Файл: Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 707
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Понятие и содержание права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
3.2 Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях политической и экономической жизни нашего общества российское законодательство переживает бурное развитие. Переход от плановой экономики к рыночным отношениям вызвал значительные изменения правового статуса участников гражданского оборота.
Крестьянские (фермерские) хозяйства становятся реальностью современного села.
С зарождением нового уклада в сельском хозяйстве связываются наши надежды на решение продовольственной проблемы и прогрессивное развитие аграрного сектора страны. Российское законодательство именует данный уклад крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.. До сплошной коллективизации сельского хозяйства, осуществленной по так называемому "ленинскому кооперативному плану" принудительно, с нарушением принципа добровольности кооперирования, крестьянские хозяйства составляли многомиллионный отряд мелкотоварных производителей. Правда назывались они хозяйствами единоличников, хотя фактически это были в основе семейные подворья.
Сегодня речь идет, конечно, не о восстановлении единоличных крестьянских хозяйств. Подворья крестьян-единоличников существовали в иных социально-экономических условиях.. Сейчас наименование "крестьянские" показывает, что воссоздаются хозяйства, владельцами и управляющими которых являются крестьяне - особый социальный слой жителей села, занятых производством сельскохозяйственной продукции на индивидуальной либо семейной основе, полноправных собственников принадлежащих им средств производства и произведенной продукции. Степень научной разработанности. Проблемами права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства в российском законодательстве занимались такие ученые как Беляева З.С., Бурова B. C., Галиновская Е.А., Губин Е.П., Емельянов М.ВФоков А.П., Хохлов С.А. и другие.
Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан. Данное понятие часто используется в законодательстве о некоммерческих организациях, и у читателя может сложиться впечатление, что соответствующие нормы применимы к фермерским хозяйствам. Поэтому следует обратить внимание на то, что к предпринимательской деятельности фермерских хозяйств применяются только те положения гражданского законодательства о юридических лицах, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.
Родство - это связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого или разных лиц от общего предка, а также основанная на брачных семейных отношениях. Таким образом, в основе родства обычно лежит кровная связь, однако закон к числу близких родственников относит также супруга (семейно-правовая связь). Кроме того, по правовому значению к родственным приравниваются отношения усыновителя (и его родственников) с усыновленным. Кровное родство подразделяется на прямое (например, отец-сын, дед-внук) и боковое, т.е. основанное на наличии общего предка (например, брат-сестра).
Свойство - это возникающее в результате брака отношение между супругом и родственниками другого супруга или между родственниками обоих супругов. Например, в свойстве находятся супруг с сестрой, братом или родителями другого супруга, а также братья или сестры одного из супругов с братьями или сестрами другого супруга, отчим (мачеха) с пасынком (падчерицей) и т.д.
Лица, состоящие в родстве или свойстве, которые могут быть членами крестьянского (фермерского) хозяйства, перечислены в п.2 ст.3 Закона.
Фермерским хозяйством признается объединение граждан из числа указанных выше, которые имеют имущество в общей собственности. Напомним, что гражданское право Российской Федерации различает два вида общей собственности - долевую и совместную. Согласно ст.244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Пункт 1 ст.1 Закона не уточняет, о каком виде общей собственности идет речь, из чего можно сделать вывод, что граждане - члены фермерского хозяйства вправе иметь имущество как в долевой, так и в совместной собственности.
В п.3 ст.244 ГК РФ установлено общее правило, согласно которому общая собственность на имущество является долевой, кроме случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Данному правилу корреспондируют специальные по отношению к нему нормы, согласно которым имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (п.1 ст.257 ГК РФ, п.3 ст.6 Закона).
В рассматриваемом случае п.1 ст.1 Закона в соответствии с диспозитивной нормой п.1 ст.257 ГК РФ допускает, что имущество фермерского хозяйства может принадлежать его членам на праве как общей долевой, так и общей совместной собственности. При этом следует иметь в виду, что если члены фермерского хозяйства имеют намерение определить свои доли в общей собственности, т.е. структурировать эту собственность как долевую, то это необходимо сделать в договорном порядке. Доли членов хозяйства при долевой собственности на его имущество должны быть установлены соглашением между членами хозяйства (п.3 ст.6, ст.4 Закона).
Состав имущества фермерского хозяйства, а также права на плоды, продукцию и доходы, полученные от его использования, определяются по правилам п.2, 3 ст.257 ГК РФ и п.1, 2 ст.6, п.2 ст.15 Закона. Конкретный перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования этого имущества устанавливаются членами хозяйства по взаимному согласию.
Среди объектов права общей собственности членов фермерского хозяйства, как правило, имеются объекты недвижимого имущества (недвижимости) - земельный участок, хозяйственные и иные строения. В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на доли в общей собственности, а также возникновение, переход и прекращение права общей совместной собственности на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в порядке, установленном этим Федеральным законом.
Необходимо учитывать также специальный правовой режим, установленный законодательством в отношении общей собственности супругов.
