Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

07.04.12Г. Письменная речь как вид речевой деятельности.

1.Происхождение и особенности письменной речи.

2.Функции письменной речи.

3.Предпосылки формирования письменной речи.

4.Характеристики письменного текста.

1.Письменная речь – вид речевой деятельности, который включает в себя чтение и письмо. Является речью монологической.

Этапы письменной речи:

-пектограммы;

-идеограммы;

-иероглифы;

-силобическое письмо;

-альфабетическое письмо (в Древней Греции).

Мотив письменной речи определяется субъектом речевой деятельности. Письменная речь опирается на знание грамматических средств языка.

Различия устной и письменной речи:

-письменную речь можно перечитать;

-письменная речь появляется на 6 году жизни и требует определенных усилий и обучения, а устная на 2 году жизни естественным путем;

Ряд задач написания:

-выделить звук;

-обозначить его буквой;

-запомнить букву;

-отобразить графически;

-проверить правильность написания.

Письменная речь требует абстракции, она мыслится, а не произносится.

Использование устной речи требует первичных символов (звуков), а письменной вторичных символов (символов).

2. Фазы письменной речи:

-поиск отдельных звуков;

-их кодирование;

-сочетание звуков в отдельные слова.

Ряд особенностей письменной речи:

-звуковая форма в устной речи автоматизирована, а при обучении письму требует анализа и синтеза;

-письменная речь – сознательная деятельность, связана с осознанным намерением;

-знание языка и употребление в письменной речи усваиваются осознанно и намерено в отличии от устной речи;

-письменная речь наиболее трудная и сложная форма речевой деятельности.

Различия в функциях письменной и устной речи:

-устная речь – разговорная в ситуациях беседы, письменная – деловая, научная, публицистическая, служит для передачи информации отсутствующему собеседнику;

-по сравнению с устной речью письмо и чтение не являются полностью самостоятельными, они выступают как вспомогательные средства устной речи;

-основные функции письменной речи – передача информации на любые расстояния, возможности закрепления устной речи во времени;

Уровни письма как вида речевой деятельности:

-психологический (возникновение мотива к письменной речи, создание замысла «о чем писать?», создание смысла «что писать?», самостоятельная регуляция деятельности и осуществление контроля за своими действиями со стороны самого пишущего);


-физиологический (анализ звуков и слов, установление последовательности написания букв, перешифровка со звука на буквы, а с буквы на движение руки).

При письме используются:

-внимание зрительное;

-внимание акустическое;

-пространственное восприятие;

-тонкая моторика руки.

Предпосылки:

-анализ и синтез;

-формирование пространственного восприятия и зрительных представлений;

-сформированность двигательной сферы (поза, слуховая и моторная координация, пространственное положение);

-формирование абстрактного мышления (символическое способы деятельности);

-сформированность поведения и эмоционально-болевой сферы.

Основные харктеристики письменной речи:

-письмо – осознанный произвольный процесс;

-единица – монологическое высказывание;

-всегда контекстная речь;

-не имеет дополнительных средств, поэтому использует стратегию перебора и часто является избыточной;

-треюбует интеллектуальных операций для своего развития, таких как абстрагирование;

-внешней формой является практическая предметная деятелность и сенсорное восприятие;

-мотивы лежат в интеллектуальной сфере деятельности человека.

3. Харктеристики письменного текста:

-Письменная речь обеспечивает общение с помощью тектса.

-Представителем автора выступает текст.

-Особенность письменного текста – его самостоятельность, возникающая только с адресатом. Самостоятельность связана с ограниченностью во времени и пространстве. Часть текста может приобрести самостоятельность и стать отдельным текстом.

-Целенаправленность, реализуется какя-то цель, большая комплексная всего тектса, и в каждой части по-отдельности. В целевом комплексе существует два подкомплекса: коммуникативная цельв пределах данной коммуникативной ситуации и экстракоммуникативная, выходящая за рамки.

-Целостность - единство формы и содержания. Внутренняя целостность - -организованность, структурность и оформленность. Внешняя – начало/конец произведения, соразмерность частей, связи между частями, стилистическая целостность.

-Создавая текст человек осознает свой мыслительный процесс, когда человек читает происходит синтез и анализ содержания.

Три структуры текста:

-предметно-логическая (науные, учебные, официально-деловые, информационно-аналистичсекие тексты)

-плетеная (публицистика);

-образно-ассоциативная (художественные произведения).

Текст создает автор, индивидуальный или коллективный. Он приступает к созданию текста если есть ситуация, вызывающая необходимость. Текст создается для того, чтобы его воспринял адресат.


Цель для создания текста:

-внешние/внутренние;

-открытые/закрытые;

-истинные/ложные.

Предмет – часть действительного мира, которая отражается в тексте.

Тема – главное о чем говорится в тексте.

