Файл: Теоретические аспекты экспертных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в ряде случаев использование отмеченных выше технологий может заменить установку дорогостоящих SCADA систем, обеспечивающих визуализацию и просмотр данных.

Преимущества использования экспертных систем

Возникает вопрос: "Зачем разрабатывать экспертные системы? И не лучше ли обратиться к человеческому опыту, как это было в прошлом?". Отметим лишь основные преимущества, которые дает использование ЭС.

Преимуществами и положительными качествами искусственной компетенции являются:

1. Ее постоянство. Человеческая компетенция ослабевает со временем. Перерыв в деятельности человека-эксперта может серьезно отразиться на его профессиональных качествах.

2. Легкость передачи или воспроизведения. Передача знаний от одного человека другому - долгий и дорогой процесс. Передача искусственной информации - это простой процесс копирования программы или файла данных.

3. Устойчивость и воспроизводимость результатов. Эксперт-человек может принимать в тождественных ситуациях разные решения из-за эмоциональных факторов. Результаты ЭС - стабильны.

4. Стоимость. Эксперты, особенно высококвалифицированные обходятся очень дорого. ЭС, наоборот, сравнительно недороги. Их разработка дорога, но они дешевы в эксплуатации.

Вместе с тем разработка ЭС не позволяет полностью отказаться от эксперта-человека. Хотя ЭС хорошо справляется со своей работой, тем не менее в определенных областях человеческая компетенция явно превосходит искусственную. Однако и в этих случаях ЭС может позволить отказаться от услуг высококвалифицированного эксперта, оставив эксперта средней квалификации, используя при этом ЭС для усиления и расширения его профессиональных возможностей.

Искусственная компетентность экспертных систем не заменяет полностью человека. Эксперт-человек способен реорганизовать информацию и знания и использовать их для синтеза новых знаний. В области творческой деятельности люди обладают большими способностями и возможностями по сравнению с самыми умными системами. Эксперты справляются с неожиданными поворотами событий и, используя новые подходы, способны проводить аналогии из других предметных областей. Эксперты адаптируют к изменяющимся условиям и приспосабливают свои стратегии к новым обстоятельствам в более широком диапазоне проблем и задач. Экспертные системы менее приспособлены к обучению на уровне новых концепций и новых правил. Они оказываются не столь эффективны и мало пригодны в тех случаях, когда надо учитывать всю сложность реальных задач.


Эксперты могут непосредственно воспринимать весь комплекс входной информации: символьной, визуальной, графической, текстовой, звуковой, осязательной, обонятельной. У экспертной системы есть только символы, с помощью которых представлены базы знаний, воплощающие те или иные концепции. Преобразование сенсорной информации в символьную сопровождается потерей части информации.

Но главное, что огромный объем знаний, которым обладают эксперты-специалисты (профессиональные знания и знания о мире и действующих в нем законах), не удается пока встроить в интеллектуальную систему, тем более столь специализированную, какой является любая экспертная система.

Основными отличиями ЭС от других программных продуктов являются использование не только данных, но и знаний, а также специального механизма вывода решений и новых знаний на основе имеющихся. Знания в ЭС представляются в такой форме, которая может быть легко обработана на ЭВМ.

Глава 2. Применение экспертных систем в деятельности предприятия ОАО «Белшина»

2.1 Организационно – техническая характеристика ОАО «Белшина»

В соответствии с приказами Миннефтехимпрома СССР № 1931-1976 г. и БШК №76-1977г. Белорусский шинный комбинат преобразован с 25.01.1977г. в Бобруйское производственное объединение «Бобруйскшина».

