Файл: Процесс разработки бизнес-плана предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность: В настоящее время активно развивается тренд на предпринимательство. Все больше людей хотят открыть свое дело и работать на себя. И если рассматривать различные сферы деятельности, в которых открываются новые предприятия, то самым популярным бизнесом является открытие кофейни.

Однако, чтобы открыть новую кофейню, необходимы сделать два главных шага.

Первое, это разработать бизнес-план, в котором будут прописаны цель открытия предприятия и какие задачи нужно выполнить, чтобы достичь этой цели.

Второе, получить инвестиции. Существуют несколько способов получения инвестиций: самому заработать, правда это долгий процесс; взять кредит или найти инвесторов. Самыми эффективными способами являются последние два, кредит или инвесторы. И в первом и во втором случае, чтобы получить нужную сумму, необходимо предоставить план действий о том, как собираетесь распоряжаться деньгами инвестора и за какой срок они окупятся. В этом случае предоставляется готовый бизнес-план, в котором прописаны все эти этапы.

Поэтому, чтобы открыть свою кофейню, самое первое действие, которое нужно сделать каждому предпринимателю - написать бизнес-план.

Цель курсовой работы: изучить процесс написания правильного бизнес-плана предприятия

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить цель разработки бизнес-плана
  2. Изучить виды бизнес-планирования
  3. Изучить процесс разработки бизнес-плана предприятия питания
  4. Разработать бизнес-план современной кофейни

Объектом исследования является планируемое предприятие питания

Предметом исследования является процесс разработки бизнес-плана предприятия

Глава 1 Процесс разработки бизнес-плана предприятия питания

1.1 Цель разработки бизнес-плана

«Имея хорошо продуманный, детальный план, можно победить. Имея не очень подробный и детальный план, довольно сложно победить. Но со всей уверенностью можно сказать, что вы потерпите поражение, если у вас вообще нет плана. Но увидев, как составляется план, я могу точно предсказать победу или поражение». - знаменитый китайский полководец Сун-цзы[1].


Правда это фраза была сказана для подготовки к войне, она отлично подходит для современного бизнеса. Разработка бизнес-плана важна для развития предприятия.

Бизнес-план – является важным документом в стратегическом планировании, он позволяет видеть цель и четкую картину развития бизнес-проекта, а также вести контроль реализации, благодаря написанию в бизнес-плане пошаговой инструкции (задачи). Бизнес-план – это процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и долгосрочные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные направления деятельности;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план выполняет пять функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В настоящее время без кредита тяжело реализовывать какой-либо проект, но еще сложнее получить его. И причина почему так происходит, вовсе не в высокой процентная ставка, как большинство думают, а в низкой вероятности возврата выданной суммы. Именно поэтому банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.


Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.[2]

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.[3]

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования стратегии планирования.

1.2 Виды бизнес-планирования

Бизнес-план является рабочим инструментом не только действующих, но и вновь создаваемых предприятий. Используется он во всех сферах предпринимательской деятельности независимо от масштабов, форм собственности и организационно-правовых форм предприятий. Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана, необходимо определить цели данной разработки. И на основании этого оценивать бизнес-план по различным признакам, что позволит четко организовать процесс планирования с наименьшими затратами.

Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям:

1 По целям разработки бизнес-планы бывают:

1.1. инвестиционные – направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом;


1.2. для выработки стратегии развития организации;

1.3. для планирования деятельности организации;

1.4. для финансового оздоровления действующего предприятия.

2 По объекту планирования. В бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:

2.1. предприятия в целом;

2.2. объединений предприятий;

2.3. инвестиционного проекта.

3 По конечным потребителям:

3.1. для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы

3.2. банкам, инвесторам, акционерам;

3.3. региональной администрации;

3.4. бизнес-партнерам.

4 По продолжительности решаемых задач выделяют следующие виды бизнес-планов:

4.1. стратегические (долгосрочные);

4.2. тактические (среднесрочные 3-5 лет);

4.3. оперативные (краткосрочные).

5 По сложности проекта различают проекты простые, сложные и очень сложные.

6 По условиям конфиденциальности формируют бизнес-план:

6.1. официальный – предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели;

6.2. рабочий – представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя предприятия, команды разработчиков и консультантов

7 По гибкости планов различают планирование:

7.1. директивное – сверху вниз с четко заданными показателями;

7.2. индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок.

8 По стадии развития организации различают бизнес-планы:

8.1. для зрелой фирмы – масштабные;

8.2. на начальной стадии развития фирмы – нечеткие и небольшие.

9. По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана различают.

10. По объему различают сжатые и развернутые бизнес-планы.

11. По особенностям оформления бизнес-планы бывают с приложениями и без них.

12 По подходу к разработке бизнес-план может разрабатываться

12.1 наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных;

12.2 инициаторами проекта

13 По используемой программе финансового моделирования

После определения вида бизнес-планирования и цели проекта нужно провести маркетинговое исследование и составить маркетинговый план.

1.3 Маркетинговый план

Маркетинговый анализ – это самый важный этап в развитие бизнес-проекта. Благодаря этому анализу, формируется понимание того, что предлагаемые товар или услуга востребованы на рынке, и он будет продаваться.


Для составления плана маркетинга необходимо определиться с целями и задачами маркетинга.

Основная задача маркетинговых исследований для разработки бизнес-плана – это выявление неудовлетворенного спроса и получение данных для составления планов сбыта и производства. Составление плана маркетинга проводят в шесть этапов:[4]

1. Определяются характеристики рынка и продукции:

  • сегмент рынка;
  • потребности клиентов;
  • пути товара к потребителю;
  • конкурентоспособность продукции;
  • этап жизненного цикла продукции;
  • пути совершенствования товара;
  • степень правовой защищенности товара;
  • легкость копирования продукции конкурентами.

2. Далее определяется маркетинговая стратегия.

Стратегий маркетинга очень много, и необходимо выбрать ту, которая будет наиболее выгодна для фирмы в данный момент.

Наиболее распространены стратегии:

  • минимизации затрат
  • дифференцирования, когда продукция имеет уникальные отличия
  • ориентирование на определенный сегмент рынка,

3. Анализ конкурентной среды:

  • определяются основные конкуренты фирмы, которые действуют на рынке и лидеры отрасли;
  • всеми возможными способами добывается максимум информации о них;
  • определяются сильные и слабые стороны конкурентов;
  • делается сравнительный анализ нашей продукции и конкурентов на предмет качественных показателей, ценовых, сервисного и технического обслуживания, сбытовых каналов.

4. Ценовая стратегия. От нее во многом зависит успех предприятия или его провал.

Существуют четыре основные ценовые стратегии:

  • стратегия высокой цены при высоком качестве;
  • низкое качество при низкой цене;
  • низкое качество при высокой цене;
  • высокое качество по низкой цене.

Ценовые стратегии не являются постоянным параметром и могут изменяться на разных этапах развития фирмы и жизненного цикла продукта.

5. Заключительным этапом маркетингового плана является определение стратегии продвижения товара на рынок.

Выбор способа продвижения зависит от финансовых возможностей и целесообразности применения тех или иных методов, что требует понимания потребностей клиентов, а также знание географии рынка сбыта.

Маркетинговое исследование нужно проводить для того, чтобы понять, насколько товар или услуга актуальна для рынка, будут ли потребители приобретать их.

После того, как стало ясно, что товар или услуга сейчас востребованы на рынке или будут востребованы при грамотном продвижении, можно переходить к финансовому планированию