Файл: ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Основы управления и распоряжения имуществом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации как собственники:

- самостоятельно управляют своей собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми Президентом Российской Федерации и Правительством России, публикуемыми в соответствии с ними, а также в соответствии с Конституцией (уставом) Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

- иметь право передавать имущество на временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам власти и органам местного самоуправления, распоряжаться этой собственностью, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с законами субъекта Российской Федерации, принятый в соответствии с ними;

- руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации;

- получать доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации.

В то же время правосубъектность субъектов Российской Федерации отличается тем, что правовой статус каждого субъекта определяется его собственной конституцией или законом.

Поэтому среди субъектов гражданских правоотношений государство занимает особое место, оно не зависит от других субъектов права и устанавливает статус всех других участников гражданского оборота.

В этой связи следует также отметить, что гражданская правосубъект-ность государства как публичного юридического лица отличается от правосубъектности создаваемых ими органов, компетенция которых установлена конкретными правовыми актами в государственном органе. Таким образом, Гражданским кодексом устанавливается право органа государственной власти быть субъектом гражданских правоотношений, а раскрывается оно в положении, принятом на основании этой нормы, которая является описанием конкретных полномочий органа, утвержденным соответствующим правовым актом.

1.2. СПЕЦИФИКА СТАТУСА ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА

ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Значение латинского слова status переводится как состояние, положение. Соответственно, статус субъекта понимается как его правовой статус, характеризующийся сложной (системой) юридических прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством в нормативных правовых актах.


В юридической литературе, ссылаясь на публичные юридические лица, к которым относится и государство, выделяются следующие характерные особенности правового статуса:

1) централизованное обязательное правовое регулирование, то есть юридическое назначение субъекта права, его место и роль в правовой системе;

2) обязательное соответствие законных прав и обязанностей, которые с их основной целью обеспечивают общественный интерес и практическую реализацию гражданских прав и свобод;

3) юридическая ответственность субъекта права за надлежащее осу-ществление его полномочий.

Участие российского государства в гражданско-правовых отношениях диктуется природой происхождения этого субъекта права и в настоящее время затруднено поиском его места и роли в обществе. Тем не менее, он участвует в гражданско-правовых отношениях, основанных на нормах Конституции Российской Федерации и федеральных законов (первый признак) и имеющих ту же цель, что и реализация его социальных функций (второй признак), что влечет за собой возникновение соответствующих прав и обязанностей (третий признак). Одновременно ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что публичные юридические лица действуют в отношениях, регулируемых гражданским правом, наравне с другими участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.[12] Отсюда следует, что государство выступает в гражданско-правовых отношениях в статусе равноправного участника, имеющее ту же сферу гражданских прав и обязанностей, а это значит, что состояние соблюдения в частных правовых отношениях те же правила, установленные им. В отличие от советского права, публичное правовое образование по гражданским делам лишается юридического иммунитета (возможность привлечения к ответственности только с их согласия). Следовательно, за нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей перед государственным юридическим образованием, обычно измеряющим имущественную ответственность, могут применяться суды. В отношениях, не регулируемых Гражданским кодексом, участие государства в гражданских делах осуществляется регулирующими и надзорными функциями.

В юридической литературе проводятся научные дискуссии о взаимосвязи между понятием «правосубъектность» и понятием «правовой статус», который можно свести к следующим трем основным понятиям:

1) это неотъемлемая часть личности, элемент юридического статуса;


2) определение личности и правового статуса;

3) правовой статус является элементом, определяющим содержание закона.

Поддержание позиции, при которой гражданская правосубъектность является неотъемлемой частью правового статуса, может рассматриваться как совокупность прав и обязательств, закрепленных последним. Об этом пишет С.А. Комаров:

«Взаимосвязь и взаимообусловленность гражданского состояния личности, ее правосубъектности и правового статуса заключается в том, что государство, определяя гражданское состояние личности, тем самым закрепляет ее правовой статус, фиксирует его возможный объем, а также наделяет личность правосубъектностью, которая зависит от объема правового статуса лица».[13]

В любом случае гражданская правосубъектность только для установления терминов лиц, имеющих право на статус, количественные и качественные характеристики проявления гражданского статуса, который определяет конкретный объем прав и обязанностей субъектов права, является содержанием этого статуса.

В рамках определения статуса государства среди российских ученых продолжается дискуссия: можно ли приравнять государство или юридиче-ские лица к нему в качестве предмета?

По словам Д. Пяткова, субъектами права от имени Российской Федерации и субъектов РФ выступают одноименные хозяйственные публичные организации, являющиеся равноправными участниками гражданских правоотношений.[14] Эта общая точка зрения известна еще в дореволюционной России и многих зарубежных странах, как разделение юридических лиц на частные и публичные, которое позволяет государству выступать в гражданском обороте в качестве юридического лица публичного права.

Д.И. Мейер, С. Брат, О. Барткова, М. В. Смородина[15] считают, что необходимо ввести правосубъектность казны, что даст государству возможность действовать и реагировать на внутреннем экономическом обороте в качестве самостоятельного субъекта. По их мнению, этот механизм будет способствовать участию субъекта в публичном обращении и определять надлежащего ответчика в судебном процессе против государства.

