Файл: Крестьянова Культурология методич. рекоменд..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е.Н. Крестьянова

Введение

Предисловие

Темы семинарских занятий

Раздел I. Теория культуры

Тема 1. Введение в культурологию

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии

Литература

Вопросы для самоконтроля

Раздел II. История культуры

Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Античная культура

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 5. Библия как памятник мировой культуры

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 6. Культура европейского средневековья

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 7. Культура арабо-исламских народов

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 8. Культура эпохи Возрождения

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 9. Культура эпохи Просвещения

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Часть II. Отечественная культура

Тема 1. Становление древнерусской культуры

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 2. Русская культура XVIII в.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.

Литература

Вопросы для самоконтроля

Примерная тематика рефератов

Раздел I. Теория культуры

Тема 1. Введение в культурологию

Тема 2. Основные школы и концепции западноевропейской и отечественной культурологии

Раздел II. История культуры

Тема 4. Античная культура

Тема 5. Библия как памятник мировой культуры

Тема 6. Культура европейского средневековья

Тема 7. Культура арабо-исламских народов

Тема 8. Культура эпохи Возрождения

Тема 9. Культура эпохи Просвещения

Тема 10. Европейская культура XIX-XX вв.

Часть II. Отечественная культура

Тема 1. Становление древнерусской культуры

Тема 2. Русская культура XVIII в.

Тема 3. Формирование русской национальной культуры в XIX в.

Тема 4. Русская культура конца XIX-XX вв.

Рекомендуемая литература

Вопросы для зачета

Культурология Методические рекомендации для самостоятельной работы

446442, Самарская обл., пос. Усть-Кинельский, ул. Учебная 2.

Раздел II. История культуры

ЧАСТЬ I. Мировая культура

Тема 1. Первобытная культура

  1. Характерные особенности первобытной культуры.

  2. Достижения древнейшего человека в области материальной культуры.

  3. Духовная культура: а) мифологическое представление о мире; б) формирование религиозных верований; в) зарождение искусства.

Основные понятия темы: палеолит, мезолит, неолит, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, шаманизм, амулем, табу, миф, матриархат, патриархат, ритуализм, синкретизм, макролит, микролит, менгир, дольмен, кромлех.

Литература

Основная: 3, 5, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 13, 14, 18, 38, 39, 54, 60, 61, 66, 68, 69, 79, 88, 90, 111, 128.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы главные особенности первобытной культуры?

  2. Охарактеризуйте мировосприятие древнего человека.

  3. Что вы знаете о тотемических верованиях и обрядах?

  4. Что такое фетиш?

  5. Определите основные функции первобытного искусства.

  6. В каких формах существовало художественное творчество?

  7. Проанализируйте значение духовного опыта первобытной культуры.

Тема 2. Культура Древнего Египта и Передней Азии

  1. Общая характеристика культур Древнего мира (Египет, Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия).

  2. Особенности мироощущения в Древнем Египте и Месопотамии.

  3. Эстетические идеалы древности.

  4. Формирование научного мировоззрения.

Основные понятия темы: теократия, деспотия, фараон, жрец, миф, иероглиф, папирус, клинопись, мумификация, пирамида, канон, глиптика, энкаустика, зиккурат, терракота, зороастризм.

Литература

Основная: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 14, 18, 23, 38, , 60, 61, 66, 79, 90.

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте роль религии в египетской культуре.

  2. Что такое канон, и какова его роль в искусстве древних египтян?

  3. Как в искусстве Древнего Египта было взаимосвязано Вселенское и земное?

  4. Как понималась красота человека?

  5. «Знания приближают человека к красоте», – полагали египтяне. Поясните смысл этого высказывания.

  6. Каково значение клинописи для культуры древней Передней Азии?

  7. Что вам известно о религиозных представлениях древних Шумера, Вавилона, Ассирии?

  8. Определите основные сходства и различия в культурах Египта и Месопотамии.

  9. Каков вклад народов Древнего Египта и Двуречья в мировую культуру?


Тема 3. Культура стран Востока (Индия, Китай, Япония)

  1. Древнеиндийские верования и особенности мировосприятия.

  2. Жизнь и учение Будды. Морально-этические нормы буддизма.

  3. Конфуций об идеале совершенного человека и социальном порядке.

  4. Особенности даосизма.

  5. Синтоизм, специфика буддизма и конфуцианства в Японии.

  6. Художественная культура восточных народов.

  7. Вклад Востока в мировую науку.

Основные понятия темы: Веды, Упанишады, Типитака; брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм; хинаяна, махаяна, благородные истины Будды, срединный (восьмеричный) путь; ахимса, карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, йога, медитация, левитация; варна, каста, ступа; даосизм, конфуцианство, синтоизм; дао, дэ, Небо, жень (человечность), и (чувство долга), ли (благопристойность), синь (искренность), чжи (мудрость), цзюнь-цзы (совершенный человек), сяо жень (низменный человек), инь (темное женское начало), янь (светлое мужское начало), иероглифика, каллиграфия, синто, икэбана, дзэн.


Литература

Основная: 3, 4, 5, 6, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 9, 13, 14, 18, 38, 39, 49, 54, 60, 61, 66, 73, 76, 79, 82, 83, 86, 88, 89, 90, 109, 115, 128.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое варны, каковы их происхождение и роль в древнеиндийской культуре?

