Файл: «Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.( Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные негативные факторы комитет по международным стандартам бухгалтерского учета принимает во внимание и ведет активную работу по их устранению, так как составление бухгалтерской отчетности по МСФО дает возможность более реально видеть финансовое состояние хозяйствующего субъекта (организации, предприятия) и проявлять значительно большую самостоятельность в принятии решений.

3.3. Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и МСФО

В России система бухгалтерского учета развивалась в условиях закрытости экономики и централизованного планирования. Она была ориентирована в основном на интересы государства и налоговых органов. За эти годы была создана теоретическая база, которая и по сей день считается многими специалистами одной из лучших в мире[39].

Однако, с принятием в 1987 году закона о совместных предприятиях[40], следствием которого явился прилив в российскую экономику западного капитала, воз​никла проблема непрозрачности информации для иностранных инвесторов. К тому же, старая система разрабатывалась была ориентирована в основном на промышленные предприятия и не отвечала потребностям других сфер деятельности — финансовой, инвестиционной, информационной и других. Советская система бухгалтерского учета также не смогла обеспечить максимальную эффективность решений, которые принимаются в процессе функционирования организации. Поэтому, все это вызвало необходимость реформирования отечественной системы бухгалтерского учета.

Переход российского бухгалтерского учета на применение международных норм происходил постепенно: в 1992 году вышло распоряжение Председателя Верховного Совета РФ «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики»[41], а также новый План счетов и Положение о бухгалтерском учете и отчетности. Эти документы закрепили несколько принятых в международной отчетности принципов - обособленности, непрерывности и непротиворечивости. Затем процесс изменений в российском учете получил развитие с принятием в 1994 году Положения об учетной поли​тике предприятия, которое ввело в бухгалтерский учет принципы осмотрительности, приоритета содержания перед формой и временной определенности фактов хозяйственной деятельности[42]. И, наконец, в 1997 году было принято решение о переходе российской системы бухгалтерского учета и отчетности на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)[43].


На сегодняшний день трудно преувеличить значение МСФО для российского бухгалтерского учета, поскольку международные стандарты официально приняты в качестве базы реформируемой отечественной системы учета. Использование МСФО даже способствует развитию самой профессии бухгалтера, так как расширяет полномочия и обязанности бухгалтера. Использование международных стандартов потребует от бухгалтера больших знаний и навыков, роста профессионализма, повышает статус бухгалтера в обществе, при​водит к пониманию значения бухгалтерского учета в устойчивом развитии экономики.

Принятие решения о переходе на МСФО получило отражение в двух документах: Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Программе реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации в соответствии с МСФО. Одним из пунктов Программы реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации является разработка отечественных стандартов бухгалтерского учета — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

В настоящее время утверждено 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Можно провести аналогию с МСФО в виде таблицы сравнения, что поможет системно представить возможность сопоставления этих двух систем (см.приложение 4). Как видно из приведенной таблицы, практически каждый отечественный стандарт имеет аналог из МСФО. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественный бухгалтерский учет имеет в своей основе те же принципы, что и международный. Но следует также отметить тот факт, что некоторые элементы имеют определения, соответствующие МСФО, только в Концепции, но не в нормативной базе (ПБУ)[44].

Однако, система российского бухгалтерского учета имеет принципиальные отличия от международного учета (см.приложение 5). Отличаются обе эти системы учета, прежде всего, целями использования содержащейся информации: составленная по международным системам отчетность (МСФО) направлена на выявление экономической сущности процессов, происходящих в организации. Ее главными пользователями выступают финансовые институты, учредители, инвесторы и другие заинтересованные лица. Составление отчетности по российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) преследует фискальные цели и предназначена она, в основном, для контроля организаций налоговыми и статистическими органами[45].

Таким образом, различная целевая направленность является основой для разных подходов к составлению отчетности.  В частности, в РСБУ существует термин "отчетная дата"[46]. Этой датой всегда является 31 декабря – рубеж отчетного периода, продолжающегося с 1 января по 31 декабря. В международной системе финансовой отчетности (МСФО) при требовании обязательного ежегодного составления отчетности отчетная дата не привязана к календарному году, там не существует даже такого понятия. При обеспечении сопоставимости информации, организации устанавливают отчетный период исходя из соображений наибольшего удобства.


Так ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в Российской Федерации предусмотрено исключительно в рублях, по правилам же МСФО – в функциональной валюте, то есть в той денежной единице, в которой устанавливаются цены и производятся расчеты. Бухгалтерские операции в другой валюте осуществляются с последующим пересчетом в функциональную и отнесением разницы в состав прочего совокупного дохода.

Также российские организации и предприятия применяют единый План счетов и унифицированные формы отчетности (кроме предприятий банковской сферы и госсектора). Единого плана в МСФО не существует. Там организации разрабатывают собственные планы счетов, опираясь на специфику работы и детализацию учетной информации. Также в международных стандартах не существует и утвержденных отчетных форм, МСФО предлагают лишь общие рекомендации и требования к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее содержанию.