В 1990-1991гг. на ПО «Бобруйскшина» произошел ряд структурных изменений, а именно: выделились, получив самостоятельность, заводы СКГШ, МШ, КГШ, механический. По решению трудовых коллективов заводов, а также в соотвествии с приказом Миннефтехимпрома СССР №56 от 29.02.1990г. и № 329 от 06.06.1990г. заводы вышли из состава БПО «Бобруйскшина» и с 01.07.1990г. получили следующие наименования:

  • Бобруйский завод крупногабаритных шин (БЗКГШ);
  • Бобруйский завод массовых шин (БЗМШ);
  • Бобруйский завод сверхкрупногабаритных шин (БЗСКГШ);
  • Бобруйский механический завод на базе которого образовались:

Бобруйский завод полимерного машиностроения» (завод «Бобруйскполимермаш) и Бобруйская фирма по наладке и ремонту технологического оборудования «Механика».


А также согласовано Постановление Совета Министров СССР № 790 от 08.08.1990. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», решением коллективов некоторых цехов, отделов и участков были созданы малые предприятия – фирмы с полной юридической и экономической самостоятельностью, а именно:

  • участок МВР - малое предприятие фирма «Экология»;
  • цех ВСиК - малое предприятие фирма «Белшинасантехника»;
  • ЦФТ - малое предприятие фирма «Белшинапереработка»;
  • Цех связи - малое предприятие «Белшинасвязь»;
  • Объекты соцкультбыта: столовые, детские сады-ясли, общежития;

- профилакторий, ДК, база отдыха и т.д.

- малое предприятие фирма «Белшинасоцкультбыт».

Согласно приказа генерального директора БШК №4 от 16.05.1992г. завод полимерного машиностроения и Бобруйская фирма по наладке и ремонту технологического оборудования «Механика» вошли в состав механического завода.

На основании приказа Госкомпрома РБ №75 от 08.05.1992г. предприятия шинной промышленности г. Бобруйска с 01.07.1992г. преобразованы в Белорусский шинный комбинат «Белшина». Заводы (КГШ, ЗМШ, СКГШ, механический) и фирмы, за исключением «Белшинасвязь», прекратили свое существование и вошли в состав комбината в качестве структурных единиц.

Согласно приказа Министерства экономики РБ №128 от 10.09.2002г. РУП БШК «Белшина» преобразовано в открытое акционерное общество «Белшина» (ОАО «Белшина») .

По типу конструкции шины делятся на шины диагональной и радиальной конструкции (в том числе цельнометаллокордные), а также массивные высокоэластичные шины, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях и агрессивных средах.

В настоящий момент на предприятии реализуются или запланировано к реализации в среднесрочной перспективе ряд инвестиционных проектов.

Основным инвестиционным проектом, планируемым к реализации в период 2016 - 2025 годы, является проект «Главный корпус завода СКГШ. Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха». Целью которого является увеличение ассортимента и объемов производства сверхкрупногабаритных цельнометаллокордных (ЦМК) шин радиальной конструкции для комплектации самосвалов особо большой грузоподъемности (90-450 тонн) производства ОАО «БелАЗ», а также для карьерной техники зарубежного производства («Komatsu», «Caterpiller» и др.).

Текущая ситуация на глобальном рынке характеризуется снижением объемов продаж сверхкрупногабаритных шин диагональной конструкции из-за снижения активности в горнодобывающей промышленности. Во многих регионах мира наметился спад в добыче полезных ископаемых более чем наполовину, во многих карьерах мира работа практически остановлена. За последние 5 лет два основных производителя сверхкрупногабаритных шин радиальной конструкции нарастили мощности по их производству.


Путем открытия новых и модернизации существующих производств. Произошло естественное обновление парка техники добывающих компаний, что привело к увеличению доли радиальных шин: сократился парк 180-220тонных машин и увеличился парк – 240тонных, в среднем классе произошло уменьшение доли 85-90тонных автомобилей и увеличение 90-110 тонных.

Реализация данного Проекта и достижение показателей ходимости радиальных шин ОАО «Белшина», позволяющих конкурировать с ведущими мировыми производителями, позволит восстановить позиции предприятия в ряде регионов, характеризующихся высоким уровнем развития горнодобывающей отрасли: Австралия, Бразилия,Северная Америка (при условии отмены санкций OFAC), Индия, Индонезия, Чили, ЮАР.

