Файл: ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается условий привлечения Российской Федерации к ответственности, к которым относятся: 1) противоправность действия (бездействия), 2) вина, 3) вред и 4) причинная связь между действием (бездействием) и вредом, то необходимо учитывать следующее.

Во-первых, к порядку участия государства в гражданском обороте применяются, по общему правилу, нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях. Следовательно, Российская Федерация должна привлекаться к ответственности на тех же основаниях, что и юридические лица. Однако этот вывод требует уточнения.

Согласно действующему законодательству коммерческие лица по договорным обязательствам в виде исключения несут ответственность на началах риска, т.е. без вины (п. 3 ст. 401 ГК).[51] Но деятельность государства не может иметь своей целью систематическое извлечение прибыли это означает, что Российская Федерация несет как договорную, так и деликтную ответственность только при условии вины.

Во-вторых, особенности Российской Федерации как участника гражданского права сказываются на том, каким имуществом она отвечают по своим обязательствам, В частности, из общего правила о том, что любой хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, законом установлено два исключения:

1. Государство несет ответственность по своим обязательствам только за счет казны (п. 1 ст. 126 ГК РФ),[52] которая представляет собой совокупность денежных средств бюджета и иного имущества, не закрепленного на ограниченном вещном праве за унитарными предприятиями и учреждениями (абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).[53]

Первоочередное взыскание осуществляется в отношении денежных средств бюджета, и лишь при отсутствии последних взыскание может быть обращено на иное имущество, составляющее казну (абз. 3 п. 12. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».).[54] Правило о первоочередности обращения взыскания именно на денежные средства подтверждается нормой п. 5 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»[55] от 21 июля 1997 г. № 119ФЗ СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591. о том, что обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом правило о первоочередности обращения взыскания на денежные средства не может быть истолковано, как устанавливающее ограничение источников взыскания только денежными средствами бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст. 126, 214, 215 ГК РФ (абз. 3 п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 23);[56]


2) взыскание по обязательствам государства может быть обращено не на все виды имущества, составляющего казну. В частности, от взыскания забронировано, то имущество, которое может находиться только в государственной собственности (абз. 2 п. 3 ст. 212 ГК РФ),[57] т.е., по существу, объекты, изъятые из гражданского оборота (абз. 1 п. 2 ст. 129 ГК РФ). [58] В настоящее время фактически забронированы от взыскания земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, потому что закон, допускающий иное (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК), [59] пока не принят. Равным образом соответствующие нормы отсутствуют в земельном и природно-ресурсном законодательстве.

Поскольку любые исключения толкуются только буквально, постольку указанные изъятия распространяются лишь на случаи обращения взыскания на имущество Российской Федерации по обязательствам перед частными лицами физическими и юридическими. Иначе говоря, ограничение обращения взыскания на имущество не действует в полной мере с учетом действующего разграничения собственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципальную. Постановление Верховного Суда РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»,[60] в случае гражданско-правового спора между различными публичными образованиями, например, между Российской Федерацией и субъектом Федерации.

Подытоживая сказанное относительно несения государством бремени ответственности во внутренних (национальных) гражданских отношениях, можно отметить следующее. Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам самостоятельно за счет денежных средств и имущества, составляющего казну, за исключением имущества, забронированного от взыскания.

Представление интересов государства в суде и исполнение судебных актов осуществляется уполномоченными органами и лицами, однако неправильное указание истцом того или иного органа, а равно отсутствие специально выделенных органу или лицу денежных средств для удовлетворения требований не является основанием для освобождения от несения ответственности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из признания государства особым субъектом гражданского права, обладающим возможностью иметь гражданские права и обязанности, определяемые его социальными функциями, необходимо четкое определение гражданско-правового статуса органов, реализующих эту возможность, но с учетом специфики в отдельных отношениях, обусловленной его положением, как инструмента реализации публичного интереса.

