Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры
Сущность и понятие корпоративной культуры
1.2 Основные виды корпоративной культуры
1.3 Факторы и методы корпоративной культуры в современной организации
2. Управление корпоративной культурой в организации ООО «М-Строй»
2.1 Система управления персоналом ООО «М-Строй»
2.3 Диагностика корпоративной культуры ООО «М-Строй»
Таким образом, ценности являются мощным регулятором индивидуального и группового поведения. Проанализировав различные определения корпоративной культуры, даваемые разными исследователями в разные годы, можно выделить следующие общие моменты.
Во-первых, в большинстве определений авторы ссылаются на закономерности основных допущений, которых придерживаются члены в своем поведении и действиях. Во-вторых, ценности (или ценностные ориентации), которых человек может придерживаться, включенной автором и в определение корпоративной культуры. В-третьих, общим атрибутом понятия корпоративной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации.
Внутренний PR-эффективный инструмент повышения корпоративных ценностей. Многие PR-компании не уделяют достаточного внимания элементам корпоративной культуры и, в частности, внутреннему PR компании. Согласно классическому определению, автором которого является Сэм Блэк, PR (public relations) - это искусство и наука достижения гармонии через взаимопонимание, основанное на истине и полной осознанной деятельности [3, с. 82].
Таким образом, исходя из определения PR, данного родоначальником этой науки Рексом Харлоу, PR является управленческой функцией, направленной на установление и поддержание взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от которых зависит ее успех или, наоборот, неудача. Правильно структурированная коммуникация с целевыми группами населения позволяет организации не только создать положительный имидж компании, но и добиться максимального эффекта от своей деятельности. Однако, рассматривая целевые группы населения, нельзя забывать и о сотрудниках компании, чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности.
Как отмечает Д. Малков, потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Тем не менее, не более 15% российских компаний последовательно и успешно занимаются внутренним PR – построением коммуникации между сотрудниками, продвижением ценностей компании [4].
Целью внутреннего PR является развитие эффективной коммуникации с внутренней аудиторией, создание и укрепление корпоративной культуры и лояльности сотрудников к организации. Действительно, работа внутреннего PR-это сложная деятельность, в которой можно использовать различные инструменты.
Основные задачи внутреннего PR включают в себя формирование единого информационного пространства, преодоление коммуникативных разрывов и достижение взаимопонимания, получение обратной связи от сотрудников компании, демонстрация «открытости» руководства, разъяснение корпоративной политики в области обучения и развития персонала; формирование единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным Кодексом и этикой компании [6].
Внутренняя PR-система поможет объединить команду как единое целое.
Во-первых, необходимо проанализировать текущую ситуацию в компании, насколько хорошо сотрудники организации информированы о перспективах развития компании, насколько эффективно взаимодействуют между собой сотрудники разных подразделений.
Во-вторых, необходимо оценить масштабы ожидаемых изменений.
При планировании изменений необходимо помнить, что эффективность целой системы всегда будет выше, чем набор ее отдельных элементов. Этап «выбор средств». Как только рамки предлагаемых изменений станут ясными, необходимо определить, какие практические средства потребуются для их достижения. Существует несколько групп мероприятий, составляющих внутреннюю систему PR. Имиджевые мероприятия включают в себя определение миссии компании, создание корпоративного Кодекса и разработку корпоративной символики. Их задача – сформировать единые стандарты поведения и приверженность ценностям компании [17, с. 52].
Следует отметить, что для успешной реализации внутреннего пиара руководство компании может использовать следующие инструменты: информационно-аналитический, коммуникационный и организационный. Еще одним важным инструментом внутреннего пиара компании могут стать инструменты своего рода социального блока, в том числе антикризисные программы для сотрудников компании [8].
Необходимо отметить, что для успешного внедрения внутреннего PR руководство компании может использовать следующие инструменты: информационные, аналитические, коммуникативные и организационные. Еще одним важным инструментом внутреннего PR компании могут стать инструменты своего рода социального блока, включающего антикризисные программы для сотрудников фирмы [8]. К этому же направлению относятся социальные программы фирмы и материальное поощрение отличившихся сотрудников.
Внутрикорпоративный PR – весомый залог успешного разрешения многих проблем. Для сотрудников не всегда очевидна целесообразность различных нововведений в организации. Создание условий для благоприятного восприятия персоналом перемен и есть одна из функций внутреннего PR [9, с. 85].
Часть внутреннего PR, обращенная на внешний мир, имеет и еще один мощный фактор консолидации. Сравнение и выгодное противопоставление «мы» и «они» (то есть собственной компании с любыми субъектами извне) является одним из мощнейших психологических средств сплочения коллектива [10, с. 228].
Пока компания существует, внутри и вокруг нее будет аккумулироваться определенная информация. И только от того, будет эта информация контролируемой или стихийной, зависит степень ее полезности или пагубности для организации. Поэтому и внешний, и внутренний PR являются в первую очередь средствами профилактики возможных проблем и только в частных случаях – лекарством.
