнюю и внутреннюю обусловленность данного явления. Пилягина Г. Я. делает акцент на внешней обусловленности аутоагрессии, которая возникает при условии формирования некоторой системы, состоящей как минимум из трех компонентов: первое, фрустрированный человек с формирующимся внутренним конфликтом и подавляющий свою агрессию, второе, психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные формы поведения, обусловленные вышеупомянутым внутриличностным конфликтом; третье, обратная отрицательная связь – несбывшиеся ожидания по отношению к объекту, агрессивность субъекта, потребность разрешения внутриличностного конфликта.

Изучая работы Е.В. Змановской, И.А. Баевой, можно так же предположить, что саморазрушающее поведение – сложное интегрированное образование, которое обуславливается двоякой детерминацией: личностными характеристиками и особенностями социальной и физической среды, в которой находится человек. Особенностью саморазрушающего поведения является то, что оно может быть представлено внутренними формами, такими как негативные мысли, представления и переживания о себе и окружающем мире, и внешне долго и

незаметно другим людям [30].
По мнению Ипатова А. В. причиной аутодеструктивного поведения является нарушение процесса социализации индивида, когда социально- психологическая дезадаптация, возникающая на фоне личностного конфликта, создается парадоксальной ситуацией, сочетающей в себе одновременно и наличие жизненно важной потребности и того, что препятствует её удовлетворению.

Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. Исследуя подростковую агрессию, он ввел понятие «аутоагрессивный паттерн личности», в структуре которого выделил 4 блока:

Характерологический уровень аутоагрессии положительно взаимосвязан с интроверсией, педантичностью, демонстративностью, депрессивностью;

Самооценочный чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка;

Интерактивный аутоагрессия связана со способностью или неспособностью к успешной социальной адаптации. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно – с застенчивостью;

Социально-перцептивный наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других [15].

Так же можно сказать, что в первую очередь на развитие саморазрушающего поведения, большое влияние оказывает враждебность, как со стороны матери, так и со стороны отца. При этом директивность со стороны
родителей, несмотря на внутреннюю связь с враждебностью, оказывает обратное влияние.

В случае выраженной агрессии родителей дети позже начинают пробовать различные формы рискованного поведения в области здоровья и в
меньшей степени вовлекаются в устойчивые формы саморазрушающего поведения. Чаще всего, решающее значение имеет наличие положительных эмоциональных отношений (любви, поддержки).

В случае наличия положительных отношений к ребенку директивность воспринимается как забота и беспокойство, а в случае отсутствия положительных отношений, враждебность и директивность воспринимаются как подавление и контроль и агрессивность.

Если рассматривать с точки зрения гендерных различий, такая характеристика семейных взаимоотношений, как автономность матери, оказывает наиболее сильное влияние на риск формирования у детей саморазрушающего поведения.

Присвоение детьми неадекватных моделей поведения ведет к формированию неконструктивных смысловых систем, которые могут стать внутренними предпосылками нарушений идентичности и эмоционально- когнитивных искажений в структуре образа мира, по сути, приводит к расстройствам адаптации, проявлениям различных форм саморазрушающего поведения.

Э. Ларсен приводит шесть категорий принятого с детства саморазрушающего поведения:

  1. контролеры - их самооценка базируется на том, как много они могут сделать для окружающих людей, но не умеют заботиться о себе; Люди, которых они контролируют - не растут духовно, а становятся от них зависимыми. Считают, что они лучше знают, как нужно жить другим. Не позволяют другим быть самим собой. Строят взаимоотношения с проблемными людьми, чтобы самоутверждаться за их счет и выглядеть лучше на их фоне. Развиваются созависимые отношения. Контролер не умеет доверять людям и Богу и сами пытаются играть роль Бога в жизни слабых людей.

  2. угодники - их самооценка базируется на том, чтобы никого не рассердить, они никогда не заявляют о своих нуждах и поэтому всегда



находятся в состоянии эмоционального голода; Хотят быть важными, ценными в своем окружении, предугадывать желания других людей. Их девиз по жизни: "Мир любой ценой". Они заботятся о желаниях и нуждах людей, не фокусируя внимание на себе. Им сложно ответить на вопрос «Что лично тебе нравится, или что ты любишь, чего хочешь, какие твои желания?» Потому живут чужими желаниями и исполняют их. Угодники платят большую цену, теряют свою личность, свою индивидуальность, становятся тенью других людей. Их взаимоотношения нездоровы с другими людьми, они знают, что нужно другим, и считают, что другие должны догадываться о их желаниях и нуждах. Злятся, если не получают желаемого. Затем, впоследствии "тихо" разрывают отношения (внутри обижаются), их ведь не поняли! Чувствуют себя использованными. Когда вдруг "взрываются" от накопившихся эмоций, показывают другое лицо. Всегда ищут другого человека, который его оценит и будет считать благородным. Таких людей обычно находят люди, которым отдают часть своих проблем.

  1. мученики - они усвоили, что жить - это значит постоянно страдать, они добиваются боли, т.к. это норма. Когда у мученика все хорошо, чувствует себя дискомфортно. Считают подсознательно, что чем больше страдают, тем ближе к Богу. Думают, что страданиями себя смиряют, но это не есть истинное смирение. Чем больше мы позволяем Богу показать нам наше сердце, тем более в правильном положении мы находимся. Часто мученики соприкасаются с контролерами, или могут иметь смешанный тип. Мученику всегда необходимо страдать, если этого не происходит, эти люди зачастую сами провоцируют скандалы, чтобы страдание не прекращалось, усиливалось. Развивается зависимое поведение. Во всем видят только негатив и повод для страданий. Самоправедны, или наоборот находятся в самоосуждении и бичевании.

  2. работоголики базируют свою самооценку на деятельности. Завершение не является их целью, им достаточно постоянного движения; Конечный результат для них не важен, главное - процесс. Не умеют