Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
1.1 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.2. СПЕЦИФИКА СТАТУСА ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА
1.3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
2.УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ – ОСНОВНАЯ ФОРМА УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
2.2. СФЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что государство должно участвовать в гражданско-правовых отношениях для решения своих социальных проблем. В новых экономических условиях государство как субъект гражданского права наделено адекватными функциями, приобретает соответствующую социальную сущность.
Традиционно государство принято считать особым субъектом гражданского права, его участие в гражданском обороте имеет свои особенности, связанные с самой природой государства. В то же время ни наука, ни законодательство полностью не определяют правовой статус всех участников, выражающих государственные интересы, через деятельность которых государство реализует свои права, обязанности и ответственность в гражданских правоотношениях.
Понимая гражданский статус государства как публичного юридического лица, государственные органы вступают в отношения, составляющие предмет гражданского права, на основе принципа признания равенства их участников. Это порождает сложные противоречия, связанные с осуществлением некоторыми из этих органов силовой деятельности. В то же время сами государственные органы признаются в большинстве случаев юридическими лицами и могут быть независимыми участниками гражданских правоотношений. Поэтому место государственных органов в гражданских правоотношениях не может быть однозначным, а применение положений частного права не является бесспорным.
Проблема участия государства в гражданском обороте рассматривалась в трудах дореволюционных таких русских правоведов Н.И. Лазаревский, Д.И. Мейер, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич, теоретически осмысливших принципы участия государства и его органов в гражданско-правовых отношениях и вытекающих отсюда проблем.
Советские ученые видели в государстве особый предмет гражданского права, который находится в гражданских отношениях в привилегированном положении, являясь единым и единственным владельцем средств производства, эти положения изложенным в трудах таких ученых: С.С. Алексеева, С.И. Аскназия, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, A.B. Бенедиктова, П.П. Виткявичуса, ДМ. Генкина, С.А. Зинченко, и др.
Рассмотрение некоторых аспектов темы курсовой работы дано в трудах современных российских ученых Ю.Н. Андреева, О.Г. Бартковой, В.А. Белова, A.A. Головизнина, В.Г. Голубцова, Е.П. Губина, М.А. Егоровой, И.А. Зенина, Е.Б. Крыловой, A.A. Кузина, А.Я. Курбатова, A.B. Лавренюка, В.Г. Мариян, Д.В. Пяткова, Ю.В. Романца, О.В. Романовской,
A.Я. Рыженкова, К.И. Скловского, М.В. Смородинова, Е.А. Суханова, М.В. Телюкиной, Ю.К. Толстого, О.Ю. Ускова.
Объектом изучения курсовой работы являются общественные отноше-ния, возникающие со стороны государства в современном гражданском обороте.
Предметом изучения курсовой работы является набор норм гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с участием государства в современном гражданском обороте.
Цель курсовой работы - сформулировать и решить теоретические и практические проблемы, связанные с участием государства в гражданско-правовых отношениях.
Это привело к разработке следующих задач: определение характеристик гражданской правосубъектности государства; выделить особенности статуса государства как субъекта гражданского права; определить правовой статус и правовой режим государства в гражданско-правовых отношениях; распределять государственные органы как основную форму участия государства в гражданских правоотношениях; Раскрыть сферу ответственности государства в гражданско-правовых отношениях.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой комплексное исследование участия государства в гражданских правоотношениях.
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять абзацев, выводов, списка используемых источников и литературы.
1. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Участие любого лица в правоотношениях определяется таким каче-ством, которое называется правосубъектностью. Правовая личность является юридической категорией, что означает возможность для отдельных лиц, организаций, государственных или других государственных юридических лиц иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть быть признанными и быть субъектами права[1]. Правовое качество субъекта права не возникает само по себе. Согласно справедливому заявлению Г.Ф.Шершеневича, это не «естественное свойство человека, а создание объективного закона».[2] В действительности, только государство определяет те конкретные юридические свойства или характеристики, которые позволяют человеку или организации стать субъектом права. В то же время государство обязано гарантировать это качество всем - возможность стать участником правовых отношений.
Между тем само государство при вступлении в гражданские отношения имеет правосубъектность. Его гражданская правосубъектность определяется, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, касающимися актов гражданского законодательства.
В отличие от советской доктрины права, согласно которой государство рассматривается как единый субъект гражданского права, а государственная собственность в качестве единого фонда, современное российское законодательство, определяющее правосубъектность государства, признает множество публичных субъектов права, что диктуется федеральной структурой Российской Федерации и признанием местного самоуправления.