  2. Что такое Веды? Раскройте сущность религиозных взглядов ведийской эпохи.

  3. Расскажите об Упанишадах и причинах их создания.

  4. Что вам известно о джайнизме и основах джайнской этики?

  5. Буддизм: его происхождение и учение.

  6. Дайте краткую характеристику индуизму и объясните причины его успеха в Индии.

  7. Назовите причины, способствующие активной исламизации Индии.

  8. Расскажите о китайской письменности и ее особенностях.

  9. Кто такой Конфуций? Каково влияние его учения на развитие китайской культуры?

  10. Дайте характеристику даосизму и его роли в культуре Китая.

  11. Чем обусловлено широкое распространение буддизма в Китае в первой половине I тыс. до н. э.?

  12. Что такое дзэн?

  13. Раскройте сущность синтоизма.

  14. Расскажите об особенностях индийской (китайской, японской) художественной культуры. Назовите наиболее известные памятники литературы, архитектуры, живописные произведения.

  15. Какой вклад в развитие мировой научной мысли внесли Древняя Индия, Китай, Япония?

Тема 4. Античная культура

  1. Характерные особенности древнегреческой культуры.

  2. Мифологическая картина мира. Представление об идеальном человеке в Древней Греции и Риме.

  3. Вклад Греции в мировую культуру (наука, искусство, литература).

  4. Специфика римской культуры, ее достижения.

  5. Зарождение христианства в Римской империи его ранняя история.

Основные понятия темы: античность, архаика, классика, эллинизм, мифология, титан, герой, хаос, космос, мера, пайдейя, красота, антропоцентризм, калокагатия, агонистика, полис, демократия, трагедия, комедия, лирика, эпос, ордер (дорический, ионический, коринфский), акрополь, периптер, амфитеатр, риторика, римское право, конституция, Колизей, Пантеон, триумфальная арка, акведук, термы, мозаика, фреска.


Литература

Основная: 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19.

Дополнительная: 5, 14, 18, 26, 38, 41, 58, 60, 61, 62, 63, 66, 76, 79, 88, 89, 90, 96, 100, 107.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные черты и особенности античной греческой культуры.

  2. Каким представлялся мир в древнегреческой мифологии?

  3. Расскажите об известных вам богах и героях древнегреческой мифологии.

  4. Что такое полис? В чем его отличие от государств Древнего Востока?

  5. Что такое агон и какова его роль в греческой культуре?

  6. Как греки понимали гармонию?

  7. Каков был гражданский идеал древних греков и как он воплотился в искусстве?

  8. Какие виды искусства наиболее активно развивались в Древней Греции? Охарактеризуйте их.

  9. Философия и наука в Древней Греции.

  10. Чем отличалась римская система ценностей и римская культура от греческой?

  11. Какой период в развитии римской культуры и почему называют «золотым веком»?

  12. Объясните причины краха римской цивилизации.

  13. В каких условиях происходило формирование христианства? Что способствовало его превращению в мировую религию?


Тема 5. Библия как памятник мировой культуры

  1. История создания Библии и ее значение для мировой культуры.

  2. Ветхий Завет: основные сюжеты, действующие лица, главные идеи. Ветхозаветная этика: Синайское законодательство (Десять заповедей Моисея)

  3. Евангелия - центральная часть Нового Завета. Иисус Христос и его учение. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Основные понятия темы: Библия, Завет, Танах, Тора, Евангелие, иудаизм, христианство, декалог, Нагорная проповедь, смирение, милосердие, заповеди блаженства, апостол, апокалипсис.

Литература

Основная: 3.

Дополнительная: 2, 6, 20, 44, 50, 54, 55,63, 64, 70, 73, 75, 76, 78, 82, 84, 92, 95, 97, 112, 113, 121, 122, 124, 126, 128, 131, 134.

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда и кем создавались книги Библии?

  2. Для каких религий книги Библия являются Священными?

  3. Что означает слово «Завет»? Как раскрывается идея Завета в Библии?

  4. Как в Библии объясняется происхождение мира и людей?

  5. Почему люди были изгнаны Богом из рая?

  6. Всемирный потоп: миф или реальность?

  7. Что такое вавилонское столпотворение?

  8. Как в Ветхом Завете проводится идея богоизбранности еврейского народа?

  9. Почему Ветхий Завет называют законом принуждения и наказания?

  10. Перечислите десять заповедей Ветхого Завета.

  11. Что такое Евангелие? О чем рассказывают новозаветные Евангелия?

  12. Учение Иисуса Христа: его новизна и революционность.

  13. Расскажите об эсхатологических представлениях, изложенных в Библии.

  14. В чем состоит мировое значение Библии?

Тема 6. Культура европейского средневековья

1. Характерные черты средневековой европейской культуры.

2. Основные средневековые субкультуры:

  1. монастырская субкультура: христианское мироощущение, идеал аскетизма;

  2. рыцарская субкультура: идеал рыцарства и культ Прекрасной дамы;

  3. фольклорная (сельская) субкультура и ее особенности, карнавал;

  4. культура средневекового города: городское искусство, система образования, университеты.