Для МСФО актуален термин "профессиональное суждение"[47], который не применяется в российском, строго регламентируемом учете. Профессиональное суждение в МСФО имеет очень широкое хождение. Например, его используют при определении срока полезного использования объектов основных средств, в РСБУ же придерживаются правила присвоения объекту срока полезного использования, соответствующего амортизационной группе из Классификатора основных средств, утвержденного 1 января 2002 года[48].

Из вышеприведенных рассуждений можно сделать заключение о том, что преобладающая привязка к юридической форме в РСБУ и МСФО с доминирующим экономическим содержанием создают существенное различие, которое приводит к разнице при признании активов и обязательств, а также доходов и затрат. К такому же выводу приводят расхождения в учете материально-производственных запасов, основных средств и финансовых результатов, а также принципах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо подчеркнуть тот факт, что отечественная система бухгалтерского учета и отчетности всегда отличалась от зарубежного бухгалтерского (финансового) учета жесткой системой нормативного регулирования, осуществляемого на государственном уровне.

В настоящее время российская система бухгалтерского учета и отчетности переживает сложный период адаптации. Основной целью реформирования отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Отечественному бухгалтерскому учету необходимо впитать в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики учета, сохраняя при этом национальную специфику системы организации бухгалтерского учета. Основной задачей реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России является создание бухгалтерской (финансовой) отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики, которая является понятной зарубежным инвесторам и, соответственно, способствующей привлечению инвестиций[49].


За основу при проведении реформирования отечественного бухгалтерского учета и отчетности были взяты международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

МСФО целесообразно использовать в нашей стране:

  • при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и иностранными организациями;
  • в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международной принятой практике. Данный метод используется большинством экономик развитых стран мира.

В России на основе международных стандартов разрабатываются национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ). Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) являются документами различного правового статуса[50]. При их подготовке применяются различные подходы, обусловленные отличиями в профессиональных традициях и менталитете наших бухгалтеров и бухгалтеров других стран.

3.4. Проблемы реформирования системы российского бухгалтерского учета

Вполне очевидно, что в данном случае успешное внедрение новых понятий и принципов, заимствованных из МСФО, зависит от того, насколько бухгалтерам организаций и предприятий будут ясны цели и практический смысл их введения в российскую бухгалтерскую практику.

Аналогичные проблемы возникают и у пользователей бухгалтерской отчетности отечественных организаций и предприятий. Им также далеко не всегда ясны цели введения новых требований к раскрытию и представлению бухгалтерской информации. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой организации и предприятия будут нести дополнительные затраты на подготовку бухгалтерской отчетности, учитывая новые требования, а пользователи бухгалтерской отчетности, ради которых эти требования вводятся, будут недоумевать, какую же выгоду они могут извлечь из новой информации.

В результате представляется необходимым «выпуск новых ПБУ сопровождать одновременным выпуском соответствующих разъяснений по применению этих ПБУ с детальными комментариями не только относительно конкретных учетных ситуаций, но и по поводу целесообразности данных нововведений и их практического смысла»[51].


Российская система бухгалтерского учета в настоящее время находится в стадии реформирования. Данная реформа отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с Программой реформирования проводится по четырем направлениям:

  • реорганизация системы нормативного регулирования;
  • формирование бухгалтерской профессии, соответствующей требованиям новой экономической реальности;
  • реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров;
  • международное сотрудничество.

Если проанализировать изменения, произошедшие в отечественном учете за года реформирования, можно придти к выводу о том, что определенные результаты были достигнуты. Так, на сегодняшний день принято 24 Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ПБУ), новый План счетов, а также ряд других нормативных актов, был создан Институт профессиональных бухгалтеров России, и в ноябре 2001 г. он стал первым из российских организаций действительным членом IFAC. Тем не менее реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от сроков, установленных Программой.

Особенности системы бухгалтерского учета в России во многом определялись общей не​стабильной ситуацией в стране.

Во-первых, бухгалтерский учет велся в организациях, функционирующих в условиях кризиса неплатежей, стагнации производства, инфляции и т. д. Вместе со слабостью законодательной базы это привело к распространению такого явления, как «двойная бухгалтерия».

Во-вторых, отставание законодательства — гражданского и налогового, а также его противоречивость мешало применению Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанных по международным принципам.

В-третьих, для нашей страны традиционна ориентация бухгалтерского учета на налоговые последствия, в то время как экономическая сущность хозяйственных операций и интересы управления отступают на задний план.

В-четвертых, существовала проблема нехватки квалифицированных кадров.

Создание "отраслевой" терминологии является также важной проблемой. В этом контексте необходимо решение следующих задач:

  • определение основных понятий и терминов бухгалтерского законодательства;
  • установление нормативного документа, где будет иметь место трактовка этих терминов;
  • определение принципа использования терминологии других отраслей права в бухгалтерском законодательстве.

В первой главе действующего Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ дается определение бухгалтерского учета[52] и перечисление его объектов (имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности). В результате общепринятой правовой логики, если то или иное законодательство, применяющее понятие не дает ему определения, то это понятие действует в том значении, какое ему придается в том виде законодательства, которое его определяет. Следует отметить, что данная норма права закреплена в Законе «О бухгалтерском учете» в статье 4 «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете», что обеспечивает законодательное закрепление процесса формирования отраслевой терминологии.