Файл: Крестьянова Культурология методич. рекоменд..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е.Н. Крестьянова

Введение

Предисловие

Темы семинарских занятий

Раздел I. Теория культуры

Тема 1. Введение в культурологию

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии

Литература

Вопросы для самоконтроля

Раздел II. История культуры

Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Античная культура

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Библия как памятник мировой культуры

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 6. Культура европейского средневековья

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 7. Культура арабо-исламских народов

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 8. Культура эпохи Возрождения

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 9. Культура эпохи Просвещения

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Часть II. Отечественная культура

Тема 1. Становление древнерусской культуры

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Русская культура XVIII в.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Примерная тематика рефератов

Раздел I. Теория культуры

Тема 1. Введение в культурологию

Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии

Раздел II. История культуры

Тема 4. Античная культура

Тема 5. Библия как памятник мировой культуры

Тема 6. Культура европейского средневековья

Тема 7. Культура арабо-исламских народов

Тема 8. Культура эпохи Возрождения

Тема 9. Культура эпохи Просвещения

Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.

Часть II. Отечественная культура

Тема 1. Становление древнерусской культуры

Тема 2. Русская культура XVIII в.

Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.

Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.

Рекомендуемая литература

Вопросы для зачета

Культурология Методические рекомендации для самостоятельной работы

446442, Самарская обл., пос. Усть-Кинельский, ул. Учебная 2.

Литература

Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 3, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 23, 33, 40, 43, 46, 51, 52, 60, 61, 63, 66, 71, 74, 79, 80, 88, 90, 104, 106, 114, 123, 127, 129, 130.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие особенности характеризуют развитие средневековой культуры на Руси?

  2. Какие этапы прошло в своем развитии славянское язычество?

  3. Чем, по мнению автора «Повести временных лет», руководствовался князь Владимир при выборе новой религии для Руси? Как вы сегодня оцениваете этот выбор?

  4. В чем состоит социальное и культурное содержание Крещения Руси?

  5. Что такое двоеверие?

  6. Какие пережитки языческих представлений сохранились в русском фольклоре?

  7. Как языческие верования древних славян сказались на дальнейшем развитии русской культуры?

  8. Каким образом принятие христианства повлияло на развитие русской культуры в целом и на ее отдельные области (образование, научные знания, литературу, искусство)?

  9. Когда возникла литература на Руси, с чем связано ее появление?

  10. Назовите основные жанры древнерусской литературы. Какие жанры были заимствованы? Можно ли считать летопись самобытным русским жанром?

  11. В чем состояли отличия каменного культового зодчества Киевской Руси от византийских образцов?

  12. Перечислите основные школы древнерусского зодчества, объясните их различие. Назовите известные вам памятники.

  13. Расскажите о церковной живописи. Каким целям служил иконописный канон?

  14. Что такое высокий русский иконостас? С чем связано его происхождение? Расскажите о его иконографии.

  15. Какова роль монголо-татарского нашествия и ордынского ига в развитии русской культуры?

  16. Какое значение для Руси имело влияние ренессансной культуры Запада в XV - XVI вв.? Покажите это на примерах.

  17. В чем проявился отход от «древнего благочестия», наблюдаемый в культуре Руси XVII в.?

  18. Каковы причины и культурно-исторические последствия церковно-обрядовой реформы патриарха Никона?

Тема 2. Русская культура XVIII в.

  1. Реформаторская деятельность Петра I и ее значение для развития русской культуры: церковная реформа, книжное дело и печать, новые явления в быту и общественной жизни.

  2. Развитие системы образования и науки в России в XVIII веке.

  3. Русская общественная мысль XVIII века: Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин.

  4. Становление светского искусства.


Основные понятия темы: европеизация, секуляризация, Святейший Синод, просветительство, классицизм, барокко, рококо, академия, ассамблея, кунсткамера, пенсионерство.

Литература

Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 4, 14, 18, 19, 33, 40, 60, 61, 74, 79, 88, 90, 98, 127.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каково культурно-историческое и социально-политическое значение петровских реформ?

  2. Какие изменения произошли в общественном сознании в петровскую эпоху? Как это отразилось в периодике?

  3. Чем определяется своеобразие Русского Просвещения по сравнению с западноевропейским?

  4. Какова роль науки в развитии страны в XVIII в., какие практические задачи она решала?

  5. Назовите важнейшие научные достижения в различных областях и имена ученых, составивших славу российской науки.

  6. Расскажите о творчестве М.В. Ломоносова, его значении для русской культуры.

  7. Охарактеризуйте социокультурное происхождение и культурно-историческое значение «официального либерализма», проявившегося в годы правления Екатерины II. Назовите характерных деятелей отечественной культуры, представлявших «официальный либерализм» в XVIII в.

  8. Какое место в истории русской культуры занимает творчество таких колоритных личностей, как Н. Новиков и А. Радищев?

  9. Какие изменения произошли в русском искусстве в XVIII в.?

  10. Почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в первой половине XVIII в.?

  11. Чем принципиально отличается архитектура и городская планировка Петербурга от традиций древнерусского зодчества, в том числе московского?

