ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Вопросы к экзамену
Драма в соотношении с другими родами литературы.
Действие в драме.
Драматический сюжет и его особенности.
Понятия ситуации, коллизии и конфликта.
Художественные пространство и время в драме.
Действующие лица в драме.
Жанры драмы: трагедия.
Жанры драмы: комедия.
Драма как жанр.
Понятия катастрофы и катарсиса.
Композиция драматического произведения.
Древнегреческая теория драмы до Аристотеля: взгляды Аристофана и Платона.
«Поэтика» Аристотеля: понятие мимесиса, различие искусств по предмету, способы и средствам подражания. Драма как вид словесного творчества.
«Поэтика» Аристотеля: определение трагедии, понятие фабулы, её виды и составные части трагедии.
«Поэтика» Аристотеля: различие трагедии и комедии; понятия пафоса и катарсиса.
Взгляды на драматическое искусство в Средние века. Жанровая система с/в театра; соотношение народных и книжных традиций.
Теория драмы эпохи Возрождения: основные имена и теоретические работы; жанровые особенности и различия трагедии и комедии, понятие декорума.
Теория драмы эпохи Возрождения: композиция драмы, правила единств, жанры комедии и трагикомедии.
Теория драмы классицизма: функции драмы, идейное обоснование «правила трёх единств» (по «Мнению Академии», Ж. Шаплену).
«Поэтическое искусство» Н. Буало: жанровая система и язык драмы.
Особенности изображения человека в различных драматических жанрах (по «Поэтическому искусству» Н. Буало).
Взгляды Г. Э. Лессинга на драму (о «мещанской драме» и т. п.).
Представления о драме Д. Дидро.
Романтические теории драмы.
Теория драмы Г.В.Ф. Гегеля. Отличие драмы от других родов литературы (эпоса, лирики). Понятия «действия», «ситуации», «коллизии».
Теория драмы Г.В.Ф. Гегеля. «Субъективные» и «субстанциональные» цели. Жанры трагедии, комедии, «драмы».
«Техника драмы» Г. Фрайтага, «пирамида Фрайтага».
Символистская теория драмы. М. Метерлинк как теоретик драмы.
Б. Шоу как теоретик драмы.
К. С. Станиславский как реформатор театра: основные идеи.
Взгляды на драму Н. Евреинова (по работе «Введение в монодраму»).
Взгляды на театр В.Э. Мейерхольда.
«Эпический театр» Б. Брехта: отличие от драматического (аристотелевского) театра.
«Эпический театр» Б. Брехта: позиция зрителя, особенности актёрской игры, художественная функция «зонгов».
«Театр жестокости» А. Арто: основные художественные принципы.
Эстетика антидрамы.
Е. Гротовский и его концепция «бедного театра».
Семиотические теории драмы и театра.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какой термин в «Поэтике» Аристотеля обозначает «перемену делаемого в свою противоположность»?
а) Событие; б) коллизия; в) перипетия; г) катастрофа.
2. Кто из теоретиков драмы эпохи классицизма является автором «правила двадцати четырёх часов»?
а) Буало; б) Кастельветро; в) Корнель; г) Шаплен.
3. В какой работе по теории драмы автор утверждает: «Великие поэты, великие актеры и, может быть, вообще все великие подражатели природы <…> – существа наименее чувствительные»?
а) «Поэтика» Аристотеля; б) «Лекции по эстетке» Гегеля; в) «Парадокс об актёре» Д. Дидро; г) «Гамбургская драматургия» Г.Э. Лессинга.
4. Кому из теоретиков и практиков драмы принадлежит следующее суждение: «Самая первая сцена — голова человека. В ней происходит драма задолго до того, как возникает первый театр»?
а) Г. Гауптман; б) М. Метерлинк; в) А. Блок; г) Э. Ионеско.
5. Кто является автором термина «театр абсурда»?
а) Э. Ионеско; б) М. Эсслин; в) Ж. Кокто; г) С. Беккет.
6. Что такое «вербатим»?
