Файл: «Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.( Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Глава 2. Четырехуровневая система нормативно-правовых актов
2.1. Законодательный уровень регулирования
2.2. Нормативный уровень регулирования
2.3. Методический уровень регулирования
2.4. Организационный уровень регулирования
Глава 3. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета
3.1. Классификация моделей бухгалтерского учета
3.2. Международные стандарты учета в системе унификации бухгалтерской практики
3.3. Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и МСФО
3.4. Проблемы реформирования системы российского бухгалтерского учета
Введение
В настоящее время, каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должен знать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.
В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние любой организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает.
Для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.
Бухгалтерский (финансовый) учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
- звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
- специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский (финансовый) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.
Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства.
В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:
- экономическое состояние и обстановка в обществе;
- политическая ситуация;
- правовая система государства;
- социально-культурная среда;
- технологическая сфера;
- физическая и географическая среда;
- партнерская финансово-техническая сфера.
Правовая система государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства. Именно поэтому я считаю данную тему курсовой работы актуальной.
Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как бухгалтерский (финансовый) учет.
Цель написания данной работы состоит в раскрытии содержания нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и в приведении правовой системы отечественного бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:
• определение основных аспектов нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета России.
• изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• предложения возможных альтернатив нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации.
В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского (финансового) учета и отчетности.
В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В последнее десятилетие значительно укрепилась связь национального бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) все активнее интегрируются в существующую систему бухгалтерского учета и отчетности, повышая прозрачность деятельности организаций и изменяя национальные стандарты (см.приложение 4).
Общее методологическое руководство осуществляется правительством Российской Федерации.
Кроме того, существуют органы, которым федеральным законом предоставлено право разрабатывать и утверждать определенные документы.
Также данный вопрос прорабатывался коллективом авторов и специалистов в области бухгалтерского учета, среди которых: Бакаев А.С., Кондраков Н.П., Борисов А.Н., Стуков Л.С., Терехова В.А., Лысенко Д.В. и другие, мнения которых приведены в моей курсовой работе.
Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы следующие источники информации: Конституция Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, Приказы Минфина России, Положения по бухгалтерскому учету и так далее, были использованы материалы экономических Интернет – форумов, статистика.
Для реализации поставленных в данной работе задач были использованы следующие методы: монографический, статистический, аналитический (анализ документов).
Моя курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и восьми приложений.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать не только с теоретической но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и предпринимателями.
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
В законодательстве Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании.
В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данная система регулирования бухгалтерского учета в нашей стране состоит из документов четырех уровней (см.приложение 1).
Первую группу документов составляют законодательные акты Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организациях. Сюда относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- кодексы Российской Федерации (гражданский, административный, трудовой, бюджетный, земельный, налоговый);
- Федеральные законы;
- указы Президента;
- постановления Правительства.
Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"[1]. Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета в России. Сюда же можно отнести Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»[2] и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Очень важным документом первого уровня системы также является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. [3]
К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[4], Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".[5]
В настоящее время разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены особые правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета. [6]
Второй уровень системы нормативного регулирования в Российской Федерации составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (см.приложение 2). В частности, к этому нормативному уровню регулирования бухгалтерского учета относятся:
- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ с №1 по №24);
- Положения о формах бухгалтерской отчетности организаций.
В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.
Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня - методических положениях, указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т. п. (см.приложение 6). К нормативным документам по бухгалтерскому учету третьего уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.
В частности, к этой группе документов относятся:
- Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России;
- методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию;
- методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации;
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению;
- методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества;
- Указания по отражению в бухгалтерском учете организации операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом;
- Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методические рекомендации по их применению;
- методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ;
- методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;
- инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности;
- другие методические положения, отличные от стандартов.
Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению[7] (см. приложение 3). К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указания по бухгалтерскому учету[8], которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).
На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами и применяются хозяйствующими субъектами (организациями и предприятиями) добровольно, тем не менее они могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.