Рассмотрение особенностей участия государства в гражданских правоотношениях осуществляется через три модели:

по первой модели действия органа государства отождествляются с действиями самого государства и гражданско-правовая ответственность возлагается непосредственно на него;

по второй модели орган государства выступает от своего имени, государство участвует опосредованно и лишь в некоторых случаях может наступить его субсидиарная ответственность;

по третьей модели орган государства выступает в гражданском обороте в силу гражданско-правового представительства.

Сами органы государства предлагается определить, как лица, обладающие статусом юридического лица или без такового, а также физические лица, которые в рамках установленного публичными правовыми актами правового статуса - осуществляют реализацию гражданской правосубъектности государства. Проведенный анализ гражданско-правовых статусов органов государства выявил их общие черты и особенности.

К их общим чертам можно отнести: определяющее влияние специаль-ной правоспособности, возможность и необходимость точного определения сферы деятельности, в рамках которой они управомочены представлять государство, отсутствие цели извлечения прибыли и (или) особая регламентация занятия ими деятельностью, приносящей доход, дифференциация ответственности, особенности правового регулирования некоторых видов договоров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации по состоянию на 2015 год с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). N 95-ФЗ.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изм. от 28.03.2017 № 268-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. - № 31. - Ст. 3823.


4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изм. от 28.03.2017 N 39-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изм. от 14.06.2012 № 78-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. - № 5. - Ст. 410.

6. Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 N 48-ФЗ.

7. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

8. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ

9. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ

10. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 05.04.2013 № 55-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. - № 40. - Ст. 3822

11. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. от 30.12.2012 № 324-ФЭ) // СЗ РФ. 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571.

12. Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 5 июля 2005 г. № 297-0.

13. Постановление Верховного Суда РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 // Ведомости РФ. 1992. № 3.

14. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. № 6/8 Вестник ВАС. 1996. № 9.

15. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 22 июня 2006 г. № 21. // Вестник ВАС. 2006. № 8.

16. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

17. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г № 2689-1 «О Федеративном договоре».


18. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1

19. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР» (утратил силу).

20. Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт ком-плексного исследования. - М.: СТАТУТ,2001. - 809с.

21. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. - № 1. -С. 15-25.

22. Барткова О. Г. Проблемы участия Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством [Текст] : дис. …канд. юрид. Наук: Тверской государственный университет. – Тверь, 2002. – 207 с.

23. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть. Т.П. Лица, блага, факты: учебник. -М.: Издательство Юрайт, 2011. — 1093 с. — Серия : Ма-гистр.

24. Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. - М.: Юрид, лит., 1981. - 190 с.

25. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стер. – М.: Статут, 2011. – 847 с.

26. Братусь С.Н. Курс советского гражданского права.- М.: Юрид. лит.,1963.-197с.

27. Головизнин A.A. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хо-зяйство и право. 1999. - № 6. - С. 62-70.

28. Гражданское право: Учебник / Под ред. В.Ф. Яковлева. - М.: РАГС, 2003. 503 с.- С.161-162.

29. Гражданское право: В 4 т. Том I. Общая часть: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004 — 720 с.

30. Калмыков Ю.Х. Избранное. Труды. Статьи. Выступления / Калмыков Ю.Х.; Сост.: Козырь О.М., Шилохвост О.Ю.; Предисл.: Яковлев В.Ф. - М.: Статут, 1998. - 312 c.

31. Кирилова H.A. Гражданско-правовая ответственность государ-ства: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2003.- 203 с.

32. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества: (политико-правовое исследование). -Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 1995. 208 с.

33. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. Н.Д. Егорова, А. П. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 896 с.

34. Лавренюк А.В. Особенности правосубъектности и правового статуса субъектов публичного права в российском праве // Государственное строительство и право: сб. науч. трудов / Под общ. ред. Г.В. Мальцева. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. – Вып. 19. – С. 87.

35. Лозовская С.О. Правосубъектность в гражданском праве: авто-реф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001.- 220 с.

36. Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2-х ч. Часть 1). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 2-е, испр.- М.: Статут, 2000.- 455 с.