а) читка пьесы; б) техника создания текста путём монтажа дословно записанной речи; в) документальная пьеса; г) пьеса, в которой задействованы непрофессиональные актёры.
7. Какое определение Э. Ионеско считает наиболее подходящим для своего творчества?
а) театр представления; б) театр абсурда; в) театр переживания; г) театр насмешки.
8. Какое значение приобретает термин «комедия» в Средние века?
а) любое произведение, в котором для героев после страданий наступает счастье; б) драматическое действо, сопровождаемое танцами и пением; в) жанр драмы; г) произведение, высмеивающее общественные пороки.
9. Что такое «декорум»?
а) убранство сцены; б) музыкальное сопровождение; в) принцип сообразности всех частей драмы; г) техника создания декораций.
10. Кому из драматургов и теоретиков драмы принадлежит следующее программное утверждение: «Мы уничтожим сцену и зал и заменим их единственной площадкой, без перегородок и барьеров, которая и станет местом действий»?
а) Б. Брехт; б) Н. Евреинов; в) А. Арто; г) Е. Гротовский.
11. Кому из теоретиков и практиков театра принадлежит следующая фраза: «Театр стал полем деятельности философов – таких философов, которые стремились не только объяснить мир, но и изменить его»?
а) К. Станиславский; б) Б. Брехт; в) М. Чехов; г) А. Арто.
12. В каком жанре драмы, по Гегелю, «верх остается за субъективностью в ее бесконечной самоуверенности»?
а) мелодрама; б) трагедия; в) комедия; г) драма.
13. В какой книге М. Метерлинка высказаны его мысли о природе драматического искусства?
а) «Сокровище смиренных»; б) «Жизнь пчёл»; в) «Разум цветов»; г) «Сокровенный храм».
14. В какой комедии Аристофана представлен спор Эсхила и Еврипида о драме?
а) «Облака»; б) «Осы»; в) «Птицы»; г) «Лягушки».
15. Какой жанр драмы возникает и получает широкое распространение в Средние века?
а) комедия дель арте; б) трагедия; в) моралите; г) фаблио.
16. Кто из теоретиков искусства первым сформулировал правило трёх единств как внутренне целостный закон драмы?
а) Н. Буало; б) Аристотель; в) Л. Кастельветро; г) Гораций.
17. Что, по Аристотелю, является важнейшей частью трагедии?
а) характер; б) фабула; в) катарсис; г) художественная речь.
18. Кто из теоретиков и практиков театра ввёл в широкий обиход термин «биомеханика»?
а) Станиславский; б) Вахтангов; в) Евреинов; г) Мейерхольд.
19. Какое понятие, согласно Гегелю, определяет специфику драматического рода поэзии?
а) коллизия; б) конфликт; в) ситуация; г) действие.
20. Что такое, по Н. Евреинову, монодрама?
а) пьеса, в которой задействован только один актёр; б) пьеса, в которой только одна сюжетная линия; в) пьеса, в которой мир на сцене представлен таким, каким он воспринимается действующим лицом; г) пьеса, в которой на сцене представлен внутренний мир автора.
Список рекомендуемой литературы по кусру «теория драмы» Основная литература
Аникст А. А. - Театр эпохи Шекспира: учебное пособие / А. А. Аникст . - 2-е изд., испр.. - Москва: Дрофа, 2006. - 288 с.
Аристотель. Поэтика. Риторика. Пер. с греч. / Аристотель. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 346 с.
Бентли, Э. Жизнь драмы. [Текст] / Э. Бентли; Пер. с англ. В. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 416 с.
История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века: учебник для вузов / Гос. институт искусствознания, И.Л. Вишнев-ская, О. В. Егошина, Н. И. Короткова, М. Г. Литаврина и Б. Н. Любимов ; Отв. ред. Н. С. Пивоваров . - Москва : ГИТИС, 2005. - 734 с.
Павис П. - Словарь театра / Под ред. Л. Баженова ; Пер. с фр. Л. Баженова, А. Бобылева, Т. Суханова, Е. Хамаза и А. Шестакова . - Москва : ГИТИС, 2003. - 516 с.
