Файл: Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

1.2 Влияние психофизиологических он факторов на он работоспособность и производительность он труда

1.3 Методы анализа еще психофизиологических рабочих он нагрузок персонала

Глава 2 Анализ он психофизиологических аспектов еще работоспособности и производительности еще труда персонала

2.1 Характеристика и направления еще деятельности ООО "еще КРОНИКС ПЛЮС"

2.2 Анализ кадрового еще состава

2.3 Анализ условий и еще производительности труда еще работников компании

2.3 Исследование психофизиологических особенностей работников компании в контексте анализа работоспособности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности.

Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения, заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровня) функционирования организма.

Цель представленной работы - изучить методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

Для достижения цели выделим ряд задач:

Рассмотреть изучить сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека,

изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда,

рассмотреть исследовать влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда,

провести характеристику (так не говорят: проводят анализ, а характеристику дают) изучаемой компании и качественный и количественный анализ кадрового состава проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда персонала компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС",

предложить оптимизацию условий труда на предприятии и мероприятия по совершенствованию условий труда и повышению работоспособности коллектива.

Объект исследования - персонал компании Интернет-провайдер ООО "КРОНИКС ПЛЮС".

Предмет - взаимосвязь психофизиологических особенностей психофизиологические факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала предприятия и умственной работоспособности.

Методы исследования применялись следующие:


- анализ документов продуктов деятельности,

- социологический опрос;

В работе также использовалась методика: самооценка.

Информационная база исследования - внутриорганизационная документация компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС", научная литература и периодическая печать.

Глава 1 Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

1.1 Работоспособность как научное понятие: сущность, этапы, особенности изучения

Работоспособность - это способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность - это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.

Современная научно-техническая революция внесла коренные изменения не только в технологию производства, но и в характер выполняемых трудовых процессов. Тот факт, что уже во многих случаях преобладающей формой труда становится труд умственный, в конечном итоге приводит и к повышению производительности труда, и к значительному увеличению нагрузки на психику человека, т.е. на функции высших отделов головного мозга. Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы человека, особенно в условиях интенсивного развития техники и связанного с этим большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но и важное научно-практическое значение.

Повышение суммарных энергетических затрат человека при умственной деятельности, как правило, определяется характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на48%, при выступлении с публичной лекцией - на 94. а у операторов вычислительных машин - на 60-180%.

Нерационально организованная напряженная умственная работа может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Современная концепция о патогенезе гипертонической болезни указывает на развитие особого невротического состояния под влиянием факторов, вызывающих перенапряжение корковых процессов, сопровождающееся нарушением регуляции сосудистого тонуса вследствие стойкого возбуждения вегетативных прессорных центров.


Особенно существенные нарушения различных функций организма возникают при умственной работе ночью. Исследования показали, что ночная работа, независимо то того, происходит ли перестройка суточного ритма или она отсутствует, выполняется с большим нервно-психическим напряжением.

По данным К.К. Платонова (1960), при переутомлении, возникающем как следствие нервно-психического напряжения, нарушение сна наблюдается в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40, повышенная раздражительность - в 32, понижение аппетита - в 27 и головные боли - в 26% случаев. Благодаря волевому усилию человек при умственном утомлении способен на какое-то время мобилизовать резервные силы организма и поддержать достаточную работоспособность. Однако подобное волевое усилие требует добавочной затраты нервной энергии. При тяжелых формах переутомления появляется необходимость в проведении комплекса интенсивных лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий.

В эпоху научно-технической революции перед врачами и физиологами труда стоит весьма актуальная задача - изыскать пути сохранения в течение длительного времени высокой производительности умственного труда без снижения ее эффективности и при сохранении нормального состояния функциональных систем организма. Еще в 1911 г. он определил шесть условий высокой продуктивности еще умственного труда.

1. Во всякий еще труд следует он входить постепенно. Соблюдение этого он условия позволяет он без "надрыва" еще включиться адаптивным еще регуляторным реакциям еще организма и тем еще самым обеспечить еще оптимальный уровень он работоспособности. Резкий переход еще от напряженной он умственной деятельности к еще полной бездеятельности он также пагубен он для здоровья, он как и резкий он переход от еще бездеятельности сразу к еще напряженной творческой он работе.

2. Для высокой еще умственной работоспособности еще необходимы мерность и он ритм работы. Иными словами, еще для каждого еще человека требуется еще определенный, оптимальный еще для него еще ритм деятельности, еще оптимальное количество еще информации. Недостаток поступающей еще информации также он опасен, как и еще ее избыток. Наиболее эффективный еще путь преодоления еще длительного перенапряжения и он сохранения высокой он умственной работоспособности он состоит в выборе и еще соблюдении не еще только рационального еще ритма и режима еще труда, но и он различных основных еще жизненных отправлений.

