Файл: «Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.( Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Глава 2. Четырехуровневая система нормативно-правовых актов
2.1. Законодательный уровень регулирования
2.2. Нормативный уровень регулирования
2.3. Методический уровень регулирования
2.4. Организационный уровень регулирования
Глава 3. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета
3.1. Классификация моделей бухгалтерского учета
3.2. Международные стандарты учета в системе унификации бухгалтерской практики
3.3. Сравнительный анализ российской системы бухгалтерского учета и МСФО
3.4. Проблемы реформирования системы российского бухгалтерского учета
В частности, бухгалтерское законодательство не дает определения понятий "имущество", "обязательство". Поэтому приходится ориентироваться на терминологию и понятийный аппарат гражданского законодательства. Четкого определения понятия "имущество" Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит. Но в кодексе имеется его опосредованное определение как совокупности вещей, денег, ценных бумаг и имущественных прав. Это определение можно составить из содержания нескольких статей Гражданского кодекса, таких, например, как ст. 15, 46, 56, 63, 132, 302 и так далее[53]. В свою очередь, с точки зрения бухгалтерского учета имущество представляет собой совокупность оборотных и внеоборотных активов, представляемых в активе бухгалтерского баланса.
Согласно международным стандартам (МСФО) с одной стороны, активы представляют собой ресурсы, контролируемые организацией, от которых ожидается экономическая выгода в будущем. Таким образом, право собственности или иное правообладание не является единственной характеристикой активов. Также ресурсы, контролируемые
организацией, должны обязательно приносить доход. То есть,
неликвидное имущество, согласно данному определению активов, к таковым не относится. Однако, с другой стороны, отечественной традицией бухгалтерского учета является отражение в бухгалтерском балансе хозяйственных средств на основе права собственности или иного
правообладания.
В свою очередь, гражданско-правовое понятие «обязательство» включает в себя бухгалтерские понятия долгосрочной и краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности. Однако, как известно, дебиторская задолженность не включается в бухгалтерское понятие "обязательство", а является частью активов.
Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету должны содержать исчерпывающие определения объектов бухгалтерского учета. Положение по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности является нормативным бухгалтерским документом, в котором необходимо привести определения основополагающих понятий и терминов, которые необходимы для каждого Положения (стандарта) по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Чтобы решить проблему терминологии, в первую очередь необходимо разработать и определить понятия, которые уже используются и которые будут использоваться во многих нормативных документах по бухгалтерскому учету одновременно. Запоздалая разработка или даже отсутствие соответствующих терминов в системе нормативного регулирования российского бухгалтерского учета обуславливает то обстоятельство, что соответствующие термины появляются, например, в налоговом законодательстве. В частности, именно в первой части Налогового кодекса Российской Федерации впервые появились статьи следующего наименования и содержания: 39 «Реализация товаров, работ или услуг»[54], 41 «Принципы определения доходов»[55], 43 «Дивиденды и проценты»[56].
Экономическую сущность и правила формирования финансовых показателей, содержание которых во многом объективно (например, прибыль, себестоимость) налоговое законодательство не должно определять. Данное законодательство лишь устанавливает правила, в соответствии с которыми те или иные финансовые показатели, информация о которых создается в системе бухгалтерского учета, участвуют в формировании объектов налогообложения, а также правила и алгоритмы налоговых расчетов, и заполнения налоговой отчетности и деклараций. В противном случае, законодательство заставляет бухгалтера вести налоговый учет, а это значительно повышает трудоемкость учетного процесса и создает дополнительные сложности и напряженность в бухгалтерских коллективах организаций.
В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» сказано о том, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации[57]. Следовательно, действующий закон предполагает прежде всего систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Данный подход был характерен для экономики централизованного управления, в которой множество явлений хозяйственной жизни можно было заранее предопределить, а значит, и регламентировать. На сегодняшний момент можно предложить несколько другой подход:
- систему сочетания государственного и независимого профессионального регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- такое построение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, когда обязательными к применению всем профессиональным сообществом являются законодательные акты высшего уровня, определяющие основные принципы и правила формирования полной и достоверной информации об объектах бухгалтерского учета. В свою очередь, методические рекомендации создаются в помощь бухгалтерам и носят рекомендательный характер. То есть разумное сочетание регламента и профессионального мнения специалиста, несущего этическую ответственность за свое мнение как перед профессиональным сообществом, так и перед общественностью - пользователями финансовой информации.
Таким образом, предлагаемый механизм взаимодействия различных нормативных документов в системе нормативного регулирования российского бухгалтерского учета должен обеспечить сосуществование в режиме реального времени — в переходной экономике, в рамках одного и того же законодательства двух групп представителей профессии — профессионального бухгалтера, специалиста, которому иногда бывает тесно в рамках быстро устаревающих инструкций, и который может обоснованно и аргументировано, исходя из положений и принципов законодательства верхнего уровня, предложить свой вариант способа бухгалтерского учета, обеспечивающий более достоверную картину финансов организации, и бухгалтера-счетовода, который не представляет иной организации своего труда как не по инструкции и оформляет запросы в вышестоящие органы по неясным ситуациям. Обе категории бухгалтеров имеют возможность в рамках действующего законодательства грамотно решать свою основную профессиональную задачу — формировать полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.
Следовательно, главные усилия в такой ситуации необходимо направить на создание целостной системы качественных нормативных документов высших уровней, исполнение которых должно носить строго обязательный характер.
Таким образом, принимая во внимание рассмотренные выше характеристики моделей учета и МСФО и проведя их сравнительный анализ с отечественными стандартами и системой бухгалтерского учета в целом, можно следующим образом сгруппировать проблемы, продолжающие оставаться в настоящее время актуальными в процессе реформирования:
1. Законодательство
Данная проблема состоит в построении качественного стройного законодательства, в обеспечении его четкой концепции и системного характера.
2. Методология
Эта проблема порождена наличием недостатков и внутренних противоречий в МСФО (принципы и стандарты) и национальных стандартах по бухгалтерскому учету.
В результате наличия неурегулированных вопросов бухгалтерского учета в условиях незавершенности существует вариативность способов бухгалтерского учета, применяемых различными организациями и предприятиями (на лицо несистемный характер порядка ведения бухгалтерского учета). Когда отсутствует четкое понимание роли основополагающих допущений и требований в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, то это вызывает проблемы их применения в практической деятельности.
3. Терминология
Следует исключить применение несогласованной терминологии, создать так называемую "отраслевую" терминологию. Определения, имеющие место в принципах МСФО, имеют часто формальное сходство с содержащимися в отечественных нормативных актах. Нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат исчерпывающие определения объектов этого самого учета.
4. Межведомственный характер реформирования
Данная проблема порождена несогласованием позиций правительственных органов, ведомств и предпринимательских кругов.
5. Взаимодействие бухгалтерской и налоговой реформ
Это выражается в согласованности терминологии. Возможности бухгалтеров в принятии ими объективных суждений в отношении признания, оценки и классификации фактов хозяйственной деятельности (превалирование в учете налоговых норм и искажение статей учета) снижаются зависимостью налогооблагаемой базы от правил бухгалтерского учета. Это приводит к разделению бухгалтерского и налогового учета (проблема двойного учета).
6. Кадровая проблема
Проблема состоит в дефиците преподавательского состава. Существует настоятельная потребность в развитии профессии, подготовке и повышении квалификации специалистов бухгалтерского учета. Следует разработать программы подготовки бухгалтеров, установить квалификационные требования к специалистам, применяющим МСФО, обеспечить аттестацию главных бухгалтеров организаций и предприятий, а также других работников, которые осуществляют оказание бухгалтерских услуг на профессиональной основе[58]. Также нужно осуществлять контроль за соблюдением норм профессиональной бухгалтерской этики.
Таким образом, все вышеперечисленные проблемы реформирования системы российского бухгалтерского учета подтверждают тот факт, что бухгалтерский учет в России еще не достиг уровня развития тех стран, которые относятся к континентальной модели, с которой часто проводятся аналогии.
Заключение
При написании данной курсовой работы была поставлена цель исследования, которая состояла в раскрытии содержания нормативного регулирования системы российского бухгалтерского учета и приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
В ходе написания курсовой работы были решены поставленные задачи:
1. Были определены основные аспекты нормативного регулирования системы российского бухгалтерского учета.
Таковыми аспектами являются:
- формирование нормативной базы (стандартов) по бухгалтерскому учету;
- методическое обеспечение бухгалтерского учета (инструкции, методических указания, комментарии)
2. Были изучены теоретические предпосылки совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Данными предпосылками, в частности, являются:
- неприемлемость существовавшей ранее системы отечественного бухгалтерского учета в новых условиях хозяйствования;
- выход организаций на международные рынки;
- несовершенство налогового законодательства в Российской Федерации;
- резкое расширение функций, выполняемых бухгалтерским учетом;
- несовершенство балансовой информации;
- отсутствие системы управления и регулирования бухгалтерского учета.
3. Были рассмотрены предложения возможных альтернатив нормативного регулирования российского бухгалтерского (финансового) учета.
В ходе написания курсовой работы мной были также исследованы существующие международные стандарты бухгалтерского учета, а также возможности их применения при реформировании системы российского бухгалтерского учета.
Подводя итог данной курсовой работе и обобщив вышеизложенный материал, можно придти к следующему заключению:
К нормативной базе российского бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов на основании которых составляется бизнес-план, ведутся начисления в различные фонды, ведутся отчисления налогов и производятся другие расчеты.
В настоящее время в нашей стране продолжается работа по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283[59].
Целью реформирования системы российского бухгалтерского учета является приведение данной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, которая содержится в бухгалтерской отчетности - с требованиями, которые установлены международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Российская система регулирования бухгалтерского учета, которыми обязаны руководствоваться в своей деятельности все отечественные организации и предприятия, состоит из нормативно-правовых актов четырех уровней.
Первый уровень системы включает в себя законодательные акты, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, которые прямо или косвенно регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта (организации, предприятия).
Второй уровень представлен Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету и отчетности.
Нормативными документами третьего уровня являются методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов России и других ведомств.
К четвертому уровню данной системы относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого хозяйствующего субъекта (организации, предприятия).
Основы построения системы отечественного бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 года[60].