  12. Каковы особенности развития архитектуры и изобразительного искусства во второй половине XVIII в.? С какими стилистическими направлениями связаны эти процессы?


Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.

  1. Социально-экономические и исторические предпосылки культурного подъема в России в XIX в.

  2. Русская художественная культура XIX в. и ее мировое значение.

  3. Достижения русской науки и техники XIX в.

Основные понятия темы: декабристы, западники, славянофилы, народники, разночинцы, демократы, либерализм, нигилизм, марксизм, революция, ампир, романтизм, критический реализм, натурализм, символизм, импрессионизм, народность искусства, передвижничество, пленэр, «Могучая кучка».

Литература

Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 14, 18, 19, 33, 40, 60, 61, 74, 79, 88, 90, 98, 127.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие факторы общественной и политической жизни предреформенной России оказали влияние на развитие национальной культуры?

  2. Что такое «демократия несвободы», и каково ее место в истории русской культуры XVIII-XIX вв.? В чем заключается историческое значение крепостничества как феномена русской культуры?

  3. Назовите движущие противоречия классической русской культуры XIX в. и объясните их генезис. Как соотносятся между собой центробежная и центростремительная тенденции культурно-исторического развития в России XIX в.?

  4. Чем вызвана полемика западников и славянофилов, каковы ее предпосылки и последствия? Почему идейный спор западников и славянофилов в той или иной форме продолжается до конца XX в.?

  5. Как объяснить «литературоцентризм» классической русской культуры XIX в.? С чем связана ее постоянно усиливавшаяся политизация?

  6. С чем связана активизация развития научно-технической мысли в России XIX в.?

  7. Каким образом промышленный прогресс повлиял на облик русских городов? В чем можно видеть признаки кризиса архитектуры в пореформенный период?

  8. Расскажите о жанровых и стилевых особенностях русского изобразительного искусства XIX в.

  9. Вклад «Могучей кучки» и П.И. Чайковского в развитие традиций национальной музыкальной школы.

  10. Кто такие меценаты? Какова их роль в развитии русской культуры?

  11. В чем состоит мировое значение русской культуры XIX в.?


Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.

  1. Особенности русской культуры «серебряного века» на рубеже XIX-XX вв.

  2. Русская религиозно-философская мысль: яркие представители, их идеи.

  3. Художественная культура «Серебряного века»: поиски новых средств художественной выразительности.

  4. Специфические особенности советской культуры. Тоталитаризм в советской культуре.

  5. Достижения советской науки и техники.

  6. Эстетические идеалы советской России и народов СССР.

Основные понятия темы: «Серебряный век», соборность, богочеловечество, декаданс, модернизм, «искусство для искусства», импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, символизм, акмеизм; культурная революция, тоталитаризм, «оттепель», «застой», социалистический реализм, «гомо советикус», супрематизм, конструктивизм, постмодернизм.

Литература

Основная: 5, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 14, 18, 19, 32, 33, 40, 59, 60, 61, 74, 79, 88, 90, 98, 116, 125, 127.


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему рубеж XIX-XX вв. в русской культуре принято называть «Серебряным веком»? Кто впервые употребил это название?

  2. Объясните социально-экономические и политические причины, вызвавшие «русский культурный Ренессанс» рубежа веков.

  3. Назовите наиболее ярких представителей русского религиозно-философского Ренессанса, раскройте суть их идей.

  4. Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на многие десятилетия вперед?

  5. Что вы знаете о В.И. Вернадском? Почему его часто называют «Ломоносовым XX в.»?

  6. Почему в русской культуре «Серебряного века» стремление к художественным, философским, религиозным, нравственным, политическим и т. п. инновациям преобладало над следованием классическим традициям, верностью «преданию»?

  7. Какие модернистские течения распространились в русском искусстве к. XIX – н. XX вв.?

  8. Расскажите о русской литературе «Серебряного века». Назовите ее представителей.

  9. В какой мере русская революция была, действительно, порождением русской культуры XIX-XX вв.? Почему революция явилась мощным источником дальнейшего исторического развития отечественной культуры?

  10. Что утопического и несбыточного было в ленинской политизированной концепции культуры? Почему она оказалась столь жизнеспособной и практичной в истории отечественной культуры XX в.?

  11. В чем состоит негативное значение социокультурного опыта советского тоталитаризма? Охарактеризуйте один из его феноменов «гомо советикус».

  12. В какой период своего развития советская культура переживала свой расцвет? В чем это проявилось? Назовите произведения искусства, научные открытия, технические изобретения, явившиеся «пиком» советской тоталитарной культуры.

  13. Какие культурно-исторические процессы подготовили распадение и крах тоталитарной системы?

  14. Какая принципиально новая социокультурная ситуация сложилась в мире после падения тоталитарного режима в СССР?

  15. Какое значение для культуры современной России имеет влияние на нее западноевропейской и особенно американской массовой культуры? Каковы возможные последствия подобного мощного «вторжения» извне потоков «чужой» культуры для дальнейшего развития русской культуры и российской цивилизации?

  16. Что такое постмодернизм? Как он проявляется в современной отечественной культуре?