Таким образом, в повышении корпоративных ценностей ООО «М-Строй» важна роль внутрикорпоративного PR, способствующего формированию сильной корпоративной культуры компаний. Основополагающим элементом организационной культуры выступают принятые в организации ценности, которые определяют содержание остальных ее элементов. Ценности, разделяемые и декларируемые основателями и авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, обеспечивается достижение целей компаний.
Заключение
В результате комплекса теоретических и эмпирических исследований мы увидели значимость влияния корпоративной культуры на эффективность и результативность работы организации.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы теоретического и практического характера.
1. Проведен анализ основных типологий, сущности корпоративной культуры, теоретических подходов к изучению основных элементов корпоративной культуры; с целью настоящего исследования для диагностики принята модель Кэмерона-Куинна; дан обзор способов формирования корпоративной культуры.
2. Определены специфические условия предприятия, влияющие на формирование корпоративной культуры; с этой целью проведен анализ миссии, стратегии, показателей структуры и движения персонала организации; проведен анализ влияния организационных факторов деятельности персонала и их влияния на подсистемы управления персоналом и используемые методы.
3. Принципы корпоративной культуры и формирования корпоративного духа на примере ООО «М-Строй» сформулированы в организационных положениях, в том числе в Этическом Кодексе.
4. Проведена диагностика корпоративной культуры на предприятии, по типологии Кэмерон-Куинн, по психологическому климату в коллективе, стилю руководства работниками со стороны руководителей. Выявлено несоответствие ее заявленных принципов патерналистской культуре. Корпоративная культура находится в стадии формирования, а стиль управления определен как либерально-авторитарный, что может свидетельствовать о недостаточной управленческой квалификации низшего уровня управления.
5. Выявлено, что корпоративная культура может быть отнесена к иерархическому типу, является негативной, наблюдается значительное сопротивление сотрудников изменениям, основные положения модели корпоративного поведения эклектичны.
С целью дальнейшего развития модели организационного развития необходимо практическое изучение перспектив развития предприятия, участие в стратегическом планировании, проведение мероприятий тимбилдинга для понимания целей и задач предприятия, формирование корпоративной культуры в соответствии с предлагаемой моделью.
Список использованных источников
- Аверин А.В. Корпоративная культура современного общества: Дис.. канд. филос. наук / А.В. Аверин. – Ставрополь, 2016
- Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для Менеджеров. Курс лекций / И.В. Алешина. - М.: Мир, 2014. С. 302.
- Белкин В.Н. «Организационное поведение работников». – Челябинск: Энциклопедия, 2015. – 116 с.
- Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». 2-е издание. СПб., 2017. С. 99-100.
- Бондаренко, Е. Подходы к рассмотрению понятия «корпоративная культура» [Текст] / Е. Бондаренко // Вестник Тогирро. – Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. – 2016. – № 2. – С. 95–96.
- Виханский О., Наумов А. Менеджмент: человек. стратегия, организация, процесс. Учебник. М., 2006. С. 403-405.
- Ветрова, Е.С. Взаимосвязь и отличие корпоративной и организационной культуры: сущность подходов [Текст] / Е.С. Ветрова // Творческое наследие А.С. Посникова и современность / СГУ. – Смоленск. – 2014. – № 7. – С. 205–209
- Гудкова, Т. Особенности корпоративной культуры российских компаний [Текст] / Т. Гудкова. – Москва: Проспект, 2017. – 168 с. 10.
- Ермалович, Л.П. Теоретические аспекты формирования корпоративной культу- ры / Л.П. Ермалович, Ю.Ю. Шинкарь // Вест- ник Черниговского ун-та. – 2016. – № 4 (217).
- Жилина, А.И. Корпоративная культура на современном этапе [Текст] / А.И. Жилина // Академия профессионального образования. – Санкт-Петербург: Институт непрерывного образования взрослых. – 2015. – № 7 (49) – С. 36–41.
- Зайцева Н.А. Научно - методические подходы к определению сущности понятия «Корпоративная культура». // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2018. № 9. С. 38 - 41.
- Кардапольцев, К.В., Шкерина М.А. Организационная культура предприятия: основные понятия и типы. Трансформация организационной культуры ВПК / К.В. Кардапольцев, М.А. Шкерина // Актуальные проблемы экономики и управления: сб. ст. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014
- Колесников, А.В. Корпоративная культура [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В. Колесников. – Москва: Юрайт, 2017. – 167 с.
- Лайкер, Дж. Корпоративная культура Toyota [Электронный ресурс]: уроки для других компаний / Лайкер Дж., Хосеус М. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 354 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43665.html, свободный.
- Мактамкулова, Г.А. Структура организационной культуры // Гуманитарно-социальные науки и право. Тенденции развития современной науки: мат-лы науч. конф. студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университета. - Липецк: ЛГТУ, 2018. -310 с. С. 301-302.
- Писаревская М. А. Организационная психология: учеб. пособие. / М. А. Писаревская. – Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал (Новороссийск), 2016.
- Персикова, Т.Н. Корпоративная культура [Электронный ресурс]: учебник / Т.Н. Персикова. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Логос, 2015. – 288 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70694.html, свободный.
- Пеша, А.В. Организационная и корпоративная культура. Подходы к формированию корпоративной культуры в организациях [Текст] / А.В. Пеша // Материалы VI Международной научно– практической конференции: в 2 томах. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. – 2014. – Т.2. – С. 208–212.
- Речкалова К., Мактамкулова Г.А. Создание кодекса культуры транснациональной компании // ЛЕТНЯЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ЛГТУ - 2018 / Сборник научных трудов научно-практической конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университета. 2018. С. 191-194.
- Сливицкий А. Б. Формирование корпоративной культуры: [Электронный ресурс] / А. Б. Сливицкий. – Режим доступа: //www. advertology.ru/
- Томилов В. В. Организационная культура и предпринимательство: учеб. пособие. / В. В. Томилов. – СПб.: СПбУЭФ, 2017 г.
- Ульбашева Ф.Д., Шакова Л.А. Виды корпоративной культуры как основы жизненного потенциала организации // Научные известия. 2016. №4. С. 29 - 33.
- Федотова Г.А. Формирование корпоративных ценностей организации // Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2015. №2. С. 54 - 60.
- Чемякин Ю.В. Корпоративная пресса и формирование духовных ценностей // Дискурс - Пи. 2017. Т. 7. № 1. С. 135 - 136
- Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. / Под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2002. – 336 с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Анкета К. Камерона-Р. Куинна
Авторы исследовали индикаторы эффективности крупных компаний по двум измерениям. В рамках первого измерения, одни компании считают себя эффективными, если они стабильны, предсказуемы и механистически целостны, другие – если они склонны к переменам, адаптивны и постоянно движутся вперед. Второе измерение рассматривает критерии эффективности либо как внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, либо как внешнюю ориентацию, дифференциацию и соперничество. Эти два измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых соответствует своему типу организационной культуры.
Важнейшие характеристики |
На данный момент |
Желательно |
|
А |
Семейная атмосфера. Неформальные контакты. Люди имеют много общего |
||
В |
Динамичная атмосфера. Предпринимательский климат. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Ориентация на достижение успеха |
||
С |
Деятельность ориентирована на результат, выполнение задания. Соревновательность |
||
Д |
Жесткая структура. Четкие полномочия. Формальные правила и контроль |
||
Всего |
100% |
100% |
|
Стиль лидерства и руководства |
|||
А |
Менторство. Взаимная поддержка, стремление помочь и научить. Развитие сотрудников |
||
В |
Инновации. Готовность в рискованным решениям. Предпринимательское мышление |
||
С |
Прямолинейность, деловитость, агрессивность. Целеориентированная работа |
||
Д |
Эффективность. Четкая координация работы. Рабочие процессы соответствуют бизнес-задачам |
||
Всего |
100% |
100% |
|
Управление наемными работниками |
|||
А |
Коллегиальность решений. Командная работа. Участие в принятии решений |
||
В |
Обширное поле деятельности. Поддержка творческих идей. Индивидуальный подход к задачам |
||
С |
Высокие стандарты производительности. Давление конкуренции. Поощрение успехов |
||
Д |
Гарантия занятости. Предсказуемость и стабильность отношений. Соблюдение правил и техники безопасности |
||
Всего |
100% |
100% |
|
Сущность организации |
|||
А |
Лояльность сотрудников. Взаимное доверие. Внутренние обязательства |
||
В |
Готовность к инновациям. Стремление к росту и лидерству |
||
С |
Ориентация на прибыль. Стремление к высокой производительности и достижению целей |
||
Д |
Соблюдение формальных правил, плановых действий. Укоренившиеся структуры. Обеспечение будущего фирмы |
||
Всего |
100% |
100% |
|
Стратегическая направленность |
|||
А |
Гуманное развитие. Высокое доверие. Открытость и соучастие |
||
В |
Обретение и использование новых ресурсов. Повышение квалификации сотрудников. Апробация нового, решение новых проблем |
||
С |
Достижение целей. Конкурентные действия, правильное позиционирование протекания процессов |
||
Д |
Увеличение продуктивности. Поддержка гладкого протекания процессов. Стабильность и преемственность |
||
Всего |
100% |
100% |
|
Критерии успеха |
|||
А |
Благополучие сотрудников. Положительное развитие сотрудников. Готовность сотрудников к действию |
||
В |
Уникальные и инновационные продукты. Новинки |
||
С |
Опережение конкурентов. Доля и позиция на рынке, стремление к лидерству на рынке |
||
Д |
Рентабельность. Четкое планирование сроков. Надежная доставка продуктов |
||
Всего |
100% |
100% |