Так, в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» (утратил силу)[3] государственная собственность РСФСР выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Данные субъекты – Российская Федерация и все субъекты Федерации – независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. С целью наделения субъектов Российской Федерации имуществом для их полноценного участия в гражданских правоотношениях постановлением Верховного Совета Российской Федерации был установлен специальный публичный порядок передачи указанным внутригосударственным образованиям имущества, порождающий возникновение у них субъективных вещных прав на имущество. И согласно постановлению Съезда народных депутатов Российской Федерации, территориальные единицы Российской Федерации признаны субъектами Российской Федерации.[4] И в соответствии с решением данного съезда, территориальными единицами Российской Федерации признаются российские регионы,[5] что означает появление их гражданских прав и обязанностей.
Как следствие, собственниками являются публичные юридические лица - Российская Федерация и субъекты Федерации, каждый из которых обладает гражданской правосубъектностью.
Другой уровень государственной власти - местное самоуправление - участвует в гражданско-правовых отношениях через муниципалитеты, которые также имеют гражданскую правосубъектность. Экономическая основа местного самоуправления состоит в муниципальном имуществе, в средствах местных бюджетов, а также имущественных правах муниципальных образований (ст. 49 Федерального закона от 6 октября 2003).[6]
В настоящее время в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, присутствуют Россия, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономной области (статьи 2, 124 ГК РФ).[7] И теперь в гражданском праве государство не представляет собой единый и неделимый предмет.
Но мы должны принять во внимание, то что, согласно ст., ст. 12, 131 Конституции Российской Федерации, муниципальные образования выполняют функции органов местного самоуправления, а их органы не входят в систему органов государственной власти, и поэтому они не могут рассматриваться как государственные органы.[8] Более того, этот уровень государственной власти при выполнении своих функций не зависит от государства. В качестве независимых органов публичного права муниципалитеты участвуют в гражданских делах, в общественных интересах в том же государственном органе, т.е. публичной власти, эти функции и возложены на них законом (ст. 132 Конституции).[9] Поэтому как муниципальные, так и государственные образования объединены в категорию публично-юридических лиц. Но непосредственно государство олицетворяют в общественных гражданских отношениях государственные юридические лица двух уровней: Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация как публично-юридическое лицо участвует в гражданских правоотношениях как самостоятельное юридическое лицо, преследующее не частные, а общественные интересы. Такое участие имеет место при управлении определенными сферами отношений в рамках его субъектов, четко изложенными в ст. 71 Конституции РФ.[10] Для регулирования исключительно по Российской Федерации, в том числе управление федеральной собственностью, создание правовой основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, определение Процедуры купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и других военных объектов, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. Из этого следует, что только участником соответствующих сделок может выступать только Российская Федерация (например, государственные контракты на выполнение работ (оказание услуг) для нужд Российской Федерации, соглашения о разделе продукции, приватизация федерального имущества). Кроме того, исключительно Российская Федерация имеет суверенные права и осу-ществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.
Юридическая личность субъектов Российской Федерации как публич-ных юридических лиц имеет общие черты: республики, регионы, города федерального значения, автономные области, автономные округа равны друг другу и в своих отношениях с федеральными государственными органами. Таким образом, в основе их деятельности (полномочий в субъектах ведения их участия в гражданских делах) установлены единые акты - Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти Российской Федерации».[11] Эти основополагающие акты для всех субъектов Российской Федерации определяют:
- даны предметы совместной юрисдикции с Российской Федерацией, указывающие, что это положение в равной мере распространяется на всех субъектов Российской Федерации;
- установлено, что за пределами юрисдикции Российской Федерации и полномочий Российской Федерации в субъектах совместной юрисдикции эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти, в том числе в качестве участников гражданских правоотношений;
- в рамках предметных указаний установлены общие принципы определения их полномочий, утверждены единые списки основных полномочий высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- определяется экономическая основа их деятельности, состоящая из имущества, имущественных прав и бюджетных и внебюджетных фондов, принадлежащих субъекту Российской Федерации.
Применяется к субъектам Российской Федерации как субъектам граж-данских правоотношений:
- установлено, что специфика происхождения, осуществления и прекращения прав собственности субъекта Российской Федерации, а также порядок регистрации его имущества должны регулироваться федеральным законом;
- Федеральный закон утвердил перечень имущества, которое может принадлежать субъекту Российской Федерации;
- право создавать унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации;
- установлено, что они обеспечивают баланс бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, включая выполнение бюджетных и долговых обязательств субъекта Российской Федерации;
- определяется компетенция государственных органов, через которую государство участвует в гражданско-правовых отношениях: функции и полномочия учредителя в отношении создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций осуществляются уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые определяют объект и цель их деятельности, утверждают уставы, заслушивают отчеты о назначении и освобождении от должности руководителей;