Файл: Организация управления проектами на примере ООО «Новохим».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестирования заслуживает серьезного внимания, особенно в настоящее время — время укрупнения субъектов рыночных отношений и передела собственности. Так же необходимо отметить, что инвестиционная деятельность в современных условиях тесно связана с умением разработать эффективный инвестиционный проект, а затем обеспечить определенные им ограничения по ресурсам и реализовать заданный уровень качества продукции проекта. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости обеспечения эффективного управления проектом.

Это особенно актуально в настоящий момент, так как беспрецедентные перемены, произошедшие в России и связанные со структурной перестройкой российской экономики, требуют особого подхода к этой проблеме. Необходимо отметить, что степень поставленных выше вопросов имеет низкую степень изученности.

Иначе говоря, проект — это документально оформленный план сооружения или конструкции. В настоящее время немногие отечественные предприятия уделяют должное внимание планированию инвестиционной деятельности, составлению финансовых моделей развития предприятия при реализации того или иного инвестиционного направления, экономическому обоснованию выбора определенного варианта инвестиционного проекта.

Инвестиционная деятельность реализуется спонтанно, на интуиции представителей топ-менеджмента предприятия, что значительно увеличивает вероятность наступления рисков проекта, снижает приспособляемость деятельности к изменению факторов внешней среды, влечет за собой ошибки финансовых прогнозов.

Практическая задача этой работы - показать решение в рамках организации формирования и реализацию инвестиционного проекта.

Объектом исследования является предприятие ОАО «АВТОВАЗ». Предмет исследования – управление инновационными проектами.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и основные характеристики инновационных проектов;

- рассмотреть ООО «Новохим» как объект исследования;

- выявить задачи инновационного проекта в нефтедобывающей промышленности;

- оценить экономическую эффективность проекта ООО «Новохим».

Данная курсовая состоит из трёх глав.


Глава 1. Теоретические основы управления инновационными проектами

1.1. Инновационный проект и его этапы

Под инновационным проектом понимают комплекс мероприятий, включающий в себя правовое, экономическое и технологическое обоснование целесообразности осуществления данной инновационной деятельности и внедрения разработанной инновации[1].

Инновационный проект, в конечном итоге, представляет собой документ, в котором изложено полное описание нового продукта, технологии или способа организации процессов, происходящих на предприятии, в том числе их преимущества и недостатки; рассчитаны основные показатели деятельности до их внедрения и после; предложен ряд мероприятий по внедрению данных инноваций на предприятии, а так же проанализированы риски, с которыми может столкнуться руководство предприятия при осуществлении данного проекта[2].

Целью инновационного проекта является усовершенствование существующей технологической, экономической, организационной и других систем на предприятии или создание новой, с целью снижения затрат и повышения качества производимой продукции или оказываемой услуги и в конечном итоге максимизация прибыли[3]. Как и любой другой проект, инновационный проект проходит несколько этапов (рис.1).

Рисунок 1. Стадии разработки инновационного проекта

Первый этап, служащий фундаментом для последующей работы, называется «подготовка проекта». Здесь возникает обсуждение всевозможных идей между различными отделами предприятия, где ключевую роль играют инженеры, решающие технические проблемы в конкретной области, и маркетологи, а так же происходит поиск решения многих важнейших задач, от которых зависит дальнейшее выполнение проекта, таких как[4]:

- Каков ресурсный потенциал предприятия?

- Какие технологии необходимы при выполнении проекта?

- В какие сроки необходимо осуществить проект и др.

Второй этап заключается в обосновании необходимости осуществления инновационной деятельности для поддержания конкурентоспособности продукта или услуги[5]. В этот момент совершается выбор идеи проекта. Это может быть как усовершенствование технологии производства, так и модернизация существующего продукта или его замена другим. Переход предприятия на производство усовершенствованного продукта обусловлен чаще всего дороговизной существующего, появлением более современного аналога у конкурентов или изменением запросов потребителей. Так, например, автомобилестроительные компании занимаются выпуском новых моделей раз в 3-5-10 лет в связи с тем, что у потребителей возникают новые неудовлетворенные потребности[6].


На втором этапе также важно взаимодействие работников разных отраслей, для того чтобы оценить нововведение со всех сторон: технологическую составляющую, экономическую, социальную и др. Также необходимо оценить деятельность конкурентов в этом направлении и наладить диалог с потребителями. После обсуждения технологической и экономической стороны проекта, он переходит на следующий этап «принятие проекта»[7].

В этот момент идея становится проектом. Конечным результатом данного этапа является сформированная проектная группа и презентация проекта, включающая описание самой инновации, обоснование особенностей ее внедрения, расчет необходимых инвестиций, плановых затрат, этапов и сроков исполнения каждого мероприятия. Наиболее громоздкий этап «осуществление проекта» начинается с определения задач, целей и ответственных лиц. Во время работы над проектом могут возникнуть технологические, информационные и бюрократические проблемы, которые должны быть своевременно устранены, а так же необходимо следить за текущими разработками и конъюнктурой рынка и незамедлительно реагировать на изменения[8].

