Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования и приложение N 7 к Договору о ЕАЭС оперируют термином "автоматическое лицензирование". Аналогом этой меры является предусмотренное ст. 25 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности наблюдение. Это временная мера, которая может применяться в целях мониторинга динамики экспорта или импорта отдельных видов товаров путем выдачи Минпромторгом России автоматических (без ограничений по заявлению любого импортера или экспортера) разрешений.

Товары, в отношении которых вводятся меры нетарифного регулирования и тарифного квотирования, подлежат включению в единый в рамках ЕАЭС перечень.

В целях протекционизма (для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей) в отношении импорта товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

Правовую базу применения таких мер составляют:

в рамках ВТО - Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговое соглашение);

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по специальным защитным мерам;

на уровне ЕАЭС - Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

на национальном уровне - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Глава 2. Правовое регулирование внешней торговли государств - участников БРИКС: основные тенденции


2.1. Положение государств - участников БРИКС на мировом рынке

Поскольку электронная торговля - это только один из видов экономической деятельности в любом государстве, для полноты анализа необходимо дать представление об общем экономическом положении государств - участников БРИКС. Для этого может быть применен так называемый Индекс глобальной конкурентоспособности, предложенный международной неправительственной организацией "Всемирный экономический форум". Специалистами данный Индекс оценивается как достаточно надежный[4]. Точные цифровые показатели для нас не являются обязательными, важнее общая картина.

Известный специалист в области мировой экономики Ю.И. Богомолова, проделавшая тщательный анализ конкурентоспособности государств - участников БРИКС, обращает внимание на такие показатели, как развитость институтов и инфраструктуры, состояние макроэкономической среды, здравоохранение и начальное образование населения, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, развитость рынка труда и финансового сектора, технологический уровень и уровень конкурентоспособности компаний, размер внутреннего рынка и инновационный потенциал.

Ю.И. Богомолова отмечает, что по всем показателям наблюдается значительное сходство между государствами - участниками БРИКС. При этом всех их объединяет:

- недостаточный уровень развитости институтов;

- по уровню развитости инфраструктуры значительно отстает Индия;

- неплохие результаты государства БРИКС имеют по макроэкономической среде;

- практически все они имеют устойчивое преимущество в развитости здравоохранения и начального образования, за исключением ЮАР;

- уровень развитости высшего образования и профессиональной подготовки не является общим конкурентным преимуществом, а значительное отставание показывают ЮАР и Индия;

- эффективность рынка товаров и услуг сильно колеблется от государства к государству;

- по уровню развитости рынка труда все государства демонстрируют хорошие и очень близкие значения;

- развитость финансового сектора для государств БРИКС можно считать общим фактором конкурентоспособности, однако Россия отстает;

- по технологическому уровню все государства БРИКС демонстрируют недопустимо низкие показатели, при этом лидер – Бразилия.

Таким образом, объединение БРИКС представляет собой группу стран, занимающих примерно равное положение на международной арене. Нельзя не согласиться с Ю. Питером, который считает, что это дает основания предполагать возможность успешного сотрудничества равноправных партнеров. Действительно, относительно равные показатели потенциала государств - участников БРИКС для того, чтобы занять заметное место в мировой электронной торговле, дают основания надеяться на достижение положительных результатов; неравенство партнеров всегда порождает дополнительные затруднения.


2.2. Общие черты правового регулирования внешней торговли

Все государства БРИКС участвуют во Всемирной торговой организации, поэтому на них распространяются принципиальные положения международной торговли, установленные этой организацией.

Рассмотрим основные законодательные акты в этой области.

В России это Закон о внешнеторговой деятельности, в котором определены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности и установлены соответствующие принципы государственного регулирования. Руководство внешнеэкономической деятельностью поручено правительству, в нем участвуют также негосударственные организации - торгово-промышленные палаты.

В Китае в 2004 г. вступил в силу Закон КНР 1994 г. "О внешней торговле" в новой редакции, целью которого объявлено расширение внешней открытости с целью стимулирования развития внешней торговли, поддержания должного порядка внешней торговли, защиты законных прав и интересов предпринимателей. Принципиальная цель Закона - поддержание социалистической рыночной экономики, стимулирование и развитие торговых отношений с другими странами и регионами на принципах равенства и взаимной выгоды[5].

Там же говорится о том, что КНР, руководствуясь международными договорами, которые страна заключила или участником которых является, предоставляет другим сторонам либо участникам статус стран наибольшего благоприятствования, гражданские права и иные права, предусмотренные договором.

В Индии основным является Акт "О развитии и регулировании внешней торговли" 1992 г.[6] Закон предусматривает развитие и регулирование внешней торговли путем содействия импорту и увеличения экспорта. Согласно Закону правительство должно контролировать и содействовать внешней торговле посредством создания эффективной системы поощрения и регулирования внешней торговли. Соответствующие полномочия поручены Министерству торговли и промышленности.

