Файл: Речевые коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17.03.12Г. Способы фиксации прочитанной информации.

Три способа фиксирования информации:

-Конспектирование. Конспект – краткая запись прочитанного содержания. Следует выделять в конспекте поля слева и справа. Справа выводы, ссылки проблемы, слева страницы оригинала, структурные разделы, в центральной части краткое изложение содержания текста, должно содержать цитаты из текста. Конспект должен отражать структуру источника.

-Аннотация (от лат. замечание) – краткая характеристика статьи, книги. Цель - ответить на вопрос «О чем говорится в статье?» и дать общее представление о статье. Структура аннотации: 1)автор, название, выходные данные; 2)тема статьи или книги; 3)проблематика (круг вопросов, которые затрагиваются в тексте); 4)адресат (для кого предназначена эта статья или книга). Язык аннотации литературный, лаконичный и ясный. В аннотации не должно быть лишней информации.

-Реферат (от лат. докладывать, сообщать) – краткое изложение статьи или книги, которы включает основные сведения и выводы автора необходимые для ознакомления с этим истчником и цлесообразности обращения. Цель – что говорится нового в статье. Два вида рефератов: монографический (составляется по одному источнику, делится на рефераты-конспекты и реферат-резюме (инфрмация которая связана с главной темой)) и обзорный (составляется по нескольким источникам). Структура монографического реферата: 1)автор, название, выходные данные; 2)особая тема книги или статьи; 3)композиция (из скольки структурных частей состоит источник); 4)основное содержание (выводы автора в соотвествии со структурой); 5)наличие иллюстративного материала; 6)адресат.

Методика составления аннотаций и рефератов с использованием дифференциального алгорима чтения.

План составления аннотации.

План составления реферата.

1.Важность совершенствования навыков чтения.

1.Чтение необходимо совершенстовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности.

2.Виды чтения, в зависимости от цели и установки на степень понимания.

2.Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания.

3.Задания, развивающие навыки чтения.

3.Навыки чтения можно развить выполняя специальные задания.


Проблема – тот вопрос, который требует решения в тексте.

Аннотация. Чтение – важный вид речевой деятельности, позволяющий решать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать навыки раскрытия смысла читаемого. Для совершенсования этих умений учитывается вид чтения (изучающий, ознакомительный или просмотровый), определяющийся целью использования информации и установкой на степень полноты понимания. Для этого используются задания, развивающие навыки и умения изучающего, такие как выделение смысловых частей текста, прогнозирование содержания, определения принадлежности к какому-либо функциональному стилю, определение проблемы текста.

Реферат. Чтение – вид речевой деятельности, обучение которому позволяет решать профессиональные и познавательные задачи. Совершенствовать чтение – означает вырабатывать навыки раскрытия смысла читаемого. Способность лучше понимать читаемое формируется только через направленное и систематическое чтение. Для совершенствования учитывается вид, который определяется целью использования информации и установки на степень полноты понимания. Выделяются три важных вида чтения – изучающее, ознакомительное и просмотровое. Сущестуют задания, развивающие навыки и умения изучающего, такие как выделение смысловых частей текста, прогнозирование содержания, определения принадлежности к какому-либо функциональному стилю, определение проблемы текста.

Культура чтения – использование тех факторов, которые помогают им сделать чтение продуктивным. Делятся на объективные (определяются внешней средой) и субъективные.

Объективные – поза при чтении, освещенность тектса, внешние шумы, продолжительность, объем словаря. Субъективные – психологическая готовность, размер поля зрения, активность мышления, стратегия чтения, утомляемость, развитость внимания.

Японская фирма Котота выпускает пластмассовые гвозди. Они белые и могут окрашиваться в любой цвет. Они забиваются в доски. Для них используется специальный пневмомолоток.


31.03.12Г. Слушание как вид речевой деятельности.

Слушать – не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать причины толкнувшие его на то или иное высказывание.

Причины по которым мы не слушаем:

-не хотим тратить время на собеседника;

-если у нас уже сложилось мнение по этому вопросу;

-если считаем себя специалистами по рассматриваемой проблеме;

-потому что боимся критики в свой адрес;

-потому что нас этому не научили.

В среднем человек тратит 30 процентов на слушание, 21 на говорение и

В деловом

Как правильно слушать:

-убрать посторонние мысли;

-в процессе слушания производить анализ скрытой информации и причин, толкнувших на разговор;

-пока говорит собеседник нельзя обдумывать контраргументы, это можно сделать в паузах, потому что скорость мысли в 4 раза быстрее скорости речи;

-стараться преодолеть желание сменить тему, особенно если разговор неприятный;

-ни в коем случае не перебивать собеседника;

-сконцентрировать свое внимание на сущности разговора.