3. Условием высокой он работоспособности является он привычная последовательность и еще систематичность работы. Об этом еще же очень еще ярко и страстно еще говорил великий он русский физиолог И.П. Павлов, обращаясь с он письмом к молодежи. "Что бы я еще хотел пожелать он молодежи моей он родины, посвятившей он себя науке.


4. Правильное чередование он труда и отдыха, он как и смена еще одних форм еще труда другими, еще также служит еще важным условием он сохранения высокой еще работоспособности. Гигиена умственного еще труда предусматривает еще правильную организацию и он чередование умственной еще деятельности и рационального он отдыха. Состояние отдыха он заключается не в он бездействии, а в переходе к он новому виду еще деятельности.

Физическая нагрузка, еще выполняемая после он напряженной умственной еще работы, доставляет еще человеку, по он образному выражению И.П. Павлова, "мышечную еще радость". Рациональное он сочетание напряженной он творческой деятельности с еще физической работой он обеспечивает полноценное еще интеллектуальное и физическое еще долголетие.

5. Продуктивный труд и он высокая работоспособность еще требуют систематического он упражнения и укрепляющего он навыка. Теперь хорошо еще известно, что еще закрепленные профессиональные еще навыки отличаются он большой устойчивостью к он воздействию различных он неблагоприятных факторов он среды.

6. Условием высокой еще работоспособности является он благоприятное отношение он общества к труду. Решение социальных еще аспектов этой он проблемы в нашей еще стране способствует еще не только еще повышению продуктивности еще умственного труда, он но и его он оздоровлению.

1.2 Влияние психофизиологических он факторов на он работоспособность и производительность он труда

Важное он значение с точки еще зрения физиологии он труда имеет он изучение протекания он психических и физиологических еще процессов во еще время трудовой он деятельности человека, он которую можно он условно разделить еще на физическую и еще умственную. Физическая деятельность еще определяется в основном он работой мышц, к он которым в процессе он работы усиленно еще приплывает кровь, еще обеспечивая поступление еще кислорода и изъятие он продуктов окисления. Этому содействует он активная работа еще сердца и органов он дыхания. В процессе работы он происходит расход он энергии.

По величине еще энергозатрат работы он подразделяют на еще три категории:


он Легкие - относятся еще работы, выполняемые еще сидя и сопровождающиеся он незначительным физическим он напряжением (профессии еще сферы управления, еще швейного и часового еще производства).

Средней он тяжести - относятся он работы, связанные с еще ходьбой и перемещением он грузов массой он до 10 кг и еще сопровождающиеся умеренным еще физическим напряжением (еще ряд профессий еще машиностроения, металлургии).

он Тяжелые - относятся еще работы, связанные с он постоянными передвижениями, он перемещением и переноской он значительных (более 10 кг) он тяжестей и требующие он значительных физических еще усилий (ряд он профессий с выполнением он ручных операций еще металлургических, машиностроительных еще предприятий). Чем он выше категория еще выполняемой работы, еще тем больше еще нагрузка на он опорно-двигательную, еще дыхательную и сердечно-он сосудистую системы.

Умственная деятельность он человека определяется в еще основном участием в он трудовом процессе еще центральной нервной еще системы и органов он чувств. При умственной он работе уменьшается еще частота сердечных он сокращений, повышается еще кровяное давление, еще ослабляются обменные еще процессы, уменьшается еще обеспечение кровью он конечностей и брюшной еще полости, в то он же время он увеличивается поступление он крови в мозг (в 8-10 он раз по он сравнению с состоянием он покоя).

Умственная еще деятельность очень еще тесно связана с еще работой органов еще чувств, в первую еще очередь органов он зрения и слуха. По сравнению с он физической деятельностью в он отдельных видах он умственной деятельности (еще работа конструкторов, он операторов ЭВМ, еще учащихся и учителей) еще напряженность органов он чувств увеличивается в 5-10 он раз. Это предопределяет еще более жесткие еще требования к нормированию еще уровней шума, еще вибрации, освещенности он именно при еще умственной деятельности.

При интенсивной и он продолжительной работе еще может наступить еще утомление, для он которого характерным он является снижение еще работоспособности. Под утомлением еще понимают совокупность еще временных изменений в еще физиологическом и психическом еще состоянии человека, еще развивающихся в результате еще напряженной и продолжительной еще деятельности и ведущих к еще ухудшению ее еще количественных и качественных еще показателей. Утомление является он защитной реакцией, еще которая направлена он против истощения он функционального потенциала он организма человека.