Станиславский, К. С. - Работа актера над собой в творческом процессе переживания [Текст]: дневник ученика / К. С. Станиславский . - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК ; Владимир : ВКТ, 2010. - 478 с.
Дополнительная литература
Андреев, М.Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (X – XIII вв.) [Текст] / М.Л. Андреев. – М.: Искусство, 1989. – 215 с.
Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова [Текст] / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1972. — 643 с.
Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха Романтизма [Текст] / А.А. Аникст. – М., 1980. – 347 с.
Аникст, А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века [Текст] / А. А. Аникст .- М. : Наука , 1988. – 311 с.
Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст] / А. А. Аникст. – М.: Наука, 1967. – 455 с.
Аникст, А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса [Текст] / А. Аникст. – М.: Наука, 1983. – 288 с.
Арто, А. Театр Жестокости (Первый Манифест) [Текст] // Театр и его Двойник / Пер. с франц. – СПб.: «Симпозиум», 2000. – С. 180-192.
Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [Текст] / Р. Барт; Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1989. – С. 142-207.
Барт, Р. Текстовый анализ одной новеллы Э. По [Текст] / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. – С. 248-261.
Болотян, И.М. Вербатим [Текст] / И.М. Болотян // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 81-88.
Брехт, Б. Теория эпического театра [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht5_2_1.txt (дата обращения: 13.05.2012).
Брук, П. Пустое пространство : монография [Текст] / П. Брук; Пер. Ю.С. Родман; Пер. И.С. Цымбал. – М.: Прогресс, 1976 .- 237 c.
Буало, Н. Поэтическое искусство [Электронный ресурс]. Пер. с фр. Э.Л. Линецкой. URL: http://www.philolog.ru/filolog/bupoet.htm (дата обращения: 13.05.2012).
Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр [Текст] / Г.Д. Гачев. – М.: МГУ; Флинта, 2008. – С. 182-264.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель; Пер. с немецкого. В 4-х тт. Т.1. – М.: Искусство, 1968. – С. 187-253.
Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель; Пер. с немецкого. В 4-х тт. Т.3. – М.: Искусство, 1971. – С. 537-616.
Гротовский, Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. [Текст] / Е. Гротовский; Пер. с пол., вступ. ст. и примеч. Н.З. Башинджагян. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. – С. 55 – 77, 100-120.
Дидро, Д. Парадокс об актёре: пер.с фр. Р. Линцер [Электронный ресурс]. URL: http://www.philolog.ru/filolog/didropar.htm (дата обращения - 13.05.2012).
Дидро, Д.. О драматической поэзии. Перевод Р. Линцер / Д.Дидро // Эстетика и литературная критика. – М.: Худож. лит., 1980. – С. 216-300.
Евреинов, Н. Введение в монодраму. – СПб., 1909. Цит. по: http://imwerden.de/pdf/evreinov_vvedenie_v_monodramu_1909.pdf (дата обращения: 13.05.2012).
Иванов, Вяч. Дионис и прадионисийство [Текст] / Вяч. Иванов. – СПб., 1994. – 350 с.
Иванов, Вяч. Пафос, кафарсис, трагедия [Текст] / Вяч. Иванов // Эсхил. Трагедии. - М.: Наука, 1989. - С. 360-387.
Ионеско, Э. Есть ли будущее у театра абсурда? [Текст] / Э. Ионеско; Пер. с франц. // Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. – СПб., 2005. – С. 191-195.
Ищук-Фадеева, Н.И. Действие [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 52-53.
Ищук-Фадеева, Н.И. Драма (жанр) [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 62-64.
Ищук-Фадеева, Н.И. Драма (род) [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 64-66.
Ищук-Фадеева, Н.И. Коллизия [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 97.
Ищук-Фадеева, Н.И. Комедия [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 97-99.
Ищук-Фадеева, Н.И. Трагикомедия [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 269-271.
Кадубина, М.К. Перипетия [Текст] / М.К. Кадубина // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 163.
