ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

3. Структура педагогики и ее связь с другими науками

4. Основные категории педагогики

5. Понятие методологии в педагогической науке

6. Методологическая культура педагога

7. Методы педагогических исследований

8. Понятие цели воспитания

11. Взаимосвязь развития и воспитания

12. Влияние среды на развитие личности

13. Педагогический процесс как система

15. Педагогические цели

17. Сущность и направленность педагогических инноваций

18. Инновационные учебные заведения

19. Педагогические системы

20. Оптимизация педагогической системы

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

23. Профессиональный потенциал педагога

24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства

27. Основные категории дидактики

29. Сущность процесса обучения

30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

35. Понятие содержания образования и принципы его формирования

36. Теории организации содержания образования

37. Государственный стандарт

38. Учебные планы

39. Характеристика учебных программ

40. Учебники и учебные пособия

41. Понятие и сущность метода и приема обучения

43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)

46. Выбор методов обучения

49. Технические средства обучения

50. Развивающее обучение

51. Проблемное обучение

52. Программированное и компьютерное обучение

53. Модульное обучение

54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике

57. Типология и структура уроков

58. Подготовка урока

60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия

62. Методы и формы контроля

63. Тестирование достижений и развития

64. Оценка знаний учащихся

65. Неуспеваемость учащихся

66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»

69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия

70. Средства воспитательного процесса

71. Формы воспитания

73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие

74. Межличностные отношения в коллективе

75. Структура и этапы формирования учебного коллектива

76. Современные зарубежные педагогические концепции

77. Цели воспитания в зарубежной педагогике

78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества

79. Правовые основы семейного воспитания

80. Семейное воспитание: принципы и содержание

81. Типы неправильного воспитания

83. Нарушения поведения ребенка в семье

87. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

89. Вопросы теории управления школой

90. Основные положения закона рф «об образовании»

71. Формы воспитания

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

– массовые формы (участие всего класса);

– кружковая групповая;

– индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например для организаций познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т. п.).

При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Условия, с которыми сопряжен педагогический поиск форм

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия, так чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, не известной им, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным.


3. Форма должна быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

72. Направления воспитательной работы

В комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.

Содержание физического воспитания включает: совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности; просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства; развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия; индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся; развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала; формирование профессионального мышления.

Содержание нравственного воспитания составляет:

– моральное воспитание – формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

– этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;


– патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа;

– формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;

– политическое воспитание – формирование политического сознания.

Содержание трудового и профессионального воспитания:

– формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;

– формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду;

– профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;

– развитие механизма самообучения и сфере труда и профессиональной деятельности;

– профессионально-правовое воспитание – передача учащимся сведений о законах и нормах.

Содержание эстетического воспитания: развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное; развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения; эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся; формирование механизма эстетического самообразования; формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.


73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Такими составляющими являются пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический.

Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.

Элементами данного компонента являются родители, учащиеся, родители учащихся, педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Важность данного компонента: члены классного сообщества решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать; смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов.

Ценностно-ориентационный компонент, в свою очередь, представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Данный компонент является ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы.

Функционально-деятельностный компонент складывается из таких элементов, как:

– системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

– основные функции воспитательной системы;

– педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Данный компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.


Элементы пространственно-временного компонента воспитательной системы класса:

– эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;

– связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

– место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

– этапы становления и развития воспитательной системы.

Диагностико-аналитический компонент воспитательной системы класса складывается из следующих элементов: критериев эффективности воспитательной системы; методов и приемов изучения результативности воспитательной системы; форм и способов анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Важность данного компонента в том, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса.