ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Министерство культуры Российской Федерации

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса «русская литература XIX века»

Содержание курса «русская литература XIX века»

Раздел I. Первая треть XIX века

Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество в. А. Жуковского

Тема 1.2. Творчество а. С. Пушкина. Лирика а. С. Пушкина

Тема 1.3. Романтические поэмы а. С. Пушкина

Тема 1.4. Драматургия а. С. Пушкина

Тема 1.5. Проза а. С. Пушкина

Тема 1.6. Творчество м. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»

Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество н. В. Гоголя

Раздел II. Вторая треть XIX века

Тема 2.1. Литературный процесс 1840 - середины 1860-х гг. Творчество и. С. Тургенева

Тема 2.2. Творчество и. А. Гончарова

Тема 2.3. Поэтическое творчество ф. И Тютчева и а. А. Фета

Тема 2.4. Творчество н. Г. Чернышевского

Тема 2.5. Драматургия а. Н. Островского

Раздел III. Третья треть XIX века

Тема 3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг.

Тема 3.2. Романное творчество ф. М. Достоевского

Тема 3.3. Творчество м. Е. Салтыкова-Щедрина

Тема 3.4. Творчество л. Н. Толстого

Тема 3.5. Творчество а. П. Чехова. Рассказы и повести. Драматические произведения

Темы для самостоятельного изучения

Планы практических занятий Занятие 1. Лирика а. С. Пушкина. Мифология поэтического творчества (2 часа)

Занятие 2. Поэтический мир ф. И. Тютчева и а. А. Фета (2 часа)

Занятие 3. Повесть ф. М. Достоевского «Двойник» (2 часа)

Литература

Контрольные вопросы и задания

Вопросы для подготовки к экзамену

Список художественных текстов для обязательного прочтения

Научная литература об отдельных авторах

Перечень ключевых слов

Содержание

Основными формами организации учебного процесса по изучению русской литературы XIX века являются лекции, семинарские занятия, выполнение контрольных работ, консультации по темам, которые предложены для самостоятельного изучения.

Курс «Русская литература XIX века» предполагает также самостоятельную работу студентов. В ходе самостоятельной работы над изучением курса студент должен вести конспект лекций, изучать нужные главы учебных пособий (см. список литературы), обращая особенное внимание на те аспекты курса, которые подробно не освещаются в лекциях. Также в обязанности студента входит подготовка к семинарским занятиям и чтение обязательного минимума художественных текстов (см. планы занятий и список художественных текстов). В процессе чтения, анализа художественных произведений студентам предлагается вести (по желанию) «читательский дневник», содержащий выписки цитат, отдельных фрагментов текста. Дневником разрешается пользоваться на экзамене при подготовке устного ответа, но с условием отсутствия в дневнике конспектов лекций, энциклопедических и научно-исследовательских статей.

Курс русской литературы XIX века завершается экзаменом, который имеет форму устного ответа на экзаменационные вопросы. Экзаменационная оценка также может выставляться по итогам контроля самостоятельной работы студентов (тестовые и контрольные задания, собеседования по отдельным темам и разделам курса), с обязательным учетом работы на семинарских занятиях. Основным требованием допуска к экзамену является соответствующее количество прочитанных студентом художественных произведений из представленного списка обязательной литературы. Студент, не прочитавший или прочитавший не полностью произведения из списка, к экзамену не допускается. Также абсолютно неприемлемым представляет-ся чтение произведений русской классической литературы в сокращенном варианте. Подобные действия студентов будут расцениваться как грубейшее нарушение в рамках данной учебной дисциплины. Обращение к хрестоматиям или кратким популярным изложениям допустимо только в случае, когда студент желает освежить в памяти сюжетные ходы уже прочитанного в полном варианте произведения.

На экзамене студент должен показать знание историко-литературных фактов XIX века, а также умение анализировать художественное произведение. Методика анализа и интерпретации художественного текста будет предложена в ходе чтения лекционного курса.



Тематический план курса «русская литература XIX века»

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

лекц.

практ.

Раздел I. Первая треть XIX века

1.1. Русский романтизм. Творчество В. А. Жуковского

2

2

-

1.2. Творчество А. С. Пушкина. Лирика А. С. Пушкина

2

-

2

1.3. Романтические поэмы А. С. Пушкина

2

2

-

1.4. Драматургия А. С. Пушкина

2

2

-

1.5. Проза А. С. Пушкина

2

2

-

1.6. Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирика. Драма «Маскарад»

2

2

-

1.7. Русская литература 1830-х годов. Творчество Н. В. Гоголя

2

2

-

Итого по разделу

14

12

2

Раздел II. Вторая треть XIX века

2.1. Литературный процесс 1840-х - середины 1860-х гг. Творчество И. С. Тургенева

2

2

-

2.2. Творчество И. А. Гончарова

2

2

-

2.3. Поэтическое творчество Ф. И Тютчева и А. А. Фета

2

-

2

2.4. Творчество Н. Г. Чернышевского

2

2

-

2.5. Драматургия А. Н. Островского

2

2

-

Итого по разделу

10

8

2



Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

лекц.

практ.

Раздел III. Третья греть XIX века

3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг. Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник»

2

2

-

3.2. Романное творчество Ф. М. Достоевского

2

-

2

3.3. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

2

2

-

3.4. Творчество Л. Н. Толстого

2

2

-

3.5. Творчество А. П. Чехова. Рассказы и повести. Драма­тические произведения

2

2

-

Итого по разделу

10

8

2

Всего

34

28

6


Содержание курса «русская литература XIX века»

Раздел I. Первая треть XIX века

Общие цели раздела. Создать представление о литературном процессе как об особой художественной системе, а также о закономерностях развитии русской литературы начала XIX века. Развить представление о стадиальнос­ти литературного развития. Дать представление о романтизме как о лите­ратурном направлении и об особенностях существования романтической эстетики на русской почве. Рассмотреть творчество отдельных писателей во взаимосвязи с понятием романтизма, а также с попытками его преодоления. Развить навыки литературоведческого анализа произведений.