Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности
Глава 2. Правовое регулирование внешней торговли государств - участников БРИКС: основные тенденции
2.1. Положение государств - участников БРИКС на мировом рынке
2.2. Общие черты правового регулирования внешней торговли
2.3. Проблема борьбы с монополизмом
Однако характерно применение ими также жестких протекционистских мер - то есть мер ограничения доступа иностранных товаров или услуг в свою экономику. В принципе протекционистские меры - вполне допустимая мера регулирования международной торговли, но при соблюдении ряда условий: должна быть установлена причинно-следственная связь между иностранным импортом и ухудшением ситуации в национальной экономике; применяемые протекционистские меры должны иметь форму ужесточения таможенно-тарифного регулирования.
Специалисты отмечают, что общая черта государств - участников БРИКС - высокий уровень тарифов на импорт, что сильно затрудняет поставки на их рынки, хотя на их уровень воздействуют разные причины.
Так, некоторое снижение тарифов последовало в Индии и Китае после их присоединения к ВТО; в России уровень таможенных тарифов, как и общая экономическая неопределенность, вызывается политическими причинами; Бразилия отличается нестабильностью тарифных ставок, а также тем, что называется бюрократией, а точнее - высоким уровнем коррупции.
В качестве особенностей в каждой стране можно отметить следующее. В Китае в течение последних десятилетий снижение ставок корпоративных налогов, а также предоставление налоговых каникул для иностранных компаний применялось для привлечения иностранных инвестиций. Сейчас налоги самого верхнего уровня составляют для некитайских компаний 33%, большинство иностранных инвесторов платят от 14 до 15%; планируется универсализация налоговых ставок до 24 - 25%. Примечательным событием для открытия рынка Китая для иностранных предпринимателей может быть вступление в силу Соглашения о свободной торговле стран АСЕАН, в котором участвуют 11 государств.
В Индии отмечаются попытки проводить дифференциацию в установлении тарифных ставок путем создания зон специального налогообложения, предоставляя преференции инвесторам при условии принятия на работу местного населения, поскольку широкое развитие производства компьютерных программ оставляет незанятыми огромное число людей, не имеющих не только полного школьного, но даже начального образования. Пока эта политика не приносит больших результатов в силу неразвитости инфраструктуры, включая очень слабое развитие дорожной сети.
Безуспешность введения жестких протекционистских мер показывает пример Бразилии. С этой целью, например, некоторое время назад были установлены весьма высокие цены на ввозимые компьютеры, с тем чтобы оградить местный рынок сборки компьютеров. Признав безуспешность этих попыток, в последние годы вместо установления высоких цен в отдельных секторах торговли Бразилия попыталась провести некоторую либерализацию трансграничной торговли. Снижены также ставки тарифов на импорт производственного капитала, которые достигали 80%.
Как уже отмечалось, для отношений между государствами БРИКС характерны неформальные способы общения при отсутствии формальной организационной структуры: встречи должностных лиц государства, а также представителей бизнеса разных уровней.
На саммитах БРИКС регулярно обсуждаются вопросы сотрудничества в области регламентации внешнеэкономической деятельности, причем к этому привлекаются представители бизнеса: руководители коммерческих и инвестиционных банков, промышленники, коммерсанты, участники кооперативного движения. Это дает возможность оценивать предлагаемые правовые решения с точки зрения практического использования их для заключения сделок и осуществления проектов.
Другая характерная черта сотрудничества государств - участников БРИКС - прямые контакты предпринимателей и оформление их отношений с помощью гражданско-правовых договоров (которые часто основаны на торговых обычаях и lex mercatoria) и таких необязывающих документах, как кодексы поведения или основные направления (guides), которые также часто имеют своим источником обычаи международной торговли. Учитывая, что долгая практика международных гражданско-правовых отношений привела к созданию разного рода модельных актов, неудивительно, что типовые договоры, модельные договоренности нередко фигурируют в системе БРИКС.
Такие типовые документы разрабатываются различными международными организациями и такими неправительственными организациями, как ассоциации предпринимателей. Чаще всего используются договоры из области международного частного права, как, например, договоры купли-продажи, перевозки, лицензионные, подряда, агентские. При возникновении споров между хозяйствующими субъектами стороны ссылаются на такие общепризнанные документы, как, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
Успешность торговых отношений между государствами БРИКС зависит также от того, смогут ли они предоставлять друг другу именно те товары, в которых существует потребность. С этой точки зрения следует отметить, что крупными экспортерами являются Россия и Китай, три других государства в общем нацелены на обслуживание своего внутреннего рынка. Тем не менее, учитывая, что в Бразилии развернуты работы по обнаружению минерального сырья, можно утверждать, что эта страна будет расширять свои экспортные возможности и станет поставщиком не только продовольствия, но также нефти и газа. В таком случае два государства - участника БРИКС станут поставщиками сырья на мировой рынок: Россия - поставщик энергетики, а Бразилия - поставщик энергетического и продовольственного сырья. Потребителями будут Китай, потребности которого в энергетическом сырье все больше растут, а также Индия, которая располагает незначительными запасами энергетического сырья и зависит от внешнего рынка.
Таким образом, внешнеторговое и шире - внешнеэкономическое законодательство государств - участников БРИКС отражает неустойчивость и не вполне определенные факторы развития каждого государства. В отдельных частях законодательства иногда проявляются большие различия, которые будут служить препятствием для развития тесного сотрудничества.
Однако по большому счету экономика каждого участника развивается в соответствии с тенденциями развития глобальной информационной экономики. Об этом говорят неформальные контакты между лидерами, а также значительная роль, принадлежащая негосударственным образованиям. Именно контакты между такими образованиями - предпринимателями, физическими и юридическими лицами - позволяют в наибольшей степени отражать национальную специфику.
И в конечном счете методы сотрудничества делают БРИКС частью глобального информационного общества[10].
Заключение
Таким образом, одним из видов предпринимательской деятельности является внешнеэкономическая деятельность. Она связана с перемещением через таможенную границу товаров (продукции), капитала, работ, услуг, информации с целью извлечения прибыли. В то же время внешнеэкономическая деятельность — это вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве она рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма. Отношения, возникающие при осуществлении этой деятельности, регулируются нормами международного публичного права.
Основной правовой формой регулирования межгосударственных отношений являются международные договоры, как двусторонние, так и многосторонние. В многосторонних договорах обычно устанавливаются основные принципы и направления сотрудничества государств.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также хозяйствующие субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность.
Среди государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, можно выделить организации, обладающие общей компетенцией в этой области, и организации, обладающие специальной компетенцией в определенных вопросах. Государство, осуществляя публичные функции, выражает интересы всего общества. В этих целях оно устанавливает правила ведения внешнеэкономической деятельности и воздействует на участников этой деятельности тем или иным способом. Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства. Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс, на валютные операции. Ряд мер, принятых государством, призван обеспечить возврат валютной выручки в Россию. Это осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта. Обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации — важнейшая задача государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами. Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Подводя итог всему изложенному выше можно сделать вывод, что на современном этапе развития общества, возникает необходимость принятие мер направленных на разрешение проблем в области внешнеэкономической деятельности.
Список использованной литературы
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973) // Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 г. // СЗ РФ. 2011. N 32.
- Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров // Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), 1947. URL: http://www.customs-union.com.
- Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
- Актуальные правовые аспекты современной практики международного коммерческого оборота: Сборник статей / М.П. Бардина, В.В. Безбах, Г.Н. Буднева и др.; под общ. ред. А.С. Комарова. М.: Статут, 2016. 272 с.
- Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2017. 416 с.
- Веселкова Е.Е. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок // Адвокат. 2014. N 5.
- Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической деятельности // Законодательство и экономика. 2014. N 4.
- Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2013. 445 с.
- Вознесенская Н.Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. N 7.
- Губарева А.В. Историко-правовой анализ регулирования внешнеэкономической деятельности в России // История государства и права. 2014. N 2. С. 41 - 44.
- Губарева А.В. Отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 38 - 41.
- Гражданский процесс: учебник / под ред. М.К. Треушникова. ОАО "Издательский дом "Городец", 2007. С. 30.
- Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии: дис. д.ю.н. / М.Н. Кобзарь-Фролова. М., 2011. С. 292.
- Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (постатейный) / В.Ю. Коржов // СПС "КонсультантПлюс". 2010. С. 37.
- Кравченко Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 7.
- Корякин В.М. Предпринимательское право в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. 160 с.
- Невский А. Актуальные вопросы Евразийского экономического союза // СПС КонсультантПлюс. 2015.
- Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: Монография. М.: Норма, 2012. 368 с.
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 992 с.
- Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 192 с.
- Трошкина Т.Н. Система мер нетарифного регулирования международной торговли: понятие и сущность // Налоги. 2009. N 4.
- Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / Под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2010. 156 с.
- Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016. 556 с.
Приложение 1
Понятие внешнеторговой деятельности
и принципы ее осуществления[11]
-
Международное право: Учебник / Отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд. М., 2014; Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М., 2015. ↑
-
Симатова Е.Л. Использование термина "внешнеэкономическая сделка" в гражданском законодательстве РФ // Lex russica. 2014. N 11. С. 1296 - 1303. ↑
-
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2013. ↑
-
Богомолова Ю.И. Анализ конкурентоспособности экономик стран БРИКС: общие проблемы и преимущества // Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Сборник материалов научного симпозиума / Отв. ред. К.М. Беликова. М., 2012. С. 16. ↑
-
Внешнеэкономическая политика Китая // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/about_cn/ved_cn/. ↑
-
Индия. Внешнеэкономическая деятельность // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/ved_in/. ↑
-
Россия - ЮАР - бизнес на развивающихся рынках // Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_D12ADF89-0800-4057-BF07-AF2756A3F92F.html. ↑
-
Нормативная правовая база и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Бразилии. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/br/about_br/laws_ved_br/laws_trade_br/. ↑
-
Писенко К.А. О перспективах гармонизации и интеграции антимонопольного регулирования в странах БРИКС на примере исследования подходов к определению условий доминирования хозяйствующих субъектов на рынке // Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Сборник материалов научного симпозиума / Отв. ред. К.М. Беликова. М., 2012. С. 169 - 177. ↑
-
Лавров С. БРИКС - глобальный форум нового поколения. Россия в БРИКС. URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/F8C251DB09032059442579C000531B68. ↑
-
Статьи 2, 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". ↑