Файл: Теоретические основы формирования ассортимента товаров на торговом предприятии.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на торговом предприятии
1.1. Понятие и классификация ассортимента товаров
1.2. Процесс формирования ассортимента на торговом предприятии
Глава 2. Анализ ассортимента товаров в ООО «АШАН»
2.1. Общая характеристика торгового предприятия
2.2. Исследование ассортимента товаров
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «АШАН»
Формирование ассортимента товаров должно базироваться на уже заранее запланированных целях и задачах, которые будут обуславливать направление развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации, то есть цели, задачи и основные направления формирования ассортимента товаров, определяемые ее руководством.
Существует ряд задач, определяющих сущность ассортиментной политики:
- установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
- определение основных показателей ассортимента и анализа его рациональности;
- определение источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационально ассортимента товаров;
- оценка материально состояния предприятия для определения возможности реализации отдельных товаров;
- определение основных направлений товарного ассортимента.
Выводы
Ассортиментом называют соотношение различных видов продукции, услуг, товаров на торговом и производственном предприятиях, перечень разнообразия продукции и товаров, которых различается по отдельным признакам. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня.
Ассортимент товаров – это совокупность товаров, сочетающихся по одному определенному признаку или совокупности признаков.
Широта и глубина ассортимента товаров на предприятии зависят от ряда нескольких факторов, сами важными из них являются форма его товарной специализации, размер торговой площади, а так же состоянии е предложения на потребительском рынке.
Грамотно подобранный ассортимент товаров на предприятии позволяет оптимизировать товарооборот в разрезе отдельных товарных наименований и благодаря этому получить предполагаемую величину прибыли и нужный уровень рентабельности.
Процесс формирования ассортимента товаров на торговом предприятии заключается в деятельности по формированию набора товаров, который позволит удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а так же будет способствовать достижению целей и задач, поставленных перед организацией.
Глава 2. Анализ ассортимента товаров в ООО «АШАН»
2.1. Общая характеристика торгового предприятия
Компания «АШАН» является главным структурным подразделением семейной мегакорпорации «Ассоциация семьи Мюлье». Компания основана в 1961 г., её главный офис находится в Лилле. Основатель и нынешний председатель совета директоров — Жерар Мюлье (фр. GérardMuUiez).
Первый гипермаркет «АШАН» в России был открыт 28 августа 2002 г. в городе Мытищи Московской области. По состоянию на декабрь 2016 г. в стране действует 301 магазин: 102 гипермаркета, 187 супермаркетов и 12 магазинов формата «у дома», а также интернет-магазин Auchan.ru.
В данной работе будет рассмотрен один из гипермаркетов «АШАН» в г. Санкт-Петербург в ТК «МЕГА-Дыбенко».
Организационная структура гипермаркета представлена на рисунке 1.
Товароведы
Администратор
Старший контролер
Продавцы
Операторы
Кладовщики
Старший кассир
Грузчики
Служба контроля
Кассиры
Рисунок 1. Организационная структура гипермаркета «АШАН»
Администратор непосредственно подчиняется генеральному и исполнительному директору. Косвенно подчиняется директору по безопасности и ревизионной комиссии. Старший контролер в свою очередь подчиняется генеральному директору и директору по безопасности и ревизионной комиссии.
Персонал организации полностью подчиняется администратору, кроме службы контроля, которая является отдельным подразделением и подчиняется старшему контролеру. Однако в свою очередь старший кассир, старший оператор подчиняется главному бухгалтеру. Кладовщики – категорийным товароведам торгового отдела штаба организации.
Служба контроля занимает особое положение и оказывает управленческое влияние на весь персонал, с целью контроля, координации и обеспечения безопасности и сохранности имущества супермаркета.
Рассмотрим основные хозяйственно-экономические показатели деятельности гипермаркета «АШАН» (табл. 1).
Таблица 1
Экономические показатели деятельности гипермаркета «АШАН»
за 2014-2016 гг.
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Темпы роста 2016, % |
|
к 2014 г. |
к 2015 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Товарооборот розничный, тыс. руб. |
206833,3 |
219000,0 |
222879,2 |
107,75 |
101,77 |
Товарооборот по покупным ценам, тыс. руб. |
124100,0 |
133020,6 |
135956,3 |
109,55 |
102,21 |
Среднесписочная численность чел. Всего: |
198 |
150 |
150 |
75,76 |
100,00 |
в т.ч. торгово-оперативных работников; |
110 |
87 |
87 |
79,09 |
100,00 |
в т.ч. продавцов |
72 |
56 |
56 |
77,78 |
100,00 |
Выработка/товарооборот, тыс. руб./чел.: на 1 работающего; |
1044,6 |
1460,0 |
1485,9 |
142,24 |
101,77 |
на 1 торгово-оперативного работника; на 1 продавца |
1880,3 2872,7 |
2517,2 3910,7 |
2561,8 3979,9 |
136,25 138,55 |
101,77 101,77 |
Валовой доход, тыс. руб. |
82733,3 |
85979,4 |
86922,9 |
105,06 |
101,10 |
Уровень валового дохода, % |
39,99 |
39,26 |
39,00 |
-0,99 |
-0,26 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
53286,4 |
47448,6 |
47591,8 |
89,31 |
100,30 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Уровень издержек обращения, % |
25,76 |
21,67 |
21,35 |
-4,41 |
-0,32 |
Издержкоотдача |
3,88 |
4,62 |
4,68 |
0,8 |
0,06 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
29446,9 |
38530,8 |
39331,1 |
133,57 |
102,08 |
Рентабельность продаж, % |
14,24 |
17,59 |
17,65 |
3,41 |
0,06 |
Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод о том, что розничный товарооборот гипермаркета «АШАН» с каждым годом повышался. Так, темп прироста в 2016 г. составил 7,75 % по сравнению с 2014 г.
