ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по дисциплине оценка самостоятельной работы студентов не является. Вместе с тем оценка СРС имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине.

Во-первых, оценка самостоятельной работы в соответствии с принятой в СКГМИ (ГТУ) балльно-рейтинговой системой аттестации включается в оценку такой формы аттестации студентов как оценка текущей внеаудиторной работы и работы на семинарских занятиях. Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей при проведении промежуточной аттестации. В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Кроме того, результаты рубежного контроля знаний (который проводится 2 раза в течение семестра, во многом зависят от интенсивности и эффективности самостоятельной работы студента. В целях повышения объективности этого контроля наиболее целесообразной его формой является тестирование (желательно компьютерное). Приведенный ниже перечень тестовых заданий предназначен в первую очередь для самоподготовки студентов, задания из этого перечня используются преподавателями и при проведении рубежного контолля.

Роль оценки самостоятельной работы студентов и ее вклад (в баллах) в результирующую оценку текущей работы за семестр зависят от вида СРС. Обязательные формы самостоятельной работы имеют удельный вес, который зависит от значений их планируемой трудоемкости (в часах), указанных в рабочей программе дисциплины для студентов соответствующего направления подготовки.

Независимо от вида самостоятельной работы, критериями ее оценки могут считаться:

а) умение проводить анализ;

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении источников информации;

г) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемого материала;

д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами;

ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы.


Критерии оценки выполненной работы преподаватель обязан довести до сведения студентов в течение первых двух недель с начала семестра.

Для проверки уровня усвоения знаний и формирования умений и навыков студентов можно использовать различные методы такие, как устный опрос, письменные контрольные работы, тестовые задания, эссе, доклады, рефераты и т. п.

Формой учета внеаудиторной работы студента является отметка в журнале преподавателя (желательно с оценочным суждениям) или сумма баллов, набранных студентом в процессе выполнения заданий.

Итог внеаудиторной самостоятельной работы студента подводится в виде суммарного балла оценки его текущей работы за семестр, которая выставлена в журнал преподавателя и в ведомость. Именно эта сумма баллов, набранных студентом, будет определять итоговую оценку освоения дисциплины.

В соответствии с действующим Положением о промежуточной аттестации и текущем контроле студент, набравший не менее 26 баллов (из 50 возможных) по результатам текущей работы (включая СРС) и не менее 12 баллов по результатам каждого рубежного контроля знаний освобождается от сдачи зачета (или ему гарантирована положительная оценка на экзамене). Студенту, не набравшему таких баллов, необходимо явиться на сдачу зачета (или экзамена).


4. Самостоятельное изучение теоретического курса

Самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины «История и культура народов Северного Кавказа» предусмотрено на протяжении всего семестра. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, текущий и рубежный контроль и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

Источниками для самостоятельного изучения разделов дисциплины выступают:

– учебники и учебные пособия, указанные в рабочей программе дисциплины;

– конспект лекций;

– научные статьи в периодической печати и рекомендованных сборниках;

– научные монографии.

Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским занятиям, при написании рефератов, эссе и докладов.

Для выступления с докладом студенту отводится 7–10 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 5–7 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5–7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.

Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше, если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.

Важно потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудионоситель. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т. п.

Необходимо отметить, что формат «круглых столов», дискуссий и конференций предполагает обсуждение актуальных вопросов в диалоге. Выступления на таких мероприятиях не являются участием в соревновании или конкурсе. Поэтому, с одной стороны, не предполагают жёсткой конкуренции участников и последующей раздачи призовых мест, с другой стороны, требуют внимательного отношения и участия к каждому докладу. Цель «круглостола» или конференции считается достигнутой в том случае, если, во-первых, каждый из участников получит возможность высказаться по проблеме, и, во-вторых, сложилось общее понимание или несколько обоснованных подходов к рассматриваемому вопросу.


5. Подготовка к текущей аттестации

Ниже приведен перечень вопросов и заданий для самоподготовки, эти же вопросы, как уже отмечалось, в том или ином сочетании будут содержаться в билетах (вариантах), предлагаемых студентам для контроля знаний при проведении текущей и промежуточной аттестации. Для удобства работы вопросы сгруппированы по разделам дисциплины.

Тема 1. Северо-Кавказский регион: этнический состав. Историко-этнографический обзор

  1. Назовите столицу РСО-Алании.

  1. Назовите столицу Кабардино-Балкарии.

  1. Назовите столицу Чеченской Республики.

  1. Назовите столицу Карачаево-Черкесии.

  1. Назовите столицу Республики Дагестан.

  1. Назовите столицу Ингушетии.

  1. Назовите столицу Адыгеи.

  1. К какой семье языков относится осетинский язык:

а) романской, б) кельтской, в) скандинавской, г) индоиранской?

  1. В составе какой из перечисленных семей народов отсутствуют народы Кавказа:

  1. кавказская, 2) алтайская, 3) уральская, 4) индоевропейская?

  1. Какие из перечисленных народов не входит в индоевропейскую семью:

  1. армяне, 2) грузины, 3) осетины, 4) немцы, 5) славяне,

6) англичане, 7) финны, 8) венгры?

  1. Какие из перечисленных народов не входят в кавказскую семью народов:

  1. кабардинцы, 2) балкарцы, 3) чеченцы, 4) абхазы, 5) лезгины, 6) азербайджанцы?

  1. Все народы Кавказа принадлежат к трем языковым семьям:

  1. индоевропейская, 2) кавказская, 3) алтайская, 4) уральская.

  1. Кавказская языковая семья делится на группы (что неверно?):

  1. абхазо-адыгскую, 2) дагестанскую, 3) нахскую, 4) картвельскую, 5) тюркскую.

  1. Найденные при раскопках вещи и сооружения, оставшиеся от древнего народа, именуют … культурой.

  1. К археологическим культурам Кавказа относятся: