Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Внешнеэкономическая деятельность становится главным фактором экономической стабилизации страны и развития народного хозяйства. Сейчас почти нет ни одной сферы в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в область внешнеэкономической деятельности.

Рост внешнеэкономической деятельности имеет важную значение в нынешних условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия ведет политику прогрессивного развития взаимовыгодного обмена товарами со всеми иностранными государствами, проявляющие к этому готовность.

Значение государственного управления внешнеэкономической деятельности приводится к тому, что в процессе развития внешнеэкономических отношений встречаются экономические интересы разных слоёв населения и социальных групп, и страна неминуемо оказывается втянутым в этот конфликт интересов. В условиях глобализации национальная экономика становится всё более открытой, поэтому страна должна учитывать в своем торгово-экономической политике тесную связь процессов, которые происходят внутри экономики и в области внешнеэкономических связей. Отсюда видно, что страна не может достичь внутреннего экономического баланса, не применяя внешнеторгового управление.

Эта проблема была и остается актуальной, так как в нынешних условиях глобализации проблема сотрудничества стран - одна из наиболее интересных и сложных. Чтоб ее решить нужно глубоко изучить теорию, историю развития системы государственного управления, состояния современной России и ее взаимоотношений с иностранными государствами.

Одним из видом внешнеэкономической деятельности является внешнеторговая, которая представляет собой предпринимательскую деятельность в сфере международного обмена работами, товарами, итогами интеллектуальной деятельности и информацией.

Предпринимателями, внешнеторговая деятельность может реализовываться соответственно законодательству Российской Федерации, которое регулирует эту сферу деятельности, при этом, участником данной деятельности может быть любой российский или же иностранный гражданин.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение правового регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

Регулирование внешнеторговой деятельности нормами международного частного права и нормами российского законодательства, в том числе понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности; правовое регулирование внешнеторговой деятельности;


правовое регулирование внешней торговли государств - участников БРИКС: основные тенденции, в том числе, положение государств - участников БРИКС на мировом рынке; общие черты правового регулирования внешней торговли; проблема борьбы с монополизмом; режимы допуска иностранных поставщиков на рынок

Предметом исследования в курсовой работе являются нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации. 

Объектом исследования курсовой работы является внешнеторговая деятельность. 

Методологической основой является: логический, метод сравнительного анализа и юридически-формальный метод.

Глава 1. Регулирование внешнеторговой деятельности нормами международного частного права и нормами российского законодательства

1.1. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности

В современной экономике деятельность предпринимателей далеко не всегда ограничивается национальными рынками. Причиной тому служат различия географического положения, природных и климатических условий, человеческих, сырьевых и финансовых ресурсов, неравномерность экономического и научно-технического развития стран мира, а нередко и политические факторы. Если государство предоставляет участникам ВЭД льготы, у предпринимателей возникают дополнительные стимулы ее осуществления, а иногда и стимулы маскировать свою деятельность под внешнеэкономическую.

В государственном регулировании ВЭД, как правило, проявляются два противоположных направления - протекционизм (ограничения ВЭД с целью защиты отечественного товаропроизводителя от иностранных конкурентов) и либерализм (снятие ограничений на ВЭД, максимально свободный доступ иностранных товаров на отечественный рынок). В экономической и юридической литературе как крайняя степень протекционизма характеризуется автаркия - политика самоизоляции и ориентации только на самообеспечение продуктами собственного производства, отказа от использования импортных товаров[1].


В разные периоды можно обнаружить преобладание в государственном регулировании ВЭД либерализма или протекционизма. Автаркия в чистом виде в современном мире явление крайне редкое (Северная Корея), однако в отдельных сферах и в нашей стране встречаются предложения и меры, тяготеющие к автаркии (например, идея импортозамещения любой ценой).

Законодательство определяет ВЭД путем перечисления не ее признаков, а тех видов деятельности, которые относятся к ВЭД: это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле").

Внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение внешнеэкономических сделок. Данное понятие до недавнего времени использовалось в гражданском законодательстве, которое устанавливало требование о заключении таких сделок в письменной форме, несоблюдение которого влекло признание сделки недействительной. Однако с 1 сентября 2013 г. это правило (п. 3 ст. 162 ГК РФ), подвергавшееся обоснованной критике, отменено, равно как и правило п. 2 ст. 1209 ГК РФ о подчинении формы внешнеэкономической сделки, в которой участвует российское юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), российскому праву. В результате термин "внешнеэкономическая сделка" в ГК РФ больше не употребляется. Таким образом, с точки зрения гражданского права квалификация сделки как внешнеэкономической утратила прежнее значение. Вместе с тем термин "внешнеэкономическая сделка", по-прежнему не имеющий легального определения, продолжает наряду с терминами "внешнеторговая сделка" (ст. 14.50 КоАП РФ), "внешнеторговый договор (контракт)" (ст. 193 УК РФ) использоваться в публично-правовых нормативных актах (ст. ст. 18, 20, 21, 23 Федерального закона "Об экспортном контроле"; ст. 164 НК РФ; ст. 14.20 КоАП РФ). Следовательно, выделение признаков внешнеэкономической сделки все-таки имеет значение.


В доктринальных источниках мы можем встретить предложения отказаться от употребления в нормативных актах термина "внешнеэкономическая сделка", заменив его более понятным и лучше соответствующим содержанию и целям использования. Так, Е.Л. Симатова предлагает использовать термин "международный коммерческий контракт"[2], а Г.К. Дмитриева - "трансграничные предпринимательские (коммерческие) сделки (договоры)"[3]. Такая замена, если бы удалось произвести ее одновременно во всех нормативных актах, была бы полезна.

Что же касается ныне употребляемого термина "внешнеэкономическая сделка", то судебная практика и доктринальные источники называют следующие ее признаки. Внешнеэкономическая сделка всегда включает в себя иностранный элемент (как правило, это иностранный участник сделки). В ряде случаев признак участия в сделке иностранного субъекта понимается как местонахождение коммерческих предприятий сторон сделки на территориях различных государств. Именно на основании этого критерия сделки квалифицируются как договоры международной купли-продажи товаров в соответствии со ст. 1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

1.2. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности

Один из основных видов ВЭД - внешнеторговая деятельность. Это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (экспорт и импорт), услугами (например, предоставление финансовых услуг иностранным банком), работами (например, выполнение строительных работ за границей), информацией и интеллектуальной собственностью (например, приобретение у иностранной фирмы прав на технологию изготовления продукции или на использование товарного знака).

Публично-правовое регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными мерами.

Нетарифные меры могут заключаться в количественных и иных ограничениях и запретах в отношении импорта и экспорта, введении разрешительного порядка, предоставлении определенным субъектам ВЭД исключительного права экспорта или импорта определенных товаров. В качестве общего правила декларировано осуществление экспорта и импорта товаров без применения запретов и количественных ограничений (п. 11 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран), однако из этого правила установлено немало исключений.


В разрешительном порядке осуществляются экспорт и импорт продукции военного назначения (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если это необходимо для выполнения международных обязательств Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 32 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 880 "О мерах по реализации соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали" были введены количественные ограничения в отношении экспорта некоторых изделий из стали. Основания для запрещения или ограничения внешнеэкономических операций предусматривает и Федеральный закон "О специальных экономических мерах". Это "международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан", а также соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. Именно со ссылкой на этот Закон были приняты Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", запретивший ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран, и Указ Президента от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", предписавший уничтожение таких товаров, если они все-таки были ввезены.

Под лицензированием понимается административная процедура выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Лицензирование применяется при введении количественных ограничений, разрешительного порядка, тарифной квоты, импортной квоты (в качестве специальной защитной меры). Правовую базу лицензирования составляют Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования, Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности и подзаконные нормативные акты.