Среднесписочная численность в 2016 г. по отношению к 2015 стабильна. В связи с изменениями в кадровой политике предприятия в 2015 г. наблюдается сокращение персонала.
В связи с увеличением объемов продаж среднегодовая выработка 1 работника увеличилась с 2014 г. на 42,24 %, и в 2016 г. составила 1 485,9 тыс. руб.
Валовой доход предприятия увеличивался с течением времени и определяется как разница между оптовым и розничным товарооборотом: 2014 г. – 82 733,3 тыс. руб., 2015 г. - 85 979,4 тыс. руб., 2016 г. – 86 922,9 тыс. руб. Следовательно, за анализируемый период прирост валового дохода составляет к 2016 г. 5,06 %.
Анализируя издержки обращения, стоит отметить, что основная составляющая постоянных издержек обращения является ФОТ. Другие составляющие постоянных издержек обращения – это расходы на транспорт, затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, потеря товара при хранении, перевозке, реализации, расходы на тару – менее значительны.
Издержки обращения также увеличиваются. Это связано, в основном, с ростом заработной платы и численности рабочих. По сравнению с 2015 г. они увеличились в 2016 г. на 0,30 %. Только в 2015 г. наблюдается уменьшение издержек обращения, что связано с сокращением количества сотрудников на предприятии.
Прибыль от продаж в 2016 г. составила 39 331,1 тыс. руб., что на 2,08 % больше, чем в 2015 г. Рентабельность продаж в 2016 г. увеличилась на 3,41 % по сравнению с 2014 г.
Следовательно, финансовая деятельность предприятия динамически развивается и способствует улучшению эффективности и полному удовлетворению потребностей, как самого предприятия, так и своих покупателей.
2.2. Исследование ассортимента товаров
Гипермаркет «АШАН» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров народного потребления. В ассортименте гипермаркета присутствует и группа различной непродовольственной продукции, однако её доля невелика.
Структуру товарооборота гипермаркета «АШАН» представленную в табл. 2.
Таблица 2
Структура розничного товарооборота гипермаркета «АШАН»
за 2014-2016 гг.
Товарная группа |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменение 2016 г. к |
||||
ТО |
Уд. вес, % |
ТО |
Уд. вес, % |
ТО |
Уд. вес, % |
2014 г. |
2015 г. |
|
ПродHYPERLINK "http://www.holodilnik.ru/domestic/vacuum_cleaners/electrolux/"оHYPERLINK "http://www.holodilnik.ru/domestic/vacuum_cleaners/electrolux/"вольсHYPERLINK "http://www.holodilnik.ru/domestic/vacuum_cleaners/electrolux/"тHYPERLINK "http://www.holodilnik.ru/domestic/vacuum_cleaners/electrolux/"венные товHYPERLINK "http://www.holodilnik.ru/domestic/vacuum_cleaners/electrolux/"аHYPERLINK "http://www.holodilnik.ru/domestic/vacuum_cleaners/electrolux/"ры |
166191 |
80,35 |
175200 |
80,46 |
179485 |
80,53 |
108 |
102 |
Непродовольственные товары |
40643 |
19,65 |
43800 |
19,54 |
43394 |
19,47 |
107 |
99 |
Всего |
206833 |
100,0 |
219000 |
100,0 |
222879 |
100,0 |
108 |
102 |
Анализируя данные табл. 2 можно сделать вывод, что основную часть товарооборота магазина составляют продовольственные товары, их удельный вес в общем объёме товарооборота в среднем за анализируемый период составляет 80,45 %, а удельный вес непродовольственных товаров в среднем 19,55 %.
Данные для анализа товарного ассортимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика показателей ассортимента гипермаркета «АШАН»
за 2014-2016 год
Наименование показателей |
Период |
Темп роста, % к 2016 |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Фактическое количество товарных групп, имеющихся в наличии (действительная широта) |
10 |
10 |
10 |
100,00 |
100,00 |
Максимальный перечень товаров, имеющийся у конкурентов (базовая широта) |
15 |
16 |
17 |
113,33 |
106,25 |
Коэффициент широты ассортимента |
0,667 |
0,625 |
0,588 |
-0,079 |
-0,037 |
Фактическое количество видов товаров одной группы (действительная широта): Бакалея Молочные продукты Хлебобулочные изделия Кондитерские изделия Алкогольные и слабоалкогольные напитки Безалкогольные напитки Колбасные изделия Овощи, фрукты Продукты глубокой заморозки Непродовольственные товары |
458 235 45 466 135 81 93 38 77 431 |
470 240 50 480 140 85 95 40 80 447 |
480 250 50 500 150 100 100 50 80 466 |
104,80 106,38 111,11 107,30 111,11 123,46 107,53 131,58 103,90 108,12 |
102,13 104,17 100,00 104,17 107,14 117,65 105,26 125,00 100,00 104,25 |
Регламентируемое количество товаров однородной группы (базовая полнота): Бакалея Молочные продукты Хлебобулочные изделия Кондитерские изделия |
630 378 153 680 |
634 388 159 688 |
649 400 175 700 |
103,02 105,82 114,38 102,94 |
102,37 103,09 110,06 101,74 |