На это справедливо возражали Ю.Х. Калмыков и Н. А. Кирилова, рассматривая казну как объект прав и объясняя неспособность государства в гражданско-правовых отношениях в форме юридического лица - казну, обусловленную характером ее происхождения и отсутствием специального органа - Казначейства.[16] По словам О. Алдошина до создания Казначейства вопрос о гражданско-правовом статусе казны не имеет никакого практического значения в настоящее время.[17] Некоторые авторы считают более важным определить надлежащее лицо, представляющее казну.


Мы должны признать тот факт, что государственно правовые образования были наделены свойством, которое мешает им приравниваться к юридическим лицам. Таким образом, даже вступая в равные гражданские дела, государство должно быть субъектом власти. Этот особый субъект гражданского права обязан постоянно и без исключения издавать обязательные для всех субъектов права законы, принимать административные акты, из которых возникают гражданские права, независимо от воли, другой стороны, сохраняя функции власти (выполнять принудительные меры), использовать нормы направленные на защиту прав неуказанных лиц или целостность государства. Более того, приравнивание к юридическим лицам неуместно, если государство было причинителем вреда из-за своей властной деятельности.

Юридическое лицо и государство подобны друг другу в том, что они являются искусственными субъектами (фикциями), необходимыми для определенной цели, и участвуют в публичном обращении не из-за их природных свойств, а из требований законодательства.

Легально публично-правовые образования считаются независимыми, специальными юридическими субъектами права (sui generis), которые отличаются от юридических и физических лиц. Как правило, к их гражданскому и правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в обороте имущества юридических лиц. Но эти правила могут быть изменены, если иное прямо не предусмотрено законом или характеристиками данного субъекта (стр. 2, статья 124 Гражданского кодекса).[18] Для данных субъектов невозможно применить правила об образовании и прекращении юридических лиц о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ), наименование и место нахождения юридического лица (ст. 54 Гражданский кодекс), представительств и филиалов (статья 55 Гражданского кодекса). Поэтому такая позиция российского законодательства о государстве как особом предмете права полагать считается разумным.

Ряд авторов к элементам правового статуса, справедливо относится, как к правоспособности. В этом случае государство как субъект права не имеет разрыва между правоспособностью и дееспособностью, они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно, хотя в литературе по этому вопросу существует и иное мнение.

Можно утверждать, что действующий Гражданский кодекс, в частности статья. 2, где говорится, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, наряду с гражданами и юридическими лицами могут также участвовать Российская Федерация и ее субъекты, признанные государством в соответствии с законом, имеющие правоспособность.


Гражданский потенциал государства, как и любой другой предмет, относится к способности иметь гражданские права и обязанности. Однако способность государства ближе к правосубъектности, чем гражданин. И поскольку государство не может быть четко отнесено к каким-либо физическим или юридическим лицам, гражданский потенциал государства должен отражать его характер как особого субъекта гражданского права.

Юридическое лицо может иметь только два вида правоспособности: общую правоспособность, дающую ему возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, или специальную, разрешающую его участие только в ограниченном числе этих отношений.

В теории гражданского права вопрос о виде правоспособности государства всегда был спорным. Некоторые ученые, такие как М. И. Брагинский, В.В. Витринский, С. О. Лозовская, считают, что публично-правовые образования имеют общую правоспособность, то есть имеет право заключать любые гражданские контракты, если иное не предусмотрено законом.[19] Это является продолжением взглядов советского права, утверждающих, что государство как суверен может дать себе любые права или ограничить их, а правоспособность остается общей.

Другие авторы, такие как О. Алдошин, О. Г. Барткова и Е. А. Суханов, считают гражданскую правоспособность государства специальной, поэтому публичное правовое образование может иметь только те гражданские права и обязанности, которые соответствуют их деятельности и общественным интересам.[20] Это связано с тем, что участие субъектов публичного права в гражданских делах носит у них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их работы и интересам общества.

Кроме того, такие авторы, как например, А. А. Головизнин, М. В. Смородинов и В. А. Белов, предлагают считать правоспособность государства «целевой»: гражданское общество, указывающее на цель, достижению которой должно служить государство сохраняет его таким образом в определенных пределах, ограничивая возможность расширения его правоспособности.[21] Данная идея совпадает с точкой зрения на специальную правоспособность, которая зависит от целей организации и ее функций.

В этом вопросе, на наш взгляд, следует сосредоточиться на следующем. Как и у любого члена гражданских отношений, у государства есть гражданские права. В конце концов, как сказал французский адвокат Л. Мишу, ни одно государство не может выполнить свою политическую миссию, если ему не понадобятся необходимые материальные ресурсы, и эти ресурсы могут принадлежать ему только как субъекту гражданского права, способному владеть и заключать контракты. Особенность государства выражается в том, что в гражданских вопросах оно, следуя своей миссии, реализует социальную функцию. Государство, в отличие от других участников гражданских отношений, не может иметь своего частного интереса. Его вступление в гражданские правоотношения продиктовано потребностями общества и нацелено на удовлетворение общественных интересов. В этом отношении государство наделено только тем объемом гражданских прав, который необходим для достижения цели, для которой оно существует, это и есть особая правоспособность.