ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Ю.В. Подковырин теория драмы Учебно-методический комплекс
Кемерово 2013
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «071500 «Народная художественная культура»», специализация «Руководство любительским театром»
Автор - канд. филол. наук, доцент кафедры литературы и русского языка Ю.В. Подковырин
Утвержден на заседании кафедры литературы и русского языка КемГУКИ 7. 11.2012 г., протокол № _2.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного института КемГУКИ _. _.2012 г., протокол № __.
Подковырин Ю.В. Теория драмы: учебно-методический комплекс по направлению подготовки 071500 "Народная художественная культура" (специализации «Руководство любительским театром», «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества») / Ю. В. Подковырин. – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 85 с.
Введение
Курс «Теория драмы» принадлежит к вариативной части этнокультурного и этнохудожественного цикла (4 з.е.) в рамках направления подготовки 071500 "Народная художественная культура" (специализации «Руководство любительским театром», «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества») и предполагает изучение студентами как основных понятий теории драмы, так и основных драматургических концепций. Для его освоения необходимы знания по истории искусств и литературе в пределах вузовского курса, а также основные умения анализа и интерпретации художественного текста. Драма представляет собой род литературы, разновидность текста, и в то же время – исходный материал для театральной постановки, кино- и телефильма. Это делает изучение теории драмы чрезвычайно актуальным для будущих режиссёров и актёров театра, а также руководителей любительских театров, студий кино, фото- и видеотворчества.
В рамках курса студенты должны ознакомиться с основными понятиями теории драмы, такими, как «действие», «конфликт», «ситуация», «коллизия», «пафос», «катарсис», «фабула» и т. п. Также студенты знакомятся с основными проблемами теории драмы в историческом развитии: от античности до наших дней. Теория драмы не представляет собой раз и навсегда сложившуюся систему – она развивается вместе с развитием театрального творчества. Этот факт делает исторический подход в изучении теории драмы необходимым. Цели курса:
1. Формирование знаний по теории драмы, а также основных навыков анализа драматического произведения.
2. Развитие эвристических, интерпретативных способностей студентов в процессе изучения критических, философских и научных текстов.
3. Воспитание коммуникативной культуры студентов в условиях многообразия современного культурного пространства.
С нашей точки зрения, обстоятельное и продуктивное изучение исторически меняющихся взглядов на драматическое искусство возможно только в процессе изучения конкретных текстов по теории драмы. В предлагаемом пособии представлены планы занятий, посвящённых разбору наиболее значимых произведений по вопросам драматического искусства. Это такие классические тексты, как «Поэтика» Аристотеля, «Поэтическое искусство» Н. Буало, «Парадокс об актёре» Д. Дидро, главы из «Лекций по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля, «Работа актёра над собой» К.С. Станиславского, «Театр жестокости. Манифест 1» А. Арто. Для удобства восприятия текстов студентами в пособии представлены выборки цитат из текстов по теории драмы.
Курс состоит из лекций и групповых занятий. На лекциях рассматриваются теории драмы от эпохи античности до Просвещения, а также две драматургические концепции ХХ века: теория эпического театра Б. Брехта и «антидрама» (драма абсурда) Э. Ионеско. На групповых практических занятиях разрабатываются наиболее сложные темы курса, связанные с теориями драмы 19-20 веков (от Гегеля до Арто), изучаются важнейшие тексты теоретиков драмы, режиссёров и критиков, оказавших существенное влияние на развитие драматургии и театрального искусства.
Текущий контроль успеваемости студентов представляет собой ряд проверочных работ по определённым темам курса. В учебно-методическом комплексе представлен список вопросов для самостоятельной подготовки студентов.
Курс завершается экзаменом, на котором студенты должны продемонстрировать как теоретические знания, касающиеся различных проблем теории драмы, так и практические навыки анализа драматических произведений.
Структура и содержание дисциплины «теория драмы»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
4.1. Структура дисциплины
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
|
|
|
Лек. |
сем. |
лаб. |
СРС |
|
1 |
Основные понятия теории драмы |
4 |
6 |
|
|
|
Индивидуальное собеседование |
2 |
Жанровые разновидности драмы |
4 |
6 |
|
|
|
Устный опрос
|
3 |
Теория драмы античности и средневековья |
4 |
6 |
2 |
|
|
Письменная проверочная работа |
4 |
Теория драмы эпохи Возрождения |
4 |
4 |
|
|
|
Устный опрос |
5 |
Теория драмы классицизма и Просвещения |
4 |
8 |
4 |
|
|
Устный опрос |
6 |
Теория драмы 19 века: от романтизма до символизма. Гегель как теоретик драмы |
5 |
10 |
2 |
|
14 |
Письменная проверочная работа |
7 |
Теория драмы 1-й половины ХХ века: от Чехова до Брехта |
5 |
10 |
2 |
|
10 |
Письменная проверочная работа |
8 |
Теория драмы 2-й половины ХХ века: от Е. Гротовского до П. Брука. |
5 |
10 |
2 |
|
12 |
Устный опрос |
|
Итого |
|
60 |
12 |
|
36 |
Итоговая аттестация – зачёт в форме устного собеседования |
4.2. Содержание дисциплины.
