ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. История отечества с древних времен до конца хiх века.
Тема 2. Киевская Русь iх – хii вв.
Тема 3. Удельная Русь. Борьба с нашествием. XIII век.
Раздел 2. Становление и развитие единого российского централизованного государства.
Тема 1. Образование единого русского государства. XIV – первая
Тема 3. Россия на рубеже XVI – XVII вв. Смутное время и исторические
Раздел 3. Рождение и развитие Российской империи в хviii веке - первой половине хiх века.
Тема 1. Эпоха Петра Великого и её место в истории России. Дворцовые
Тема 2. Российская империя во второй половине XVIII века.
Тема 3. Расцвет Российской империи в I- половине хiх века.
Раздел 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу. Вторая половина XIX в.
Тема 1. Эпоха великих реформ. Александр II–Освободитель.
Тема 2. Внутренняя и внешняя политика 80 – 90-х гг. XIX века. Александр III. Миротворец.
Тема 3. Идейная борьба и общественное движение в России в XIX веке.
Часть 2. История отечества в хх веке – начале ххi века.
Раздел 5. Россия в начале XX века. Проблемы модернизации общества.
Тема 1. Россия на рубеже XIX – XX вв. Личность последнего императора.
Тема 2. Социально-политический кризис. Первая российская революция 1905 – 1907 гг.
Тема 3. Россия 1907 – 1914 гг. Столыпинская реформа.
Раздел 6. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914 – 1920 гг.
Тема 1. Россия в первой мировой войне лето 1914- февраль 1917 гг.
Тема 2. Россия в 1917 году: борьба альтернатив общественно – политического развития.
Тема 3. Россия в гражданской войне и интервенции ноябрь 1917-1920 гг.
Раздел 7. Формирование и сущность советской системы 1921-1939 гг.
Тема 1. Советское государство в период нэПа.
Тема 2. Ссср в условиях форсированного строительства социализма.
Раздел 8. Ссср в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Тема 1. Ссср накануне и в начальный период Второй мировой войны.
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. Этапы. Битва за Москву.
Тема 3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Победа антигитлеровской коалиции.
Раздел 9. Советское общество в эпоху научно- технической и информационной революции.
Тема 1. Послевоенное развитие советского общества. Холодная война.
Тема 2. Ссср в 1965 – 1985 гг. Нарастание кризисных явлений.
Тема 3. Попытки перестройки и их крах. 1985 – 1991 гг.
Раздел 10. Постсоветский период истории России.
Тема 1. Становление новой Российской государственности.
Тема 2. Россия на рубеже XX – XXI вв.
Тематика семинарских занятий Тема 1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь.
2. Образование древнерусского государства.
Тема 3. Дворянская империя. Модернизация России.
Тема 4. Модернизация России в XIX веке: универсальность и специфичность.
Тема 5. Россия на рубеже веков. Революция или реформы ?
Тема 6. Россия в условиях общенационального кризиса (1914-1920 гг.)
Тема 7. Советская модель модернизации.
Тема 8. Ссср накануне и в годы второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 гг.)
Тема 9. Постиндустриальный этап модернизации ссср.
Методические указания и тематика контрольных работ по истории для студентов заочного отделения
Темы для студентов, фамилии которых начинаются на буквы:
Введение.
Кардинальные изменения в России на рубеже веков, охватившие все стороны ее жизнедеятельности закономерно привели к актуализации в сознании российского общества проблем гуманитарного образования как важнейшего условия устойчивого развития страны в XXI веке.
Уникальные возможности в формировании духовно целостной личности и одновременного воспроизводства культуры народа (через человека, его систему ценностей и жизненных смыслов) определили понимание гуманитарного образования в качестве ведущего фактора духовной безопасности, поскольку утрата национально-культурной самобытности ведет к потере своего особого места в общемировой семье культур и цивилизаций, а конечном счёте – к существенному ослаблению экономических и геополитических позиций.
В условиях информационного общества курсу «Отечественная история» принадлежит исключительная роль в гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства. Историческое образование – это важнейший механизм трансляции и воспроизводства духовных ценностей, идеалов и смыслов жизни, оно выполняет функцию национального самосознания и культурной самоидентификации поколений, способствует общественному согласию и консолидации сообществ. В процессе социально-гуманитарной подготовки история формирует у специалиста коммуникабельность и толерантность, профессиональную мобильность, способствует приобретению таких профессиональных черт, как: гибкость и нестандартность мышления, способность противодействовать психологической инерции мышления, умение полноценно усваивать, быстро меняющуюся информацию, умение ориентироваться в нестандартных условиях, выдвигать и обосновывать собственные суждения и т.д.
