Файл: Особенности управления ростом бизнеса индивидуального предпринимательства (на примере ИП Максима Юрьевича Ноготкова)..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Теории государственного регулирования экономики
1.2 Деятельность государства по защите конкуренции и антимонопольному регулированию
2.2 Анализ практики государственной поддержки индивидуальных предпринимателей
Таблица 3.1 -Субъекты малого и среднего предпринимательства - получатели поддержки
ВВЕДЕНИЕ
В современной экономике России малый бизнес – это один из ведущих секторов, который определяет темпы роста экономики, качество и структуру ВНП. Поэтому, малое предпринимательство постоянно нуждается в правильной поддержке со стороны государственных органов власти и местного самоуправления. На данный момент создана система государственных органов, осуществляющих поддержку малого бизнеса, стимулирующих его развитие. Цели, принципы и направления государственной поддержки малого предпринимательства формируются в специально созданном законодательстве.
Поддержка малого предпринимательства должна заключаться не только в финансировании, государство должно создать оптимальные условия, для его развития, качественного, устойчивого и эффективного функционирования малого предпринимательства. Исходя их этого, есть прямая поддержка, которая требует прямых финансовых потоков из бюджета разных уровней, и косвенная, которая направлена на улучшения инвестиционного и финансового климата для малого бизнеса.
Актуальность темы работы заключается в том, что всесторонняя поддержка малого бизнеса должна стать одним из приоритетных направлений в развитии экономики страны. Первоочередные действия по развитию малого предпринимательства следует осуществлять по нескольким направлениям: финансово-кредитному, нормативно-правовому, организационному, информационно-техническому, кадровому обеспечению внешнеэкономической деятельности. В программе поддержки малого бизнеса необходимо предусмотреть формирование торгового рынка и рынка ценных бумаг, эффективных институтов рыночной инфраструктуры, информационной, и консультационной деятельности. Комплексная государственная поддержка должна также включать подготовку и переподготовку кадров, привлечение населения. Целесообразно определить меры, которые обеспечат поддержку внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», развитию малого бизнеса в России уделяется большое значение, это обуславливается влиянием развитости сферы бизнеса на общее состояние экономики и уровня жизни в целом, создает благоприятные предпосылки к общему развитию различных сфер экономики, а равно развитие новых сфер и областей промышленности.
Именно поэтому, законодатель уделил поддержке малых предпринимателей столь большое значение. Развитие малых предприятий имеет целью обеспечить решение экономических и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынков товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе в региональные и муниципальные.
Кроме того, в настоящее время в связи с последними событиями в мире, Россия оказалась в довольно трудной геополитической ситуации, что естественно сказывается и на состоянии экономики. Введение санкций в отношении Российской Федерации, негативно влияет на малый бизнес, что делает тему оказания мер поддержки малым предпринимателям как никогда актуальной.
Цель проекта – выработать предложения по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ. Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
– исследовать систему государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– изучить правовые основы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в РФ,
– обобщить зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки малого бизнеса,
– проанализировать современное состояние и выявить основные тенденции развития малого бизнеса в регионе,
– выработать приоритетные направления по развитию субъектов малого предпринимательства,
– проанализировать особенности состояния государственной поддержке малого предпринимательства в ИП Ноготков (маг. «Связной»),
– предложить основные направления совершенствования методов защиты малого бизнеса в МО.
Объектом исследования является ИП Ноготков (маг. «Связной») и система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в МО.
Предмет исследования – элементы внешней и внутренней среды индивидуального предпринимательства, характер их взаимодействия и факторы, влияющие на них.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых. Исследованию закономерностей и тенденций развития предпринимательства в современном научном российском сообществе посвящены труды Р.Ф. Абубакирова, М.В. Бабунько, Т.И. Барашевой, Р.А. Баркенхоева, А.В. Бусыгина, О.П. Громову, Деревянченко А.А., Т.И. Заславской и др. Вопросы методологии, теории формирования и развития малого бизнеса исследовали В.С. Ефремов, Н.Я. Калюжнов, Л.А. Колесников, Ю.И. Молиборг, О.Н. Муштук, Е.В. Орлов, К.В. Симонов, В.Г. Смольков, А.А. Шулус, Л.И. Якобсон и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Теории государственного регулирования экономики
При соблюдении определенных условий организации и ИП могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства (далее – СМП). Критерии, актуальные для обществ с ограниченной ответственностью (ООО), приведены в таблице (ч. 1, пп. «а» п. 1, п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).