№ |
Содержание |
Результаты обучения |
1 |
Основные понятия теории драмы Драма как род литературы. Понятие «действия». Гегель о специфике драмы. Понятие сюжета и фабулы в драме. Персонаж в драматическом произведении в соотношении с другими жанрами литературы. Слово в драме: реплики персонажей и авторские ремарки. Пространство и время в драме. Композиция драмы. |
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ПК-13 (владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (любительских театров, студий кино, фото- и видеотворчества)) Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; основные понятия теории драмы, важнейшие драматургические концепции и манифесты; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; 3) владеть: понятийно-категориальным аппаратом теории драмы. |
2 |
Жанровые разновидности драмы. Комедия, трагедия и сатировская драма как жанровые разновидности античного театра. Гегелевское определение трагического и комического. Специфика драмы на рубеже 18-19 века. Традиции жанра трагедии в современной драматургии. Специфика жанра комедии. Современная драма: от «мещанской драмы» до «антидрамы», «постдрамы» и «драмы-вербатим». |
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-13 (владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (любительских театров, студий кино, фото- и видеотворчества)). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; основные понятия теории драмы, важнейшие драматургические концепции и манифесты; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; 3) владеть: понятийно-категориальным аппаратом теории драмы; нормами русского литературного языка, его научным стилем.
|
3 |
Теория драмы античности и средневековья. Спор о трагедии в «Птицах» Аристофана. Отношение к драме у Платона. Основные категории «Поэтики» Аристотеля: мимесис, пафос и катарсис. Основные признаки трагедии. Действие в драме. Перипетия и узнавание. О драме у Горация. Средневековые представления о драме, о комическом и трагическом. Влияние народного театра.
|
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-14 (умение собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры, о любительских театрах, студиях кино, фото- и видеотворчества, создавать соответствующие базы данных). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; важнейшие подходы к анализу произведений театрального искусства от античности до ХХ века; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; анализировать драматические произведения для подготовки соответствующих баз данных; 3) владеть: нормами русского литературного языка, его научным стилем; понятийно-категориальным аппаратом теории драмы. |
4 |
Теория драмы эпохи Возрождения. Ориентация на традиции античности и влияние средневековья. Теория «трёх единств» в концепциях Кастельветро и Скалигера. Театральная теория и практика в Англии шекспировской эпохи. |
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-13 (владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (любительских театров, студий кино, фото- и видеотворчества)). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; основные понятия теории драмы, важнейшие драматургические концепции и манифесты; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; 3) владеть: понятийно-категориальным аппаратом теории драмы; нормами русского литературного языка, его научным стилем. |
5 |
Теория драмы классицизма и Просвещения. Концепция «трёх единств» в контексте классицистской эстетики. Труды Ж. Шаплена. Драматические жанры в «Поэтическом искусстве» Н. Буало. Зарождение представлений о «среднем» жанре драмы в театральной теории и практике Лессинга. |
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-13 (владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (любительских театров, студий кино, фото- и видеотворчества)). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; основные понятия теории драмы, важнейшие драматургические концепции и манифесты; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; 3) владеть: понятийно-категориальным аппаратом теории драмы; нормами русского литературного языка, его научным стилем. |
6 |
Теория драмы 19 века: от романтизма до символизма. Гегель как теоретик драмы. Романтические теории драмы. Г.В.Ф. Гегель как теоретик искусства. Гегелевские понятия «ситуации», «коллизии», «действия». Драма как «высшая форма искусства». Дифференциация жанров драмы у Гегеля. Развитие жанра драмы в западной и отечественной драматургии 19 века. Символистский театр: основные особенности. |
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-13 (владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (любительских театров, студий кино, фото- и видеотворчества)). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; основные понятия теории драмы, важнейшие драматургические концепции и манифесты; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; 3) владеть: понятийно-категориальным аппаратом теории драмы; нормами русского литературного языка, его научным стилем. |
7 |
Теория драмы 1-й половины ХХ века: от Чехова до Брехта. Новаторство Чехова в драматургии. Теория и практика Станиславского. Театр Мейерхольда. Сюрреалистский театр. «Театр жестокости» А. Арто. Концепция «эпического театра» Б. Брехта. |
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-14 (умение собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры, о любительских театрах, студиях кино, фото- и видеотворчества, создавать соответствующие базы данных). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; важнейшие подходы к анализу произведений театрального искусства от античности до ХХ века; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; анализировать драматические произведения для подготовки соответствующих баз данных; 3) владеть: нормами русского литературного языка, его научным стилем; понятийно-категориальным аппаратом теории драмы. |
8
|
Теория драмы 2-й половины ХХ века: от Е. Гротовского до П. Брука. Теория и практика «антидрамы». Теория и практика «бедного театра» Е. Гротовского. Театр П. Брука. Структурные подходы к драме. Постструктуралистская теория драмы. Семиотические подходы к драме.
|
Формируемые компетенции: ОК-1 (владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК-2 (умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ПК-14 (умение собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры, о любительских театрах, студиях кино, фото- и видеотворчества, создавать соответствующие базы данных). Обучающийся должен: 1) знать: основные библиографические источники и поисковые системы по вопросам теории драмы; важнейшие подходы к анализу произведений театрального искусства от античности до ХХ века; 2) уметь: воспринимать, собирать необходимую информацию в специализированных журналах, биобиблиографических источниках, сайтах и порталах Интернета, анализировать и обобщать полученную информацию по теории драмы, отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе интерпретации драматических произведений; анализировать драматические произведения для подготовки соответствующих баз данных; 3) владеть: нормами русского литературного языка, его научным стилем; понятийно-категориальным аппаратом теории драмы. |