Файл: Khor_gulyayuschikh_i_stsena_iz_opery.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация на хор гуляющих и сцену из оперы «Пиковая дама». П.И.Чайковский Аннотация на хор гуляющих и сцену из оперы «Пиковая Дама» п.И.Чайковского.

Монументальная фигура этого композитора-симфониста, патриота и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую высоту, возвышается среди великих художников XIX века. Но вместе с тем благодаря высокому строю своего гуманизма и художественных идеалов, удивительной доходчивости, доступности воплощения человеческих чувств и мыслей, подлинной народности и демократизму музыка Чайковского стала неотъемлемой частью нашей жизни.

В своем творчестве Чайковский создал музыкальный язык, органически связанный с народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Однако национальная ограниченность была чужда Чайковскому. Он считал, что ценность любой национальной культуры возрастает по мере ее доступности всем народам. И действительно, его музыка стала подлинно интернациональной, завоевав мировое признание.

Хоровое творчество п.И.Чайковского

Всю свою творческую жизнь Чайковский работал в хоровых жанрах. Однако его высказываний об отношении к этому виду музыкального творчества не обнаруживается. С детства Чайковский пел в хоре, был слушателем хоровых коллективов. В Училище Правоведения, по воспоминаниям современников, он даже замещал регента, будучи учеником старших классов. А им был знаменитый русский хормейстер Г.Ломакин, друг М.И.Глинки, один из известных мастеров своего дела. Одним из первых самостоятельных сочинений Чайковского, написанных в стенах Петербургской консерватории, были сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении оркестра на стихи Н.П.Огарева "На сон грядущий".

Приехав в Москву, Чайковский близко сходится с К.К.Альбрехтом, известным хормейстером. По его просьбе в сборники, которые он составлял, Чайковский также пишет хоры. Один из них, "Весна", недавно обнаруженный, считался утраченным. Для Альбрехта тогда же в 1870- году Чайковский написал хор "Вечер". И хор "Весна", и "Вечер" написаны на собственные стихи.


Почти все хоровые сочинения написаны композитором по просьбе и заказу. Так, в 1885 году он написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия для празднования в честь этих святых. В честь 50-летия Училища Правоведения композитор написал также на собственные стихи "Правоведческую песнь" (музыка не сохранилась).

Результатом общения Чайковского с различными хорами и их руководителями стали появление на свет таких его сочинений, как "Ночевала тучка золотая", написанная в 1887 году по просьбе каких-то людей в Боржоме. По просьбе того же К.К.Альбрехта Чайковский сочинил хор "Блажен, кто улыбается" на стихи К.К.Романова, посвященный студенческому хору Московского университета. Одним из самых поэтических сочинений композитора можно считать хор "Соловушко" также на собственные стихи. Его эскиз записан композитором в рукописи эскизов балета"Спящая красавица". "Соловушко" написан для концерта хора Императорской оперы под руководством Ф.Ф.Беккера. Этот коллектив был участником всех оперных премьер Чайковского в стенах Мариинского театра.

К юбилею, 50-летию артистической деятельности учителя Чайковского А.Г.Рубинштейна, он написал на стихи Я.Полонского хор, заказанный юбилейной комиссией по проведению торжеств. Самым последним сочинением Чайковского для хора было создание в 1891 году по просьбе певца И.А.Мельникова для руководимого им Бесплатного хорового класса цикла из трёх хоров (мужского, femqjncn и смешанного). В качестве литературных первоисточников композитор использовал стихи Пушкина ("Что смолкнул веселия глас"), Н.Г.Цыганова ("Не кукушечка во сыром бору", "Без поры, да без времени").

Также к разряду "заказных" сочинений Чайковского принадлежат его кантаты и хоры в сопровождении оркестра. Первой из них - музыка на гимн Ф. Шиллера "К Радости". Это было задание Совета профессоров Петербургской консерватории, которое получил молодой Чайковской при окончании Петербургской консерватории. Эта кантата стала его дипломной работой. Использование текста, который уже был использован в 9 симфонии Бетховеном, стало символичным фактором творческой биографии Чайковского, весь дальнейший творческий путь которого сделал его наследником творческих традиций великого немецкого симфонизма. Это сочинение Чайковского было исполнено на выпускном в Петербургской консерватории. Друг Чайковского Г.А.Ларош увидел в нём "торжественное обещание" превзойти своих современников, всех русских композиторов после М.И.Глинки.

К открытию Всероссийской выставки в честь 200-летия Петра Великого Чайковским была написана кантата на стихи Я.Полонского, заказанная ему организационным комитетом выставки. Чайковский выполнил этот заказ. Кантата прозвучала на Троицком мосту перед Кремлем, под специальным навесом. Впоследствии рукопись кантаты была утрачена и восстановлена по сохранившимся хоровым и оркестровым голосам.