Условие |
Предельные значения |
||
среднее предприятие |
малое предприятие |
микропредприятие |
|
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале |
Не более 25% |
Не более 25% |
Не более 25% |
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и/или юридических лиц, не являющихся СМП в уставном капитале |
Не более 49% |
Не более 49% |
Не более 49% |
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год |
101–250 чел. |
До 100 чел. |
До 15 чел. |
Доход, определяемый по всем осуществляемым ООО видам деятельности, за предшествующий календарный год (без учета НДС) |
Не более 2 млрд. руб. |
Не более 800 млн руб. |
Не более 120 млн руб. |
Изменение категории СМП (среднее, малое или микропредприятие) возможно в том случае, если у организации не будет соблюдаться условие о доходах или среднесписочной численности работников в течение 3 календарных лет подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). То есть впервые категория может быть изменена только в 2019 году, если субъект в 2016-2018 гг. не будет укладываться в указанные выше лимиты (Письмо ФНС от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@).[1]
Категория СМП для индивидуальных предпринимателей определяется по среднесписочной численности работников и сумме полученного дохода от предпринимательской деятельности. При отсутствии работников значение имеет только доход ИП (ч. 3 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Предельные значения установлены такие же, как и для ООО (п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Акционерные общества – СМП
Акционерное общество также может являться субъектом малого или среднего предпринимательства. Для этого, во-первых, оно должно попадать в одну из категорий по показателям среднесписочной численности работников и доходу (п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). А во-вторых, у него должно соблюдаться одно из условий, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. К примеру, акции общества должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ, и обращаться на организованном рынке ценных бумаг (пп. «б» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Реестр СМП
Сведения об организациях и ИП, являющихся субъектами среднего и малого предпринимательства, включая микропредприятия, отражаются в едином реестре СМП (ч. 1 ст. 4.1 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Ведением реестра занимается ФНС России https://rmsp.nalog.ru/.
1.2 Деятельность государства по защите конкуренции и антимонопольному регулированию
Удивительно, что начинающие предприниматели не спешат воспользоваться этим источником помощи, предпочитая рассчитывать на собственные силы – ведь даже при сокращении финансирования неприкосновенными остаются стратегически важные сферы: инновационная деятельность, сельское хозяйство, социальный бизнес. Разумеется, не каждый бизнесмен сможет принять участие в программе поддержки малого предпринимательства 2017.
Для этого нужно как минимум добиться включения в реестр получателей помощи и пройти конкурсный отбор, организация которого находится в компетенции местной администрации или фонда поддержки предпринимательства. [2]
Во время отбора, комиссия оценивает наличие у претендентов проработанных бизнес-планов, количество трудоустроенных, полезность предприятия для наполнения бюджета, социальные факторы. Коме того, весомым аргументом в пользу выделения помощи является продолжительность существования предприятия (от трех месяцев до двух лет) и доля собственных инвестиций предпринимателя в бизнес. Этот объем должен быть сравним с запрашиваемой государственной поддержкой малого бизнеса в 2017 году. Не следует забывать и об отчетности: помощь обычно поступает частями (траншами), по мере освоения которых государственному инвестору нужно предоставить подробные сведения о том, куда, как и с какой целью были израсходованы средства.
Как государство помогает бизнесу? Начинающий предприниматель предпочел бы материальную помощь любой другой. Но что характерно: на косвенные мероприятия расходуется значительно больше средств, чем на прямые субсидии бизнесу. В целом же представители малого бизнеса могут претендовать на участие в таких программах поддержки малого предпринимательства 2017, как: Материальная и информационная помощь в инновационной деятельности; Имущественная и материальная помощь для участия в выставках; Многоплановая помощь предпринимателям, занятым в сельскохозяйственном секторе; Налоговые льготы и налоговые каникулы для вновь созданных предприятий; Частичное возмещение расходов на обновление основных средств; Возмещение расходов на обучение работников предприятия; Информационная поддержка (организация семинаров, обучающих курсов); Создание комфортной среды для предпринимательства, бизнес инкубаторов, фондов; Имущественная поддержка, предоставление муниципальных помещений и производственных мощностей в аренду со скидкой до 60%; Поддержка региональных инвесторов, льготные кредиты и частичная компенсация расходов по договорам лизинга; Частичное возмещение расходов на реализацию программ энергосбережения; Размещение государственных заказов, допуск к тендерам на госзакупки; Прямая финансовая поддержка
Если же предприниматель заинтересован исключительно в том, как получить финансовую поддержку от государства на открытие бизнеса (хотя остальные варианты заслуживают не меньшего внимания), следует обратить внимание на безвозмездную помощь в виде: Субсидии на запуск собственного дела в размере пособия по безработице за 12 месяцев (плюс столько же за каждого трудоустроенного работника, пришедшего по направлению из центра занятости); Субсидии на развитие бизнеса, существующего не более двух лет, в размере 300–500 тысяч рублей, причем доля собственных средств предпринимателя в проекте не может быть меньше 35–50% от общей суммы инвестиций; Субсидии на переоснащение и развитие предприятия, работающего в стратегически важной области хозяйства, в размере 3-10 миллионов рублей.
Представители бизнеса закономерно строят свою деятельность так, чтобы получить наибольшую прибыль в текущий момент времени. При этом очень немногие вкладывают средства в исследовательскую деятельность, и даже собственные перспективные разработки у таких предприятий остаются без внимания. Между тем, в области инноваций вполне реально вести бизнес с государственной поддержкой, используя механизмы прямого или косвенного финансирования.