Далее производится анализ полученных результатов, и обсуждаются проблемы, с которыми столкнулась рабочая группа, и вопросы, связанные с внесением каких-либо изменений в процесс осуществления инноваций. Иногда в ходе реализации проекта появляются доказательства несостоятельности идеи, невозможности ее воплощения на практике. В таком случае необходимо возобновить работы над проектом с самого начала. В случае удовлетворительного результата следует завершающий этап. Здесь осуществляется передача проекта тому подразделению, которое продолжит работу над ним и возьмет на себя ответственность за дальнейшее совершенствование[9].

Изложенная схема является алгоритмом выполнения практически любого инновационного проекта и, как правило, окончание одного этапа совпадает с началом другого, но данные правила не всегда соблюдаются. Во многих случаях возникает необходимость доработки или полного пересмотра плана действий и возврата на начальную стадию. Например, проекты, связанные с изменением деятельности персонала имеют более сложный характер. Они могут начинаться с подготовки, и далее сразу происходит их осуществление. После чего обсуждаются результаты проведенного испытания и уже в последнюю очередь оцениваются возможности данной инновации[10].


Стадия передачи проекта в таком проекте отсутствует.

Жизненный цикл инновационного проекта. Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Он состоит из четырех фаз: концепция, разработка, реализация, завершение. Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов[11].

Результат - это измеримый продукт работы. Формально фазы проекта включают стадии. Стадии проекта состоят из этапов. Этапы проекта включают виды работ. Такая структура не обязательна, но наблюдается в большинстве проектов[12]. Жизненные циклы проекта и продукта связаны между собой. Упрощенно эта связь представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Жизненный цикл продукта

Если проект касается какого-либо продукта (товара или услуги), то необходимо учитывать жизненный цикл продукта, см. рисунок 3.

Рисунок 3. Фазы жизненного цикла проекта или продукта

У проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. К методам управления инновационными проектами, которые принято называть рычагами управленческого воздействия относят ресурсы, технологии, контракты и организацию работ. Два последних рычага являются вспомогательными средствами управления, а два первых – основными[13].

Немаловажную роль при управлении играет учет неопределенности, который осуществляется с помощью анализа рисков по различным категориям[14]. В то же время функции управления являются следствием анализа содержания и жизненного цикла проекта. Планирование инновационного проекта. Для того, чтобы при управлении проектом не упустить важных деталей, контроль которых может отразиться на конечном результате, проект необходимо разделить на четыре части, каждая из которых характеризует различные стороны проекта[15].

Фундаментальная часть – это научно-техническая сторона инновационного проекта. Она включает[16]:

- краткое описание инновационного проекта с раскрытием сущности используемых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ ЭВМ и других решений, имеющих регистрацию, описание сертификатов и лицензий, которые должны быть получены в ходе разработки и внедрения данного проекта;


- область использования инновационного проекта и его назначение, то есть цель его внедрения и на устранение какого несовершенства он направлен;

- маркетинговое исследование, включающее анализ современного состояния разработок по данному направлению;

- описание ожидаемого научно-технического результата инновационного проекта, который предполагается коммерциализировать;

- преимущества и недостатки инновационного проекта по сравнению с инновационными разработками аналогичного назначения в Российской Федерации и за рубежом;

- обоснование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - сведения о патентной защите с указанием имеющихся охранных документов, значимости каждого охранного документа для всей разработки в целом;

- наличие в разработке секретов производства, без знания которых невозможно или затруднительно использование инновационного проекта;

- наличие технической возможности реализации инновационного проекта на предприятии[17].

Вторая часть инновационного проекта - производственный план его реализации. Назначение данного раздела – описание производственного процесса и подтверждение наличия возможности предприятия производить необходимое рынку количество товаров должного качества в определенные сроки. В данной части проекта должны быть предоставлены сведения о характере производственного процесса, приведена схема технологической цепочки, представлена производственная программа выпуска проектируемой продукции в натуральном выражении на период жизненного цикла проекта. Экономические особенности, соответствующие данному разделу, включают расчет объема производства в денежном выражении на основании производственной программы. Так же должен быть произведен расчет всех необходимых для составления сметы затрат в прогнозных ценах каждого года[18].

В результате данного расчета выводится итоговая сумма, раскрывающая полные издержки производственного процесса.

Третья часть - маркетинговый план реализации инновационного проекта. Цель раздела - показать, как предприятие, реализующее проект, намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт продукции.

Следующая часть проекта - финансовый план его реализации. Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты на реализацию проекта и определяется его эффективность. Основной целью разработки финансового плана является определение финансового результата от внедрения инновационного проекта, формирование потока денежных средств за весь период жизненного цикла проекта. В данном разделе приводятся сведения, раскрывающие источники финансовых средств, общую потребность и структуру инвестиционных ресурсов, дается график получения и возврата кредитных ресурсов[19].