Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
Стратегическое планирование[2] – процесс разработки стратегического плана, основанного на анализе внутренней и внешней среды организации и обеспечивающего эффективное достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.
Как правило, стратегические планы затрагивают работу всей организации в целом и чаще всего рассчитаны на воплощение в долгосрочной перспективе – пять или более лет. Задачей стратегического планирования является обеспечение изменений внутри организации для ее адекватной реакции на изменения, происходящие во внешней среде. Формируя стратегический план, менеджмент компании тем самым пытается дать ответы на вопросы: "Что изменилось в нашем окружении?" и "Как нам следует измениться, чтобы стать лучше?" Некоторые компании могут ставить стратегические цели на более отдаленные периоды времени (например, на десять и более лет). Однако в неблагоприятных экономических условиях период стратегического планирования может уменьшаться до одного-двух лет.
Мнение о том, что стратегическое планирование непременно является признаком стратегического менеджмента, является ошибочным. Главной задачей стратегического менеджмента является разработка стратегии организации – определение направления движения организации в желаемое состояние, оставляющее свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации.
Стратегия – это способ управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, большее удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Причем реализация стратегии может обеспечиваться формированием как стратегических, так и тактических планов, рассчитанных на период времени более короткий, чем горизонт самой стратегии.
В тактически планах указываются действия конкретных подразделений организации. Успешное исполнение тактических планов обеспечивает претворение в жизнь стратегического плана компании.
В оперативных (текущих) планах определяются цели конкретных отделов и даже задачи отдельных сотрудников организации.
Основными задачами оперативного планирования являются:
- детализация и распределение рабочих заданий (по кварталам, месяцам, неделям, дням) для обеспечения полной загрузки всех подразделений;
- разработка календарно-плановых нормативов работы подразделений и сотрудников;
- конкретизация и доведение до подразделений и исполнителей заданий с указанием сроков их выполнения;
- планирование материальной (технической) обеспеченности выполнения заданий;
- обеспечение взаимосвязи (коммуникаций) всех подразделений и исполнителей;
- оперативное регулирование (координация) для предотвращения или быстрого устранения перебоев и отклонений от норм.
Прямое сопоставление этих видов планирования с классификацией по периодам времени не всегда оказывается верным. Тем не менее, в зависимости от специфики организации и условий ее работы тактические планы могут формироваться на период до одного года, тогда как оперативные могут составляться на ближайшее полугодие или квартал с детализацией по месяцам, неделям и дням.
Особенности процесса планирования деятельности в российских организациях различных форм собственности.
Различают три основные формы организации процесса планирования:
- "сверху вниз";
- "снизу вверх";
- "цели вниз - планы вверх".
Планирование "сверху вниз" предполагает, что руководство разрабатывает планы, которые надлежит выполнять подчиненным. Такая форма планирования дает положительный результат только в условиях авторитарной иерархической системы управления.
Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы формируются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, однако, на крупных предприятиях в условиях углубленной специализации труда создать, таким образом, единую систему взаимосвязанных планов оказывается весьма сложно.
Планирование "цели вниз - планы вверх" объединяет достоинства и снимает недостатки двух предыдущих вариантов. Менеджмент формулирует цели и стимулирует процесс разработки планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.
Для того чтобы быть эффективным, планирование деятельности организации должно соответствовать ряду важных принципов:
1. Принцип единства. Организация – это целостная система, поэтому ее составные части должны развиваться в едином направлении. Планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.
2. Принцип участия. Каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности. В процесс планирования должны вовлекаться все, кого он затрагивает.
3. Принцип непрерывности. Внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому компания должна корректировать и уточнять свои планы с учетом этих изменений. Процесс планирования должен осуществляться постоянно.
4. Принцип гибкости. В компании должна быть обеспечена возможность изменения планов при возникновении непредвиденных обстоятельств.
5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая необходима для его правильного исполнения.
Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.
1. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
2. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.
3. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
4. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
5. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
6. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
7. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
8. Процесс выполнения плана.
9. Контроль за выполнением плана.
В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
Подводя итоги по первому разделу, следует отметить, что планирование является одной из основных функций менеджмента. Все процессы организации начинаются с планирования.
Планирование — это процесс определения целей организации и поиск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени.