Особое место «Отечественной истории» в профессиональной подготовке студентов культурологического факультета обусловлено включением данного курса в структуру учебного плана как обязательной дисциплины.
Изучение «Отечественной истории» тесно связано с такими социально-гуманитарными дисциплинами, как: философия, социология, психология, экономика, политология, правоведение, культурология. Данный курс решает также задачу взаимодействия с дисциплинами естественнонаучного профиля.
Программа по курсу «Отечественная история» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержание дидактических единиц этих требований раскрывается с позиций многофакторности и антропологичности, реализуемых через принципы: историзм, объективность, взаимосвязь общего, особенного и единичного.
При подготовке данной программы использован опыт концептуальной разработки курса истории, накопленный кафедрой ИМК КемГУКИ, кафедрой Новейшей Отечественной истории КемГУ, кафедрой истории НГУ, кафедрой гуманитарных дисциплин Кузбасского института экономики и права, кафедрой истории Томского государственного педагогического университета.
Данный курс преследует цель: на основе актуализации имеющихся знаний дать углубленное представление об основных этапах и содержании истории России, выводящее историческое сознание на более высокий уровень обобщения, позволяющий выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, и в этом контексте проанализировать общее и особенное отечественной истории, что и определит её роль во всемирно-историческом процессе.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:
- выработка многомерного видения истории в контексте исторического времени и пространства (прошлое – настоящее – будущее; история России и мир, история региональная, этнонациональная, история человека);
- развитие умений анализировать и оценивать фактический материал на основе источниковедческих и исторических знаний, с позиций цивилизационного, культурологического и формационного подходах;
- формирование способности определять и аргументировать собственную позицию к историческим версиям и оценкам, к дискуссионным проблемам истории и современности;
- способствовать дальнейшей социализации, полноценной профессиональной адаптации через осознание молодыми людьми своей причастности к судьбам страны и мира, соотнесении личностных интересов с потребностями развития державы, региона, социокультурной общности.
Курс «Отечественная история» состоит из двух частей, 10 разделов и 28 тем. Структура программы определена сочетанием цивилизационного и формационного подхода. В соответствии с цивилизационной объяснительной модели первая часть, охватывающая хронологически Iтыс. до н.э. и до концаXIXвека, рассматривает развитие России в рамках традиционного (аграрного) типа цивилизации, где господствует фактор объективных определений, анализ которого осуществляется в 4 разделах и 12 тем, с позиций формационного подхода как первобытное и феодальное общество.
Аграрная (традиционная) цивилизация (IX век – до конца XIX века) состоит из двух периодов: первый – IX век – первая половина XIX века – время абсолютного диктата объективного фактора в рамках феодального общества, материальная основа которого (в отличие от Европейского континента) не образовала «первичного» пространства свободы. В российском аграрном социуме универсальная задача человечества – сохранение рода - под давлением крайне жесткого природно-географического и геополитического фактора, приобрела статус фундаментальной проблемы выживания. Социокультурная безопасность россиян в этот период гарантировалась сильной государственностью, эффективность которой при минимальном прибавочном продукте общины достигалось через утверждение крепостного права. Ограниченность социальной энергии позволило создать внешнюю свободу, но за счет внутренней, т. е. россиянин принес в жертву проблеме выживания (объективной необходимости) свой индивидуальный выбор, стремление к самоопределению. Таким образом, насилие «извне» - «выживание», порождало насилие «внутри» - «скованность» индивидуального выбора. Устойчивость экстремальной социальной практики придала общинная ментальность крестьянства – с ее способностью признавать «Общее» более важным, чем «Частное» (отнюдь не отвергая последнего). Отсюда духовная доминанта Российской истории – идея отдать все ради общего блага, и не искать личной выгоды. Если европеец любит «себя» в Родине, то русские – Родину в «себе». Самосохранение через самоограничение – ключевая особенность Российской общности – определила длительность аграрной (традиционной) цивилизации и крайне медленное накопление предпосылок модернизационного сдвига. Период с 1861 года по конец XIX века – процесс выхода российского социума за пределы аграрной цивилизации, что реализовалось в хронологическом этапе: II пол. XIX века – когда сдвиг в материальной основе с феодального на капиталистический способ производства, ограничив господство «объективного фактора» статусом его «преобладания», освободило пространство для индивидуального выбора.
