ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 687
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Информация об авторе слов и переложения
4.История создания произведения. Поэтический текст.
6.Анализ гармонического языка.
2.Диапазоны хоровых партий и общехоровой диапазон.
3.Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона.
1.Значение произведения с точки зрения хорового исполнительства
3.Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона.
Все хоровые партии в этом сочинении находятся в весьма удобных тесситурных условиях. Здесь очень мало фрагментов, в которых те или иные голоса оказывались бы в затруднительном положении. Наиболее сложным, пожалуй, может считаться начало второй строфы, где альты начинают свою тему с соль-диеза малой октавы: для этого им приходится сделать скачок вниз на сексту с предыдущей ноты:
Не очень удобной будет и нота "ми" первой октавы для партии сопрано в конце сочинения (дополнение к рефрену четвертого куплета), в особенности если дирижер решит исполнять это место с яркой динамикой:
В обоих случаях задача решается средствами искусственного ансамбля.
Динамика в нотном тексте не указана, что оставляет хормейстеру свободу ее трактовки. Логично было бы исполнить первый куплет на mf с небольшим усилением звучности к концу рефрена (crescendo получится автоматически благодаря восходящему характеру мелодии). Второй куплет, в котором речь идет о ночной природе, должен иметь менее насыщенную звучность - например, mp, - но в рефрене музыка обретает свою прежнюю силу, так как там говорится о полноте чувств двух влюбленных. Третий куплет лучше всего начать на piano, это позволит более свободно исполнить "вилочки" у подголоска, упростит тесситурную задачу альтов (мелодия которых должна звучать чуть громче подголоска) и великолепно передает характер поэтического текста. Рефрен в этом куплете следует начать на mp и постепенно довести звучность до mf, чтобы подготовить последний куплет. Динамика четвертого куплета – forte, за счет которого возникнет жизнеутверждающий образ. Она сохранится до самого конца, и на усмотрение хормейстера остается решение динамической задачи дополнения: то ли сохранить яркую звучность, то ли контрастно пропеть эти ноты на piano, завершив сочинение в скерцозном духе. Второй вариант проще технически, что связано с особенностями тесситуры и строя, но первый вариант логичнее, в особенности если дирижер задумал темповое расширение к концу песни.
4.Звукообразование
Образное содержание песни прямо влияет на особенности звукообразования. Первая строфа, взволнованная и стремительная, должна исполняться в рамках легкой атаки со штрихом non-legato. Разные динамические оттенки в зависимости от исполняемого куплета будут затрагивать исключительно атаку звука, обостряя или смягчая ее - штрих при этом не должен меняться. Во второй строфе звукообразование меняется: теперь оно опирается на мягкую атаку с легатным штрихом, выражающим новый образный строй. Звукообразование рефрена этой части вновь подчиняется особенностям первой строфы.
5.Звуковедение
Звуковедение при исполнении любого сочинения прямо подчиняется особенностям его звукоизвлечения. В песне "Как назвать такое" звуковедение должно быть плавным, но в то же время достаточно гибким и мобильным для того, чтобы не сажать темп. Взволнованный характер музыки, отражаясь в звуковедении, привносит в него пластичность и порывистость. С точки зрения тесситуры звуковедение в этой песне не требует использования искусственного ансамбля за исключением начала второй строфы, где скачок в партии альтов ставит их в неудачные условия. Песенный характер произведения облегчает задачу исполнителей, так как требование к академичности звучания не распространяется на подобную музыку. Тем не менее, культура звука должна сохраниться в полной мере, не выходя за рамки традиций.
6.Дыхание
Рассматриваемое произведение отличают относительно небыстрый темп и длинные фразы. Следовательно, генеральное дыхание на протяжении длинных построений будет недопустимо; вместо него придется использовать цепное или, скорее, групповое дыхание. Мелодическая линия первого предложения первой строфы тянется на протяжении четырех тактов – из этого следует, что партия сопрано должна пользоваться цепным дыханием для сохранения целостности фразы. Напротив, альты с третьего такта обретают самостоятельность и потому могут пользоваться как цепным, так и групповым дыханием (например, взять дыхание в третьем такте перед словом "наяву"). Фригийский бас необходимо исполнить на одном дыхании. В рефрене рекомендуется сделать цезуру перед словами "я, пожалуй, счастьем назову", чтобы выделить значимость этой фразы и разделить две гласные буквы "я" на стыке фраз. Первое предложение второй строфы с точки зрения дыхания представляет сложность только для альтов; короткие мотивы у сопрано исполняются на одном дыхании и отделяются друг от друга паузами. Альтам можно взять групповое дыхание на стыке фраз (перед словами "белою метелью"), это позволяет сделать запятая в поэтическом тексте. Что касается бездыханных цезур, то они уместны на стыке фраз в куплетах первой строфы и в тех местах, где такая необходимость возникает по дикционным соображениям, что будет рассмотрено ниже.