Еще один важный признак крестьянского (фермерского) хозяйства, установленный п.1 ст.1 Закона, связан с его правоспособностью. Напомним, что по Закону 1990 г. хозяйство могло заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (ст.16). Таким образом закреплялась общая правоспособность хозяйства.
Перечень видов хозяйственной деятельности фермерского хозяйства сформулирован как исчерпывающий. Однако п.1 ст. 19 Закона называет эти виды деятельности основными. Отсюда можно заключить, что хозяйство вправе осуществлять и иные виды деятельности. Отметим, что наличие в тексте Закона противоречивых и даже взаимоисключающих правовых норм свидетельствует о неглубокой проработке концепции Закона, низком уровне законодательной техники и неизбежно повлечет практические трудности. Представляется, что в п.1 ст.1 Закона законодатель имел в виду закрепить не подлежащий расширительному толкованию перечень видов деятельности хозяйства и, следовательно, его специальную правоспособность. Что касается п.1 ст. 19, то можно предположить, что в данном случае имеет место неудачная редакция: подразумевалось, что основными видами деятельности хозяйства являются производство и переработка собственной сельскохозяйственной продукции, а транспортировка (перевозка), хранение и реализация этой продукции являются как бы вспомогательными, дополнительными. Между тем в настоящее время положения п.1 ст. 19 дают аргументы в пользу вывода о наличии у фермерского хозяйства не специальной, а общей правоспособности.
На практике можно рекомендовать исходить из того, что хозяйство, т.е. его члены, вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции.
И наконец, последний признак фермерского хозяйства, который в совокупности с указанными выше позволяет идентифицировать его среди участников предпринимательской деятельности, заключается в том, что хозяйственная деятельность осуществляется членами фермерского хозяйства совместно и основывается на их личном участии. Поэтому точнее было бы говорить не о хозяйственной деятельности хозяйства, а о совместной хозяйственной деятельности его членов. Термин "совместно" предполагает, что в деятельности хозяйства участвуют все без исключения его члены. "Личное участие" означает непосредственное самостоятельное участие члена фермерского хозяйства в его деятельности. Закон не говорит о личном трудовом участии в деятельности хозяйства, однако представляется, что в любом случае непосредственное участие лица в той или иной деятельности предполагает соответствующие трудозатраты. В данном случае речь идет прежде всего о самостоятельном, а не о наемном труде членов фермерского хозяйства.
По своей социально-правовой природе крестьянское (фермерское) хозяйство - скорее коллективное, чем индивидуальное образование. Как отмечалось выше, одним из основных признаков фермерского хозяйства является то, что оно представляет собой объединение граждан. Однако специальная норма п.2 ст.1 Закона допускает создание такого хозяйства одним гражданином. Термин "гражданин" в данном случае используется для обозначения любого дееспособного физического лица - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина и лица без гражданства.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином он является, во-первых, единственным членом хозяйства, а во-вторых, его главой (см. п.1 ст.16 Закона). В этом случае возможны несколько вариантов организации деятельности хозяйства.
Во-первых, гражданин - глава хозяйства может работать один, своими действиями обеспечивая деятельность хозяйства. Однако этот вариант возможен скорее теоретически, чем практически.
Во-вторых, глава хозяйства, оставаясь его единственным членом, вправе использовать наемный труд в целях деятельности хозяйства. В таком случае он в соответствии со ст.17 Закона осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение.
В-третьих, после создания фермерского хозяйства одним лицом в хозяйство могут быть приняты новые члены (см. ст.14 Закона). В соответствии с п.2 ст.3 Закона ими могут быть лица, как состоящие с главой хозяйства в родстве или свойстве, так и не состоящие с ним в родстве (число последних не должно превышать пяти человек). В таком случае все члены фермерского хозяйства, в т. ч. его глава, совместно и лично осуществляют хозяйственную деятельность. Члены фермерского хозяйства получают доходы от его деятельности в согласованном ими порядке (ст.15 Закона) в качестве вознаграждения за самостоятельный труд, о котором говорилось выше. В то же время трудовое законодательство и комментируемый Закон не запрещают членам хозяйства вступать с его главой в трудовые отношения в качестве наемных работников на основании трудового договора.
Необходимо обратить внимание на то, что в случае создания крестьянского (фермерского) хозяйства одним гражданином к отношениям с участием таких хозяйств некоторые нормы Закона не подлежат применению. Это возможно в двух случаях: а) когда сам Закон прямо исключает их действие (п.1 ст.4); б) когда правила о хозяйствах, созданных двумя или несколькими гражданами, не могут быть применены к хозяйству, созданному одним лицом, в силу противоречия существу соответствующих отношений.
Пунктом 3 ст.1 нового Закона закреплено правило, соответствующее п.2 ст.23 ГК РФ. В то же время очевидно противоречат указанной норме ГК РФ правила п.3 ст.23 этого же Закона, согласно которым крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом 1990 г., вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 г. На такие хозяйства нормы Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Напомним, что предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ). Данное определение содержит ряд признаков, позволяющих отграничить предпринимательство от других видов деятельности граждан и юридических лиц.