Кадубина, М.К. Трагедия [Текст] / М.К. Кадубина // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 267-269.
Кастельветро, Л. «Поэтика» Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная [Текст] / Л. Кастельветро; Пер. М.Л. Андреева // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 81-103.
Костелянец, Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы [Текст] / Б.О. Костелянец. – М.: Совпадение, 2007. – 503 с.
Лагода, М.А. Неосинкретизм драматический [Текст] / М.А. Лагода, А.М. Павлов // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 118-121.
Лессинг, Г.Э. Из "Гамбургской драматургии" [Текст] / Г.Э. Лессинг; Перевод И.П. Рассадина // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. – М.: Худож. лит., 1953. – С. 517-614.
Лотман, Ю. М. Семиотика сцены [Театр] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 583-603.
Лотман, Ю. М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 608-617.
Лотман, Ю. М. Язык театра [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 603-608.
Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы [Текст] / В.Э. Мейерхольд. Ч. 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 73-106.
Меркулова, М.Г. «Новая драма» [Текст] / М.Г. Меркулова // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 122-126.
Молодцова, М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба [Текст] / М.М. Молодцова. – Л., 1990. – 219 с.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. -- Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М., 1990.
Польщикова, Л.Д. Ремарка [Текст] / Л.Д. Польщикова // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 206.
Поляков, М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. – М., 2000. – 384 с.
Сахновский-Панкеев, В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь [Текст] / В. Сахновский-Панкеев. – Л., 1969.
Семеницкая, О.В. Сюжет драматический [Текст] / О.В. Семеницкая // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 143-146.
Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Ч. 2. [Текст] / К.С. Станиславский // Искусство режиссуры. XX век. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – С. 11-312.
Стрелер Дж. Из книги «Театр для людей» [Текст] / Дж. Стрелер // Искусство режиссуры. XX век. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – С. 539-622.
Тамарченко Н.Д. Теория литературы / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. В 2-х тт. Т. 1. – С. 305-333.
Тамарченко, Н.Д. Конфликт драматический [Текст] / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 104-105.
Фёдоров, В.В. О природе поэтической реальности [Текст] / В.В. Фёдоров. – М.: Советский писатель, 1984. – С. 147-179.
Хализев, В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) [Текст] / В. Е. Хализев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 260 с.
Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: высшая школа, 2000. – С. 303-308.
Шаплен, Ж. Мнение французской академии по поводу трагикомедии «Сид» [Текст] / Ж. Шаплен; Пер. Е.В. Клюевой // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 273-298.
Шаплен, Ж. Обоснование правила 24 часов и опровержение возражений [Текст] / Ж. Шаплен; Пер. Е.В. Клюевой // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 265-272.
Шевченко, Е.Н. Постдраматический театр [Текст] / Е.Н. Шевченко // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 130-135.
Шкунаева, И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. [Текст]: Очерки / И. Д. Шкунаева. – М.: Искусство, 1973. - 448 с.
Шлегель, А.В. Чтения о драматическом искусстве и литературе [Текст] / А.В. Шлегель; Пер. с нем. // Литературные манифесты западноевропейский романтиков. - М.: Изд. Моск. университета, 1980. – С. 126-134.
Шлейникова, Е.Е. Римейк [Текст] / Е.Е. Шлейникова // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 139-143.
Шоу, Б. Пьесы. О драме и театре: Статьи, речи, выступления: Пер.с английского [Текст] / Б. Шоу. – М.: Художественная литература , 2000. – 494 c.
Эсслин, М. Театр абсурда [Текст] / М. Эсслин; Пер. с англ. Г. Коваленко. – СПб.: Балтийские сезоны, 2010. – С. 131-204.
Эфрос, А.В. Профессия: режиссер [Текст] / А. В. Эфрос. - Москва : Вагриус, 2000. - 570 с.
1В данной части УМК представлены подробные конспекты тех лекций, которые являются наиболее трудных для восприятия и усвоения (как показывает опыт чтения курса), но в то же время наименее варьируемыми в содержательном плане.