7.Дикция
Дикционно-орфоэпический ансамбль - один из наиболее важных факторов при исполнении сочинения, так как музыка всегда подчиняется слову. Четкая проработка текста обязательна, так как эффект от множества человек, поющих в хоре, неизбежно смазывает восприятие слова. Умеренный темп в этой песне наиболее благоприятен для текста - с одной стороны, дикционный тонус достаточно велик, а с другой стороны, отсутствие спешки позволяет исполнителям четко произносит все слова. При разучивании сочинения нужно всем вместе проговорить текст вслух, чтобы добиться одновременности и разборчивости произнесения слов. Утрирование, усиление артикуляции согласных - еще один прием, направленный на повышение разборчивости текста; здесь он тем более важен ввиду особенностей штриха. Гласные звуки нужно произносит как можно более естественно - умеренный темп сам расставит все необходимые акценты и ударения.
Выполним анализ поэтического текста с точки зрения дикции и орфоэпии.
"Как назвать такое, если нет покоя"
Твердая согласная в начале строчки подразумевает соответствующую атаку звука. Одновременность произнесения всех согласных не подлежит сомнению, поэтому вступление хора нужно отработать с большой тщательностью. Стык слов "назвать" и "такое" содержит две согласные "т", поэтому в этом темпе их можно слить в одну согласную без ущерба для текста. Между словами "такое" и "если" обязательна бездыханная цезура – она позволит разделить две гласные "е". Слова "нет" и "покоя" звучат на достаточно длинных нотах, поэтому согласную "т" в первом слове нужно произнести как можно позже, практически в начале следующей доли.
"Сердцу ни во сне, ни наяву"
Слово "сердце" произносится как "серце" – утрировать его не следует. Перечисление "ни во сне, ни наяву" нуждается в подчеркивании, поэтому запятую следует отделить микроцезурой.
"Я, пожалуй, счастьем назову"
Слово "пожалуй" можно отделить с обеих сторон бездыханными цезурами, чтобы оно не сливалось с другими словами. "Счастье" произносится как "щастье" – его, подобно другим таким словам, не стоит литературно утрировать, так как песенный жанр должен быть достаточно демократичен и естественен. Стык слов "счастьем" и "назову" содержит две схожие согласные "м" и "н", поэтому их следует либо отделить, либо утрировать.
"Где тропа кончалась, там луна качалась"
Этот куплет начинается с более мягкой согласной, чем первый, но вступление хора все равно следует проработать. Слово "кончалась" нужно проговорить крайне отчетливо, чтобы оно не показалось совпавшим со словом "качалась". Между словами "кончалась" и "там" снова нужна бездыханная цезура; то же самое касается слов "там" и "луна" – сочетание согласных "мл" может слить оба слова воедино.
"На озерной пенистой волне"
Стык слов "на" и "озерной" разделяется за счет метроритма (пунктир), поэтому необязательно заострять на нем внимание исполнителей. В словах "озерной" и "пенистой" есть сочетания согласных ("рн", "ст"), которые нужно произнести отчетливо и синхронно.
"Лес шумел листвою, мы стояли двое"
Шипящие согласные на стыке первых двух слов нужно разделить микроцезурой. Две согласные "л"между словами "шумел" и "листвою" можно соединить в одну для удобства исполнения. В слове "листвою" есть сложное сочетание "ств" – оно должно быть произнесено внятно. Слово "двое" нужно выделить – оно несет в себе центральную смысловую нагрузку этого эпизода.
"Пели песню о своей весне"
Схожесть слов в этой строке может привести к нечеткости их произнесения, поэтому нужно обратить особое внимание исполнителей на дикцию в этом месте. Короткие длительности так или иначе приведут к слиянию смежных слогов, но по возможности стоит отделить слова "песню" и "о".
"Подо льдом и снегом вновь уснет Онега"
Замыкающие согласные "м" в словах "льдом" и "снегом" нужно произнести очень внятно и на границе следующего слова. Эти же слова содержат сложные буквосочетания ("льд", "сн"). Короткие длительности на стыке слов "вновь" и "уснет" приводят к слиянию этих двух слов; разделять их не стоит. Замыкающую "т" в слове "уснет" нужно произнести четко, но не допустить ее слияния с названием реки.
"Белою метелью заметет пути"
Слово "белою" нужно выговорить четко, обратив внимание на последние гласные. Стык слов "заметет" и "пути" должен прозвучать одновременно у всех хористов альтовой партии.
"Но весне, что в сердце, долго не стереться"
Словосочетание "что в сердце" следует отделить от остального текста бездыханными цезурами. Слово "сердце", как уже было отмечено выше, произносится как "серце". Аналогично нужно произнести и последнее слово этой строки – "стереца", не утрируя его сверх необходимости.
"Ей все ярче, радостней цвести"
Между словами "ей" и "все" разделение образуется само собой из-за метроритма (пунктир). Слова "ярче" и "радостней" нужно выделить небольшим нажимом, подчеркнув их образное содержание. Небольшая микроцезура между ними была бы вполне естественной. Кроме того, слово "радостней" произносится как "радосней". Слово "цвести" – достаточно сложное с точки зрения дикции; каждая из согласных, входящих в него, должна быть произнесена одновременно всеми хоровыми партиями.