ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.05.2024
Просмотров: 1198
Скачиваний: 0
(С-1) Когда вы слышите слово «танец», что возникает у вас перед глазами? Может быть, это «танец маленьких лебедей» из балета Чайковского «Лебединое озеро» или задорный русский танец «Калинка», плавный, красивый вальс-бостон, исполняемый танцорами бального танца, или «лунную походку» Майкла Джексона.
Что для нас танец, какую роль он играет в нашей жизни?
Как же изменялось танцевальное искусство с течением времени, какие танцы танцевали в эпоху Возрождения, на Древней Руси, в 20-30-е годы XX века, какие танцы танцуют на дискотеках сейчас?
Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей.
Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Наверно танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке.
В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. (С-2)
И сейчас еще в плясках некоторых племён Африки и Австралии можно увидеть подражание охоте: танцоры раскрашивают лицо и тело, надевают маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывается выразительная сцена: исполняющий роль дикого животного подражает его повадкам, остальные, действующие как охотники, подкрадываются, заманивая.… О большой роли танца в жизни африканцев свидетельствуют многие факты, в том числе наскальная живопись бушменов в Южной Африке.
Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков (С-3) и римлян, хороводы (С-4), бранли (С-5), появились первые балеты (С-6).
Изменялось общество – изменялось и танцевальное искусство. Появились вальс, мазурка, полька, полонез и многие другие танцы, которые танцевали наши прабабушки и прадедушки. (С-7)
У каждой эпохи были свои любимые танцы. Например, в фильме «Ромео и Джульетта» с увлечением танцуют мориску – модный танец своего времени. А спустя два века таким же модным будет менуэт, ещё через сто лет вся Европа начнёт танцевать вальс, затем – румбу и чарльстон, фокстрот и танго.
Появляются новые танцы, более ритмичные, такие как твист, чарльстон, рок-н-ролл, уходят и забываются старые.
Было бы неправильно, рассказывая о танцевальном искусстве, ничего не сказать о балете, об искусстве, которое покорило миллионы людей в мире и, тем более что наш урок называется «История балета».
Сколько великих танцовщиков и балетмейстеров прославило и прославляет это искусство! Если бы мы начали перечислять только их имена, то это заняло бы несколько часов.
Я предлагаю совершить вам интересное путешествие в мир балета, в его историю и современность.
Первые балеты возникли в средневековой Франции. Именно там из танцев с покачиваниями и притопами, подскоками и прыжками, называемых бранлями (бранль – от слова branle, т.е. качание, хоровод), со временем возникла французская хореография.
Профессионалы – хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Их достижения явились тем фундаментом, на котором позднее сформировался классический академический балет.
В то время, когда танец соединяется с музыкой и появляется в привычном для нас понимании, расцветают такие музыкально-танцевальные формы, как сюита, пастораль, интермедия.
В XVI веке был сделан большой шаг вперед в развитии техники танца. Фабрицио Карозо в 1581 году издал в Венеции книгу «Танцовщик», где описал танцы Венеции, технику их исполнения, основные танцевальные движения. Во Франции Туано Арбо тоже выпустил книгу под названием «Орхесография», в которой говорил о значении танца, о зависимости танца от музыки. Приход в балет профессионально обученных исполнителей способствовал дальнейшему развитию танца. Этот процесс был длительным. Постепенно балет становился самостоятельным видом искусства, обновлялась танцевальная техника, оживлялся темп, облегчался костюм.
Замечательным событием стало открытие во Франции в 1661 году Королевской академии танца. Тринадцать академиков во главе с балетмейстером Шарлем Бошаном (С-8) должны были развивать благородное искусство танца.
В XVII веке появился новый жанр: комедия – балет. Его основателем был Жан Батист Мольер (С-9), великий французский драматург, актёр и режиссёр. Он оригинально соединял музыку, танец и действие, внёс в жанр комедии – балета глубокую содержательность.