Процесс слушания требует умственного напряжения. Нужно понять о чем говорит собеседник, проанализировать и запомнить положение его речи.

Основные трудности при восприятии:

-отключение внимания;

-избирательность внимания;

-потребность реплики.

Факторы, определяющие эффективность слухового восприятия:

1)Объективные (шумы, помехи, аккустические характеристики помещения, микроклимат в помещении).

2)Субъективные (пол слушателя, тип нервной системы человека, темперамент, интеллектуальные способности).

Дополнительная способность – запоминание, вспомогательная словарный запас, уровень интеллектуальной культуры, основная – способность слушать.

В деловой беседе нужно применять следующие правила:

-быть внимательным и стараться показать что вы внимательны;

-стараться сосредоточить внимание не только на смысле того, что говорится вслух, но и на истинном сообщении, которое часто бывает скрыто;

-дать собеседнику выговориться;

-не торопиться с оценками и выводами;

-избегать говорить собеседнику «Я вас понимаю», лучше указать на то чувство которое испытывает собеседник;

-если собеседник проявляет излишнюю эмоциональность – слушайте только смысл сказанного.

-отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что хочет узнать собеседник, иначе можете дать лишнюю или не нужную информацию;


-если цель беседы принятие решения, используйте рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание - это активное слушание, которое предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения.

Эмпотия – сопереживание.

Пять механизмов активного слушания:

-открытость (готовность к доброжелательной беседе);

-уточнение (помогает вызвать собеседника на откровенный разговор и глубже понять его идею; достигается с помощью уточняющих вопросов, которые требуют развернутого ответа);

-отражение (отражение эмоций, которые слушатель получает из сообщения);

-перефразирование (пересказ основной идеи другими словами,чтобы понять насколько правильно оно понято);

-отражающее перефразирование (комбинация отражения и перефразирования).

Основные ошибки:

-критика;

-защитная реакция;

-полемика;

-советы;

-концентрация внимания на самом себе.

Слушание публичного выступления.

Слушатели делятся на четыре группы:

1.Те, кто не слушает.

2.Те, кто слушает на половину.

3.Те, кто слушает с пассивным восприятием.

4.Те, кто слушает вдумчиво.

Слушать необходимо:

-чтобы получить информацию;

-для развлечения;

-для воодушевления;

-для улучшения собственной речи;

-для анализа фактов и идей.

Три этапа:

1)Информационный. Цель – дать собеседнику высказать свою точку зрения.

2)Уяснение. Цель – убедиться, что мы правильно поняли собеседника.

3)Добиться совместного решения.

Показатели:

-отношение слушателя;

-интерес слушателя (первичный (касается повседневной жизни человека),вторичный (общечеловеческие интересы), сиюминутный (интерес на данный момент));

-мотивация слушателя (самосохранение, собственность, власть, репутация, привязанность, сентиментальность, вкус);

-эмоциональное состояние слушателя.

Читающий человек зависит от напечатанного, а слушающий от оратора; читатель может остановится, а слушающий должен быть более внимательным.

Слушающий должен:

-уметь концентрироваться (причины: объективная позиция к говорящему, выключить эмоциональные блоки, подумать, чем услышанное может нам помочь, предугадать развитие речи, вспомнить что мы знаем об этом предмете, неудобное место);

-уметь анализировать содержание (выделить цель разговора);

-уметь слушать критически (связывать то, что говорит оратор со своим собственным опытом, систематизировать услышанное, анализировать и возвращаться к основным доказательствам, определить весомость, адекватность, цель доказательства);


-уметь конспектировать.

Три типа речи:

-убеждающая (требует доказательства и логического рассуждения);

-информационная;

-развлекательная.

Умение конспектировать при слушании.

Запись полезна при слушании, т.к. она помогает сконцентрироваться.

Свертывание фраз – выделение ключевых слов, составление смысловых рядов.

Слушание в ситуации деловой беседы.

Диалог, оба собеседника важны.

Типы слушателей в деловом общении:

-категорический;

-рассудительный;

-сочувствующий;

-аналитический;

-отзывчивый.

Туризм, услуга, администратор,( собеседник), путешествие, отель, внимание, ресторан, (слушатель), собственность.