Основные виды планирования в организации – оперативное, тактическое и стратегическое планирование.
Процесс планирования в организации делится на девять основных этапов. Первым и самым ответственным решением при планировании, является выбор миссии и целей организации. Миссия понимается, как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной. Она определяет основную цель фирмы.
Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.
Формулировка целей должна отвечать определенным требованиям: достижимость, конкретность и количественная измеримость, ориентация во времени, взаимоподдерживаемость.
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЗАМАНИЯ» В СООТВЕТСТВИИ С ФОРМОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
2.1. Краткая характеристика деятельности организации.
Данное исследование проводится на примере компании «Замания». «Замания» – это парки семейных развлечений и семейных кафе. На данный момент всего открыто 16 парков. 13 парков находятся в Москве и Московской области, один находится в Ярославле, один – в Кургане и один – в Воронеже. Два парка в Москве (ТЦ Парк Хаус Братеево и МТК Европарк) работают по франшизе.
Адрес центрального офиса: Б. Новодмитровская, д. 23, стр. 2.
Юридическое название: ООО «Замания»
Генеральный директор: Ковшаров Павел Александрович
Телефон: +7(495)120-40-68
Сайт: https://zamania.ru
E-mail: gosti@zamania.ru
11 ноября 2015 года был зарегистрирован бренд «Замания». Первый парк был открыт 21 мая 2016 года в ТЦ Город.
Ценности компании:
- Безопасность
- Искренний сервис
- Открытость
- Доступность
Список парков развлечений в Москве и Московской области:
- ТЦ Город, Рязанский пр-т, 2к2
- ТЦ Косино Парк, ул. Святоозерская, 1а
- ТЦ Новомосковский, г. Московский, ул. Хабарова, 2
- ТРЦ Золотой Вавилон Ростокино, Проспект Мира, 211 к2
- ТЦ 4Daily, Мытищи, ул. Мира, С32/2
- ТЦ РИО, Дмитровское шоссе, 163а
- ТЦ Азовский, ул. Азовская, 24к3
- ТЦ Вива, ул. Поляны, 8
-ТЦ Zеленопарк, Московская область, Солнечногорский район, рабочий посёлок Ржавки, 2-й микрорайон, С20
- ТЦ Вертикаль, шоссе Энтузиастов, 36а
- ТЦ Авиапарк, Ходынский бульвар, 4
- ТЦ Парк Хаус Братеево, Бесединское шоссе, 15
- МТК ЕвроПарк, Рублевское шоссе, 62
Список парков в регионах:
- ТРЦ Максимир, г. Воронеж, Ленинский пр-т, 174п
- ТРЦ Альтаир, г. Ярославль, Ленинградский проспект, д. 123
- ТРЦ Гиперсити, г. Курган, ул. Коли Мяготина, 8
Каждый парк «Замания» разделен на определенные зоны. Среди них:
- Аттракционы
- Малышковая зона
- Кафе
- Комнаты для праздников
- Зона мастер-классов
- Комната матери и ребенка
Товары и услуги, представленные в данной организации, реализуются не только на территории парков, но также оказывается и выездное обслуживание в пределах Москвы и Московской области. А именно выездная анимация, корпоративные мероприятия, кейтеринг, организация праздников.
В парках предоставляются следующие услуги:
- Организация семейных праздников и дней рождений, выпускных, новогодних утренников и елок;
- Анимация, шоу-программы, квесты и мастер-классы
- Питание
- Услуги фотографа и видеографа
- Услуги аквагримера
- Кондитерские услуги
- Организация корпоративных мероприятий под закрытие парка
- Организация детского летнего лагеря
Основной сегмент гостей – это семьи с детьми различных возрастов, преимущественно от 1 года до 13 лет.
Рассмотрим организационную структуру управления компании «Замания» (рис.3).
Рисунок 3. Организационная структура управления ООО «Замания»
Данная организационная структура управления является линейно-функциональной. Каждый руководитель имеет нижестоящие подразделения по всем функциям работы гостиницы. Все работники получают свои поручения, и право отдавать распоряжения имеет только вышестоящий руководитель. Каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет нескольких подчиненных.
К достоинствам линейно-функциональной структуры можно отнести:
- более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением;
- построение связей «руководитель — подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.