Пьер Бошан ставил танцы для комедий – балетов Мольера. Он многое сделал для развития классического танца: ввёл 5 позиций ног, разработал свою систему сценического танца. В Англии XVII века театр тоже включал в свои спектакли бытовые танцы (С-10). Танцы, описанные в произведениях Шекспира, составляют антологию хореографических произведений Англии. В высших кругах танцуют павану, гальярду, куранту, вольту, джигу.
Бессодержательному придворно-аристократическому балету хореографы эпохи Просвещения противопоставляли новую эстетическую программу осмысленного, действенного, содержательного танца. В Италии, Франции, Англии хореографы каждый по-своему искали четко выраженную форму нового балетного спектакля, новые возможности танцевальной техники, пантомимы, музыки, декоративного и костюмного оформления. Появились смелые новаторы, которые пытались освободить балет от рутины, от однообразия и штампов. Среди них был и француз Жан Жорж Новер (С-11). Новер хотел, чтобы танец стал действенным, осмысленным и эмоционально-выразительным. Под влиянием новой эстетики многое изменяется в балете, костюм становится свободным, не стесняющим движений танцовщицы, туфли – типа греческих сандалий. Такие преобразования подготовили почву для дальнейшей реформы балетного театра и появления романтического балета к 30-м годам XIX века.
Наиболее последовательно и полно романтическое направление проявилось во французском балете. Почти все романтические балеты строились одинаково. В них противопоставлялись два мира – реальный и фантастический, мир мечты. Образ воздушного сказочного создания – сильфиды, в светлом газовом облаке туник, с крылышками за спиной и с венчиком на голове, характерен для романтического балета.
Сильфида (С-12) – дух воздуха – была гостьей на земле, её воздушность балетмейстер подчеркивал в танце: в нём преобладали прыжки, парения над сценой. Исполнительница роли Сильфиды, одетая в воздушный костюм – пачку, стремясь создать впечатление невесомости героини, едва касалась кончиками пальцев. Так утверждался танец на пальцах, каким мы знаем его сейчас. Однако тогда не было специальной обуви с твёрдым носком и жёсткой прокладкой (пуантов) и танцовщице приходилось приподниматься на кончиках пальцев в мягких балетных туфлях.
Предполагается, что впервые поднялись в танце на пальцы Мария Тальони в балете «Сильфида» и русская танцовщица Авдотья Истомина (С-13) в балете «Зефир и Флора». Обученная по методу отца, Мария Тальони (С-14) обладала удивительной устойчивостью, была способна долго стоять на кончиках пальцев или парить в прыжке, задерживаясь и как бы повисая в воздухе. Искусство Марии Тальони воспевали поэты и художники.
В начале XX века хореографическое искусство на Западе переживает упадок. Классический балет как жанр практически перестаёт существовать. На смену ему приходят всевозможные ритмопластические танцы (С-15). В каждой стране они назывались по-разному: в одних – современный танец, в других – выразительный, свободный, художественный, ритмопластический и т.д. Но их всех объединяло одно – их создатели отрицали классический танец, как устаревший и неспособный раскрывать современные темы и образы. Танцы Востока, Египта, Индии, Греции, Ассирии, древней Иудеи составляли их эстетическое кредо. Наиболее яркими представителями этого направления хореографии были Айседора Дункан, Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак Далькроз.
Формирование эстетического идеала хореографического искусства в начале XX века в Европе и Америке проходило под непосредственным влиянием русского классического балета. Одна за другой появляются балетные труппы в странах, не знавших ранее классического балета. Например, балетные театры США своим появлением обязаны русским педагогам и балетмейстерам – М. Мордкину (С-16), А. Соколовой, М. Фокину (С-17), Дж. Баланчину (С-18).
С середины XIX века в Америке становятся популярными музыкальные комедийные представления с танцами, предшественники современных мюзиклов. Параллельно с этим шло развитие танца модерн.
(С-1) Танец возник в эпоху седой старины, и считается самым древним видом искусства. Нашим предкам танец доставлял эстетическую радость, но танцевали они не только ради радости, но и в процессе труда, сопровождающего жизнь людей. Люди давно ощутили, что их главная опора в борьбе за существование – опыт, но опыта у них было мало, и вот, не дожидаясь, пока каждый наберётся его на самом деле, они пробовали себя, и тем самым готовились и физически и духовно к предстоящим событиям.
