ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 504

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

3. Структура педагогики и ее связь с другими науками

4. Основные категории педагогики

5. Понятие методологии в педагогической науке

6. Методологическая культура педагога

7. Методы педагогических исследований

8. Понятие цели воспитания

11. Взаимосвязь развития и воспитания

12. Влияние среды на развитие личности

13. Педагогический процесс как система

15. Педагогические цели

17. Сущность и направленность педагогических инноваций

18. Инновационные учебные заведения

19. Педагогические системы

20. Оптимизация педагогической системы

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

23. Профессиональный потенциал педагога

24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства

27. Основные категории дидактики

29. Сущность процесса обучения

30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

35. Понятие содержания образования и принципы его формирования

36. Теории организации содержания образования

37. Государственный стандарт

38. Учебные планы

39. Характеристика учебных программ

40. Учебники и учебные пособия

41. Понятие и сущность метода и приема обучения

43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (и.Я. Лернер, м.Н. Скаткин)

46. Выбор методов обучения

49. Технические средства обучения

50. Развивающее обучение

51. Проблемное обучение

52. Программированное и компьютерное обучение

53. Модульное обучение

54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике

57. Типология и структура уроков

58. Подготовка урока

60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия

62. Методы и формы контроля

63. Тестирование достижений и развития

64. Оценка знаний учащихся

65. Неуспеваемость учащихся

66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»

69. Методы воспитания и методы педагогического воздействия

70. Средства воспитательного процесса

71. Формы воспитания

73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие

74. Межличностные отношения в коллективе

75. Структура и этапы формирования учебного коллектива

76. Современные зарубежные педагогические концепции

77. Цели воспитания в зарубежной педагогике

78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества

79. Правовые основы семейного воспитания

80. Семейное воспитание: принципы и содержание

81. Типы неправильного воспитания

83. Нарушения поведения ребенка в семье

87. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

89. Вопросы теории управления школой

90. Основные положения закона рф «об образовании»

Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакций) от раздражителя (стимула). Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халд, Э. Толмен, С. Пресен и др.) дополнили это положение подкреплением, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул – реакция – подкрепление».


77. Цели воспитания в зарубежной педагогике

Западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложить созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно – сама жизнь. Воспитание должно объединять людей, нужно воспитать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований.

Методологические установки Дьюи по вопросам целей воспитания разделяют современные американские теоретики А. Маслоу, А. Кобс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.

Обобщая мысли этих теоретиков, можно прийти к выводу, что генеральная цель воспитания прагматической педагогики – в самоутверждении личности.

Новогуманистическая педагогика, развивающаяся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Большое влияние на современную трактовку целей оказали работы известного западно-германского педагога и психолога Л. Кольберга, возглавившего направление на развитие познавательно-ценностной ориентации личности. В перечень задач воспитания, выдвигаемых неогуманистами, не включается трудовая подготовка молодежи, так как она мешает развитию интеллекта, отнимая силы и время обучаемых.

Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. Приоритет в воспитании, по утверждению педагогов-экзистенциалистов, принадлежит самовоспитанию.

Основное внимание в экзистенциалистских концепциях воспитания уделяется отдельной личности, анализу ее внутреннего мира, определяющего характер всех поступков и действий человека, его моральный выбор. Помочь человеку сделать моральный выбор, обосновать его – одна из центральных задач научной методологии воспитания.

В 50—60-е гг. в европейских странах и США возникли новые варианты экзистенциалистского педагогического целеполагания, среди которых видное место занимают взгляды немецкого философа и педагога О.Ф. Больнова. Ядром его учения служит концепция нравственного воспитания.


Педагогика неотомизма выступает за формирование богобоязненной личности, а воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь.

Своеобразные пути решения важнейших гуманистических проблем предлагают необихевиористы. В качестве главной цели воспитания они выдвигают задачу формирования «управляемого индивида». Главным моральным качеством, формируемым у молодежи, должно быть чувство ответственности как важное условие жизнестойкости социальной системы. Особое значение придается ответственности и дисциплине в процессе труда.

Воспитание в технократическом обществе уподобляется социальному механизму, с помощью которого в учебных заведениях внедряются в практику представления об идеале личности индустриального и постиндустриального общества.


78. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Основные функции семьи заключены в воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании.

Концепция семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставалась неизменной. Она включала формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т. д.

Концепция семейной педагогики встречается в различных словесных изложениях. Смысл ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья.

В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании.

На рубеже ХIХ—ХХ вв. модель традиционной патриархальной семьи значительно изменилась. Социальные и политические изменения привели к внутрисемейным противоречиям.

В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. Среди причин этого можно выделить следующие.

Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.

Во-вторых, влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями.

В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, которая учила высокой нравственности через пословицы и поговорки.

В-четвертых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, – все возрастающие социальные и экономические трудности.

В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной.


В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.

М.И. Буянов называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные».

В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях в значительной мере отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.