Проблема – мыслительная задача, которую автор решает в тексте. Проблема вытекает из темы.

Жанр – какая-то типовая модель текста. Предполагает определенный объем текста, расположение материала.

Текст создается от общего к частному, а воспринимается от частного к общему.

Содержание:

-текстовое;

-затекстное (научные, учебные, газетные, информационные, официально-деловые тексты);

-подтекстное (опирается на намек, о котором адресат может догадаться, а может и не догадаться).


12.04.12Г. Особенности составления официально-деловых текстов.

1.Официально-деловые тексты и его характеристики.

2.Составление распорядительных документов.

3.Составление организационных докуменов.

4.Рассмотрение писем граждан.

Критерии комплекса документов:

1.Круг вопросов которые решаются в процессе деятельности.

2.Количество уровней принятия решения.

3.Объем и характер компетенции учреждения.

4.Принцип решения вопросов (единоначалие или коллегиальное).

Правила:

1.Всегда используется официально-деловой стиль, который делится на:

-официально- деловой (концелярский);

-юридический;

-дипломатические.

2.Официально-деловая ситуация предполпгает определенный жанр документа, поэтому язык документов стандартизованный.

3.В деловой сфере мы имеем дело с документом. Любой документ обладает юридической силой. Документ - это письменная речь с отсутствием собеседника, которая требует полноты и развернутости, чтобы адресат понял содержание документа.

4.Деловая речь принадлежит к информативному виду текстов. Отсюда вытекает ее характер: сдержанный и сторгий вид изложения, использование нейтральных и книжных элементов, исключаются экспрессивные и эмоционально-окрашенные слова, исключается разговорная и просторечная лексика.

5.Официально-деловая речь требует однозначности, поэтому в деловой речи часто используются термины или терминолизированные слова.

Любой документ должен отвечать следующим тербовниям:

-краткость и компактность изложения;

-точность и определенность формулирок;

-последовательность использования приемов правотворчества.

Составление распорядительных документов.

Основная цель распорядительных документов – регулирование управленческой деятельности. Распорядительные документы относятся к нормативным актам и обязательны для исполнения.

Ситуацией для создания распорядительного документа является выполнение решений вышестоящих органов или осуществление собственной деятельности. Документы могут создаваться на принципах коллегиальности или на принципах единоначалия. Распорядительные документы: приказы, указания распоряжения.

Подготовка и исполнение документов проходит следующие стадии:

-обоснование необходимости издания документа;

-сбор и анализ информации;

-подготовка проекта;

-согласование проекта;


-доработка документа;

-подписание документа;

-доведение документа до исполнителей.

Приказ – правовой акт, издаваемый единолично руководителем. Может быть: по основной деятельности, итоги работы, результаты ревизии и тд. В него входит наименование организации, слово «приказ», дата, номер, место издания, заголовок (отвечает на вопрос «о чем?»). Текст приказа состоит из двух частей: констатирующая (в связи, с целью, с необходимостью) и распорядительная, разделяются словом «приказываю».

Последний пункт приказа – пункт о контроле.

Стадии создания коллегиального документа:

-подготовка к заседанию;

-вынесение материалов на рассмотрение;

-обсуждение материалов;

-принятие решения;

-оформление протокола заседания;

-издание распорядительного документа;

-доведение решений до исполнителей.

Приме окумента на принципе коллегиальности – протокол ( фиксируется ход обсуждения, принятие решения, формы работы). Может быть протокол заседания, следственный, административный, протоколы разногласий. Протоколы могут быть краткими (докладчик, тема, фамилия выступавших, принятые решения) и развернутыми ().

Форма: наименование учреждения, дата, номер, место заседания, заголовок, текст, подписание; наменование органа, количество заседателей, повестка дня, вопросы, которые были заданы, ответы к ним, подпись заседателя и секретаря.

Составление организационных документов.

Организационные документы – служебные докладные записки, справки, деловые письма, телефонограммы.

Деловые письма могут быть сопроводительными, информационными, гарантийными, рекламационными. Могут содержать приглашение, напоминание. С вышестоящей в нижетоящии - указания, распоряжения, запросы, информационные сообщения. В вышестоящие из нижестоящих - предложения, идеи. Составляются на фирменном бланке. Текст состоит из двух частей. В первой – факты, которые стали основанием для письма, во второй – выводы, просьбы, предложения. Каждая разновидность письма характеризуется языковой формулой (гарантийное, напоминание, приглашение).

Сопроводительное письмо – подтверждает факт отправки документов, которые к этому письму прилагаются.

Гарнтиное - состоит из двух частей – просьба и подтверждение гарантии.

Письмо-приглашение – предлагает адресату принять участие в чем-то. Сообщается характер мероприятия, сроки проведния, место проведения, условия участия.

Работа с письмами граждан.