Первобытный человек рисовал антилопу или кенгуру, на которых собирался охотиться, прокалывал рисунок своим копьём и был уверен, что охота на следующий день будет удачной. Для него как будто не было особой разницы между предметом и его изображением. Первобытные люди часто искренне верили, что они убивают зверя тогда, как прокалывают его изображение, а завтрашняя охота будет чистой формальностью, всё уже решено. Говорят, что такие странные представления сложились оттого, что первобытные люди возлагали большие надежды на магию, что они приписывали сверхъестественные свойства «пробной» охоте, «пробному» бою, которые обычно совершались как целые танцевальные действа. Первобытный человек и впрямь не отделял то, что, мы называем сегодня искусством, оттого, что мы сегодня называем религией. Но, объявляя старинные танцы магическими или даже религиозными, мы не очень-то проясняем, отчего люди всё-таки верили, что, ткнув в танцовщика, изображавшего кенгуру, другой танцовщик, изображавший война, обеспечил себе и своему племени удачную охоту. Неужели первобытные люди не понимали, что, для того чтобы счесть охоту удачной, надо по-настоящему вонзить копьё в настоящего кенгуру? Да, конечно же, они понимали, и, когда на другой день им никого убить не удавалось, они признавали не удачу и искали ей особые объяснения. Но отдельная неудача не колебала их веры в магическую силу предварительного танца.
Вера в опыт побуждала наших предков к необыкновенной точности в воспроизведении реальности. Европейцы, которым доводилось видеть танцы австралийцев, изображавших кенгуру, поражались тщательности, с которой танцующие воспроизводили мельчайшие оттенки прыжков и других движений животного.
Люди подражали не только движениям зверей, но и движениям ловких и умелых сородичей. И делали это не для забавы. У ацтеков домом песни и танца называлось не месть развлечений, а место воинской подготовки, юноши приходили туда, получив под присмотром жрецов начальное образование, чтобы дальше учиться военному делу. Танцевальные обряды давали им повод всей душой пережить охоту или бой и помогали внутренне собраться в тот момент, когда нужно нанести решительный удар.
Но уже в те времена в обрядовые танцы врывалось другое. Изображавший кенгуру человек с необыкновенной дотошностью копировал движения кенгуру, но другие в том же танце, радуясь удачной охоте, уже не копировали ничего. Они ликовали, и их движения, прыжки и скачки становились прямым голосом этой внутренней радости, которая на сей раз, определяла наружность не по сходству с чем-то уже известным, а, смело, преображая обычное в необычное, хотела выразить необычное состояние души. Точно так же, строя танец в соответствии, скажем, с привычным порядком охоты или боя, люди не просто подражали настоящей охоте или настоящему бою, но преображали самое построение танца, самый его ход в желанную сторону: они танцевали танец с хорошим концом, которому надлежало завершиться победой людей, чтобы им и в жизни одержать победу.
Танец в давние времена был делом первостепенной важности, и первобытные люди так именно его и понимали. Танцуя, они проходили телесную и душевную подготовку к будущей охоте и к будущему бою, и эта подготовка потом сказывалась. А самое главное, даже если первобытные люди и переоценивали практическую пользу от танца в том или ином конкретном случае, они, несомненно, были правы, считая искусство средством воздействия на жизнь, хоть и слишком прямолинейно понимали такое воздействие.
Они запечатлевали и немногие, но важные мгновения жизни, и своё отношение к ней, своё стремление воздействовать на жизнь. Стремление быть не просто листьями, носимыми ветром, но творцами своей жизни и судьбы было важно для людей уже в те далекие времена. Поэтому они и обращались за помощью к силам, которые мы теперь называем сверхъестественными, но которые первобытному человеку казались совершенно естественными. И люди не только сами совершали танцевальные действия, но верили, что духи и демоны, обитающие вокруг, у которых они искали поддержки, воздействуют на природу таким же точно образом. И не только люди, но и боги начинали танцевать. По мере того как человек познавал окружающую жизнь, изменилась форма и тематика танца.