К коронации русского Императора Александра III, Чайковский также по заказу коронационных организаций сочинил кантату "Москва" на стихи А.Майкова. Премьера этой кантаты состоялась в Грановитой палате Московского Кремля, во время коронационных торжеств в 1883 году. Стихи Майкова повествуют об истории становления и развития первопрестольной столицы России. Особую популярность завоевало ариозо Воина из неё.

Известны также и другие попытки и замыслы Чайковского писать музыку для хора. Однако они не были осуществлены. В целом хоры и кантаты Чайковского стали существенным вкладом в дело развития светской русской хоровой культуры.


Опера «Пиковая Дама»

Всего П.И.Чайковским написано 10 опер:

  • Воевода (1868)

  • Ундина (1869)

  • Опричник (1872)

  • Евгений Онегин (1878)

  • Орлеанская дева (1879)

  • Мазепа (1883)

  • Черевички (1885)

  • Чародейка (1887)

  • Пиковая дама (1890)

  • Иоланта (1891)

Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичом, не сразу заинтересовал Чайковского (как в свое время и сюжет «Евгения Онегина»), но, когда он все же овладел его воображением, Чайковский стал работать над оперой «с самозабвением и наслаждением» (как и над «Евгением Онегиным»), и опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок — за 44 дня. В письме к Н.Ф. фон Мекк П.И.Чайковский рассказывает, о том, как пришел к мысли писать оперу на этот сюжет: «Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского, но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со своей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился... Мне очень хочется работать, и если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей — мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментовать его».

Хор гуляющих и сцена

Поскольку хор и сцена являются частью целостного сюжета оперы, музыка развивается непрерывно. Хор этого фрагмента оперы написан для смешанного состава и начинается с общей темы – песни всех гуляющих по парку:

(пример 1)

Квартовый ход у сопрано и общая картина хора, совершающего скачек, восходящее движение сразу настраивает на характер данного хорового фрагмента. Таким образом, с первого аккорда хора мы вливаемся в атмосферу всеобщего ликования. Восходящий пассаж в партии аккомпанемента создает впечатление бурления, кипения человеческих эмоций и поддерживает хоровое ликование. Об этом же свидетельствует динамика на f как у хора, так и в аккомпанементе.


Построен хор в классической форме – А, В, А. Первая и третья часть произведения как уже было сказано – народное ликование. Средняя часть дает нам характеристику разных возрастных слоев ликующего народа: партию сопрано исполняют барышни, партию альтов – старухи, партию теноров – молодые люди, партию басов – старики.

(пример 2)

Средняя часть хора играет важную функцию контрастирующего фрагмента. Во-первых, гомофонно-гормонический склад первой части сменяется полифонией, появляются элементы имитации в голосах. Во-вторых, динамика весьма выдержана, строга, что создает впечатление ропота. Однако же хоровая партия – написано эмоционально сдержанно, а партия аккомпанемента все время словно «подливает масло в огонь». Октавные скачки из высокой тесетуры в низкую, и обратно в динамике p создает впечатление накопление энергии, словно где-то в глубине вулкана нарастает напряжение, растет давление и в итоге происходит взрыв с извержением лавы. Еще больше разжигает и наращивает «давление» окончание средней части, начиная с 3-го такта 34 стр. и до конца 35 стр. Разрядкой, кульминацией, тем самым «взрывом» является первый аккорд репризы (третьей части), где хор снова вступает вместе с оркестром, что снова нас буквально «вбрасывает» в атмосферу ликования и всеобщей радости.

Далее события развиваются непосредственно вокруг героев данной сцены: Германа, Томского, Елецкого, графини и ее дочери – Лизы. Более того, в данной сцене происходит несколько завязок всей оперы – любовная линия сюжета, линия карточной игры – тайна пиковой дамы. В связи с этим в сцене звучат лейтмотивы, которые впоследствии будут проявляться на протяжении всей оперы. Так, например, лейтмотив любви в опере впервые проявляется вкраплениями в партию аккомпанемента.

(пример 3) любовный лейтмотив

(пример 4) лейтмотив трех карт

Сцена состоит из ряда реплик и дуэта Германа и Елецкого. Сначала Томский обращается к Герману, обеспокоенный плохим видом друга, звучит диалог, где Томский пытается утешить товарища, а Герман скорбит и изнывает от любовной тоски. Затем появляется князь Елецкий, которого поздравляют с женитьбой. Звучит дуэт Германа и Елецкого. Герман скорбит и поет о несчастной любви, а Елецкий радуется, он весел ведь «…светлый ангел согласье дал свою судьбу … навеки сочетать» с его судьбой.