Вторая часть программы – рубеж XIX – XX вв. и до начала XXI века – анализирует исторический процесс России в условиях техногенной цивилизации. Время наиболее активного социального напряжения, когда фактор индивидуального самоопределения (свобода человека) «подавленный» традиционной цивилизации, начинает проявлять свою способность основного источника социальной энергии, т.е. движителя исторического развития. Утилизация этой энергии на внутреннее созидание при недостаточной цивилизованности базисной области российского социума, как результата постоянного крайне жесткого природно-географического и геополитического фактора, определила экстремальный характер отечественной модернизации ХХ столетия. Формационный аспект расширения «пространства свободы» дан в 6 разделах и 16 тем, через осмысление российского варианта индустриального (капиталистического) и информационного общества.
Техногенная цивилизация (конец XIX –XX век – начало XXI века) имеет два периода: первый – рубеж XIX – ХХ века – I половина ХХ века – время вхождения России в техногенную цивилизацию через становление индустриального общества, материальной основы которого, первоначально являлся капиталистический способ производства. Социокультурная несовместимость капиталистического варианта с общинной ментальностью российского социума определила выбор социалистической альтернативы индустриального развития. Второй период: II половина XX – начало ХХI века – советская модель в условиях становления и развития информационного общества. Научно-технический прогресс СССР позитивно изменив базис (материальное производство и формы социального общения), решил проблему «выживания» в ХХ веке, и уступил место Новой России (90-е годы ХХ века – начало ХХI века), в которой преобладающим стал фактор индивидуального самоопределения, свободы выбора каждой личности. Современный технологический уровень позволяет отказаться от традиционного, для отечественной истории, самоограничения для самосохранения, тем более что сам микропроцессорный мир требует большего объема индивидуальности.
Формами организации учебного процесса в преподавании и изучении «Отечественной истории» является чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных работ, рефератов.
В ходе изучения данного курса студент слушает 28 лекций, посещает 8 семинарских занятий, занимается индивидуально (СРС - 60 часов).
Программа предусматривает, что в результате изучения «Отечественной истории» студент должен:
- владеть элементами методологических знаний об общей периодизации исторического процесса, о концепциях исторического движения, о возможностях цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу социальной практики;
- осмысливать явления и события отечественной и всеобщей истории в широком историческом контексте, на разных уровнях (история России и мира, история региональной, этносоциальная. История человечества);
- систематизировать знания об истории России – основных периодах, процессах социально – экономического и политического развития, особенностях отношений власти. Общества и личности, политических и общественных движениях. Роли духовной культуры в общественном развитии, человеческом факторе в российской истории, проблемах модернизации, опыте реформаторского и революционного преобразования России;
- освоить источниковедческие и историографические знания; владеть и приемами критики источника, умениями рассматривать его в общем контексте исторических знаний; сопоставлять исторические версии и оценки, выявляя составляющие их основу мировоззренческие подходы;
- владеть навыками исследовательской деятельности по изучению прошлого, иметь опыт поисковой работы, события источников (краеведческих материалов), написание рефератов. Научных докладов, курсовых;
- уметь определять и аргументировать свою позицию в ситуациях исторического диалога, диалога культур, обсуждения дискуссионных проблем истории и современности.
Курс «Отечественная история» общим объемом 132 часов изучается в течение 1 семестра и завершается экзаменом.