В качестве мер поощрения и эффективного регулирования названы:

а) создание атмосферы доверия и транспарентности;

б) упрощение процедур и снижение операционных издержек;

в) снижение налогов на ресурсы, используемые в производстве экспортной продукции;


г) развитие Индии как глобального центра производства, торговли и услуг;

д) содействие технологическому и инфраструктурному совершенствованию индийской экономики, особенно за счет импорта средств производства;

е) модернизация сетевой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными стандартами.

Внешнеторговое законодательство Южно-Африканской Республики основано на Законе об администрации внешнеэкономической деятельности 2002 г.[7] Законом вводится национальный режим для иностранных поставщиков, то есть одинаковые юридические условия для иностранных и местных предпринимателей. Ограничения установлены только для участия иностранных граждан в банковско-финансовой деятельности. Примечательно, что Закон не предусматривает минимального размера капитала организаций, кроме банковского и страхового бизнеса, создавая, таким образом, возможности для малого и среднего бизнеса. Вывоз прибыли и капитала не ограничен.

Не установлены и ограничения на размеры компаний, принадлежащих иностранцам, за исключением банковско-финансового сектора.

В Бразилии пока нет систематизированного законодательства о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. В этой сфере действует целый ряд федеральных законов и подзаконных нормативных актов, принятых различными государственными органами.

Центральное место среди них занимает Внешнеторговая палата - CAMEX, в состав которой входит ряд должностных лиц в ранге министра. В ее функции входит формулирование задач в области внешней торговли товарами и услугами, включая туризм, а также принятие соответствующих решений и координация деятельности по их выполнению[8].

Таким образом, основополагающие законодательные акты государств - участников БРИКС отличаются разнообразием, но дальнейшее их совершенствование может производиться только согласно принципам и правилам ВТО, а потому их сближение неизбежно даже при отсутствии целенаправленных усилий в этом направлении.

2.3. Проблема борьбы с монополизмом

Одно из основных положений права ВТО - обязательство обеспечения нормальной деловой практики и размеренно действующего рынка. К сожалению, государства - участники БРИКС, которые в основном находятся в переходном периоде и только занимаются налаживанием нормальной работы рынка, пока не могут обеспечить стабильность и предсказуемость. Для рынков этих стран характерны частые изменения и некоторая неопределенность.


Без унификации или, по крайней мере, гармонизации законодательства в области борьбы с монополизмом не может быть нормальной деловой практики. К сожалению, при рассмотрении подходов государств - участников БРИКС к борьбе с монополизмом специалисты отмечают значительные расхождения. Так, К.А. Писенко провел анализ одного, но самого важного элемента определения доминирования на рынке, а именно критериев такого определения[9], и пришел к неутешительным выводам. Он пишет: "Все мои попытки найти некоторое единство, сходство в подходах государств - участников БРИКС к установлению условий определения доминирования компаний на рынке, в частности нижнего порога доминирования (а специалисты антимонопольного права знают, это очень важный для конкурентного права вопрос), завершились неудачей. Более того, не выявлено даже никакого лидирующего подхода какого-то большинства стран среди пятерки".

Во всех странах БРИКС принято антимонопольное законодательство, но, по наблюдениям К.А. Писенко, количественный критерий применяется в Бразилии, и такие же критерии жестко фиксируются в Китае; в Индии количественные критерии даже не упоминаются; в России используются и количественный, и качественный критерии; смешанная система существует в Южно-Африканской Республике.

При этом и в сходных случаях отмечаются различия. Так, хотя Китай и Бразилия применяют количественные критерии, в Китае фиксируется нижний порог доминирования по долевому критерию, а в Бразилии установлен предел доминирования по объему годового дохода. Различия существуют и в практике России и Южной Африки при применении альтернативного подхода. Применение качественных критериев в Индии, в свою очередь, основано на судебно-прецедентной практике, поскольку данная страна принадлежит к семье стран common law.

Борьба с монополизмом - один из важных показателей готовности экономики страны к нормальному деловому сотрудничеству. Очевидно, гармонизация законодательства в данной сфере должна стать первоочередной задачей налаживания торговли между странами БРИКС.

2.4. Режимы допуска иностранных поставщиков на рынок

Еще одним выражением свободной конкуренции по правилам ВТО является равенство всех продавцов и покупателей на рынке. Анализ законодательства показывает, что формально государства - участники БРИКС в большинстве случаев делают господствующим национальный режим в полном соответствии со своими обязательствами по соглашениям ВТО и субсидиарно применяют режим наибольшего благоприятствования - в соответствии с другими соглашениями или в тех случаях, когда это допускается правилами ВТО.