Создание подобного производства на мощностях ОАО «Белшина» и планируемый к постановке ассортимент продукции направлен как на замещение диагональных шин, так и на выход в новые сегменты, что будет соответствовать спросу на традиционных рынках (страны СНГ) и в странах дальнего зарубежья.

По данным аналитиков шины из диапазона от 24 до 35 дюймов активно используют как в добыче полезных ископаемых, так и на создании крупных инфраструктурных проектов в строительстве в различных отраслях жизнедеятельности человека. Происходит постепенное замещение карьерных самосвалов малой грузоподъемности 30-45 т. шарнирно-сочлененными самосвалами. В глобальном рынке карьерных шин доля индустриальных с посадочным диаметром 25-29 дюймов занимает порядка 32 %. По оценке экспертов к 2025 г. их доля составит 39%.

«Техническое перевооружение завода КГШ»

Цель проекта – увеличение ассортимента и объемов производства широкопрофильных сельскохозяйственных шин радиальной конструкции с низким удельным давлением на почву для самоходной энергонасыщенной техники отечественного и импортного производства.

Реализация данного проекта позволит значительно расширить ассортимент предлагаемых предприятием шин и увеличить свою долю на вторичном рынке ряда стран Европейского Союза, в Северной Америке, Бразилии, Австралии.

«Завод массовых шин. Увеличение мощности по грузовым цельнометаллокордным шинам», целью которого является увеличение ассортимента и объемов производства и реализации грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин радиальной конструкции, соответствующих требованиям мирового рынка по своей номенклатуре, техническим характеристикам и качеству, для комплектации грузовых автомобилей и автобусов производства ОАО «МАЗ», а также для эксплуатации на автотехнике импортного производства «MAN», «Volvo», «Scania», «Mersedes» и др.


Сохранение присутствия и закрепление на рынках стран Европейского Союза и наращивание присутствия в других регионах мира (страны Африки, Северная и Южная Америка) в сегменте грузовых шин возможно только при интенсивном развитии собственного производства ЦМК шин и расширения модельного ряда.

Кроме указанного проекта на Заводе массовых шин ОАО «Белшина» перспективным направлением деятельности может стать реализация инвестиционного проекта «ЗМШ. Организация производства шин премиум-класса».

Реализация данного проекта является логическим развитием инвестиционного проекта «Завод массовых шин. Освоение производства легковых шин с посадочным диаметром до 20"» и направлена на повышение конкурентоспособности легковых шин и выпуск продукции, соответствующей самым высоким требованиям потребителей – производство низкопрофильных легковых шин премиум-класса.

Реализация перспективных инвестиционных проектов ОАО «Белшина» обеспечивает техническое перевооружение действующих мощностей, расширение и обновление ассортимента выпускаемой продукции, снижение затрат на производство, повышение конкурентоспособности отечественных шин на внутреннем и внешних рынках, увеличение экспортного потенциала и импортозамещение.

За 2016 году разработано 50 технических проектов на новые шины, поставлено на производство 42 проекта, из них сертифицировано 38. Динамика выпуска автошин 2014г-2016г.г. таблица 2.

Таблица 1

Динамика выпуска автошин 2015г-2017г

Ед изм

2015 год

2016 год

2017 год

Объем производства шины - всего

шт

5 750 967

5 563 994

5 010 173

шины резиновые пневматические новые для легковых автомобилей

шт

3 488 446

3 344 982

3 406 129

шины резиновые пневматические новые для автобусов или грузовых автомобилей для использования в авиации

шт

1 533 126

1 459 004

1 045 965

шины резиновые пневматические новые прочие (для сельского и лесного хозяйства, прочих производственных машин)

шт

729 395

760 008

558 079

Оперативный и своевременный выпуск новых типоразмеров шин позволяет предприятию выходить на рынки сбыта с более совершенной и востребованной продукцией, что оказывает благоприятное воздействие на имидж и экономическую составляющую ОАО «Белшина» .