Тематический план курса
«Отечественная история»
Наименование частей, разделов и тем курса |
Количество часов |
|||
Всего |
В том числе |
|||
лекций |
семинарские |
самост. работа |
||
Часть 1. История Отечества с древних времен до конца ХIХ века |
|
|
|
|
Раздел 1.1. Древняя Русь. |
|
|
|
|
1.1.1 Введение. |
4 |
2 |
|
2 |
1.1.2. Киевская Русь IХ – ХII вв. |
4 |
2 |
|
2 |
1.1.3. Удельная Русь. Борьба с нашествием. XIII век. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
14 |
6 |
2 |
6 |
Раздел 1.2. Становление и развитие единого Российского централизованного государства. |
|
|
|
|
1.2.1. Образование единого русского государства. XIV- первая четверть ХVI в.в. |
4 |
2 |
|
2 |
1.2.2. Россия в ХVI веке. |
4 |
2 |
|
2 |
1.2.3. Россия на рубеже ХVI – ХVII в.в. Смутное время и исторические судьбы России. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
14 |
6 |
2 |
6 |
Раздел 1.3. Рождение и развитие Российской империи в ХVIII веке - первой половине ХIХ века. |
|
|
|
|
1.3.1. Эпоха Петра Великого и ее место в истории России. Дворцовые перевороты. |
4 |
2 |
|
2 |
1.3.2. Российская империя во второй половине ХVIII века. «Просвещенный абсолютизм». |
4 |
2 |
|
2 |
1.3.3. Расцвет Российской империи. I пол. ХIХ века. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
14 |
6 |
2 |
6 |
Раздел 1.4. Российская империя на пути к индустриальному обществу. Вторая половина ХIХ века. |
|
|
|
|
1.4.1. Эпоха великих реформ. Александр II – Освободитель. |
4 |
2 |
|
2 |
1.4.2. Внутренняя и внешняя политика 80 – 90-х гг. ХIХ века. Александр III. Миротворец. |
4 |
2 |
|
2 |
1.4.3. Идейная борьба и общественное движение в России в ХIХ веке. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
14 |
6 |
2 |
6 |
ИТОГО по первой части курса |
56 |
24 |
8 |
24 |
Часть 2. История Отечество в ХХ веке – начале ХХI в. |
|
|
|
|
Раздел 2.5. Россия в начале ХХ века. Проблемы модернизации общества. |
|
|
|
|
2.5.1. Россия на рубеже ХIХ – ХХ вв. Личность последнего императора. |
4 |
2 |
|
2 |
2.5.2. Социально-политический кризис. Первая российская революция 1905-1907 гг. |
4 |
2 |
|
2 |
2.5.3. Россия 1907 – 1914 гг. Столыпинская реформа. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
14 |
6 |
2 |
6 |
Раздел 2.6. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914- 1920 гг. |
|
|
|
|
2.6.1. Россия в первой мировой войне лето 1914 – февраль 1917 гг. |
4 |
2 |
|
2 |
2.6.2. Россия в 1917 году: борьба альтернатив общественно – политического развития. |
4 |
2 |
|
2 |
2.6.3. Россия в гражданской войне и интервенции 1918 – 1920 гг. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
14 |
6 |
2 |
6 |
Раздел 2.7. Формирование и сущность советской системы 1921 – 1939 гг. |
|
|
|
|
2.7.1. Советское государство в период НЭПа. |
4 |
2 |
|
2 |
2.7.2. СССР в условиях форсированного строительства социализма. |
6 |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО по разделу |
10 |
4 |
2 |
4 |
Раздел 2.8. СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война. |
|
|
|
|
2.8.1. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. |
4 |
2 |
|
2 |
2.8.2. Начало Великой Отечественной войны. Этапы. Битва за Москву. |
6 |
2 |
|
4 |
2.8.3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Победа антигитлеровской коалиции. |
8 |
2 |
2 |
4 |
ИТОГО по разделу |
18 |
6 |
2 |
10 |
Раздел 2.9. Советское общество в эпоху научно-технической и информационной революции. |
|
|
|
|
2.9.1. Послевоенное развитие советского общества. Холодная война. |
4 |
2 |
|
2 |
2.9.2. СССР в 1965 – 1985 гг. Нарастание кризисных явлений. |
4 |
2 |
|
2 |
2.9.3. Попытки перестройки и их крах. 1985 – 1991 гг. |
4 |
2 |
|
2 |
ИТОГО разделу |
12 |
6 |
|
6 |
Раздел 2.10. Постсоветский период истории России. |
|
|
|
|
2.10.1. Становление новой Российской государственности. |
4 |
2 |
|
2 |
2.10.2. Россия на рубеже ХХ – ХХI вв. |
4 |
2 |
|
2 |
ИТОГО по разделу |
8 |
4 |
|
4 |
ИТОГО по второй части курса |
76 |
32 |
8 |
36 |
ВСЕГО |
132 |
56 |
16 |
60 |