Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты управления инновационным проектом
1.1 Сущность, содержание и структура инновационного проекта
1.2 Классификация и этапы инновационных проектов.
1.3 Функции и методы управления проектом
2.2. Системный подход в управлении проектом
1.2 Классификация и этапы инновационных проектов.
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.[4] Схема классификации инновационных проектов приведена на рис.4
Рис.4. Виды инновационных проектов
Создание и реализация проекта включает следующие этапы:
- Формирование инвестиционного замысла (идеи);
- Исследование инвестиционных возможностей;
- Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
- Подготовка контрактной документации;
- Подготовка проектной документации;
- Строительно-монтажные работы;
- Эксплуатация объекта;
- Мониторинг экономических показателей
Все разделение проекта на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией.
1.3 Функции и методы управления проектом
Управление проектом — это управление изменениями, которые должны быть произведены в результате его осуществления.
К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Из формальных методов чаше всего используется известный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого процесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования» [7]
Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.
1) Методы планирования затрат:
Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.
Пассивный основан на расчете стоимости: по проектам-аналогам (фаза 1): по объемам работ и нормативам (фаза 1—2); на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы (фаза 2—3).
Активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными (разные финансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффективности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.
2) Методы сетевого планирования и управления:
В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением эти методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:
а) моделирование проекта;
б) Временной анализ проекта;
в) Ресурсный анализ проекта;
г) Распределение ресурсов.
Мониторинг проекта — совокупность методов и процедур контроля за ходом выполнения работ проекта. На основе графика работ и отчетов исполнителей осуществляются актуализация данных модели и новые расчеты плана части проекта, оставшейся еще не выполненной. При этом с помощью компьютера ведется учет выполненных объемов, определяется расход ресурсов и затрат, формируются данные для отчетов, анализируется состояние проекта, прогнозируется ход дальнейших работ.
3)Контроль затрат:
Эта часть мониторинга проекта выделяется в самостоятельный метод, имеющий развитую информационную поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные графики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оценивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффективность фактических затрат.
4) Методы управления конфликтами:
В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.
5)Методы управления риском:
Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др.
6) Методы управления изменениями:
В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.
7) Методы организации и управления проектами
Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.
8) Методы управления контрактами:
Данные методы направлены на упорядочение и систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.
Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.
Существуют следующие функции инновационного проекта:
- Функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл и включает: проектные, организационные и управленческие решения; используемые материалы, оборудование, сырье; и др.
- Функция управления временем реализуется посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректировки.
- Функция управления стоимостью - главной задачей управления стоимостью является соблюдение бюджетных рамок проекта и получение предусмотренной прибыли от его осуществления.
- Функции управления контрактами и поставками включают процессы выбора стратегии контрактной деятельности: информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемы по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений: выбор контрагентов и поставщиков путем торгов конкурсов, тендеров и др; подготовку документации на заключение контрактов; контроль за ходом их выполнения закрытие и расчет по завершенным контрактам.
Управление проектом в целом зависит от успешной организации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта.
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Кантата» |
Кофейная Кантата» – это сеть галерей с уникальным чайно-кофейным ассортиментом, изысканными десертами и невероятной красоты подарками.
ООО «Кантата» (ранее ООО «Кофейная Кантата») открыло свои двери в небольшом уютном магазинчике в ТЦ «Глобал Сити» в 2001 году. Изначально планировался маленький бутик, с качественной продукцией и отличным сервисом. Но уже в 2004 – 2006 годах открылось еще 13 магазинов в Москве и 11 магазинов в Санкт – Петербурге. Затем начали активно открываться франчайзинговые магазины в столице и регионах и сейчас «Кантата» - это огромная сеть, которая насчитывает более 120 бутиков.
ООО «Кантата» - одна из лидирующих компаний на рынке чайно-кофейной продукции. Основной акцент делает на предоставление высококачественной продукции, и уже на протяжении 17 лет активно сотрудничает с такими мировыми брендами, как Бельгийская компания «Кофе Руст», Германская компания «Флора Фарм», а также Итальянскими и Бельгийскими шоколатье, которые после прохождения многочисленных тестирований и получения международных сертификатов поставляет продукцию в Кантату и она становится доступной широкому потребителю.
Основные ценности, которыми придерживается компания, это – просвещение. Цель – не просто продать товар, но и максимально проинформировать гостя о нем, предоставить высококлассный сервис и в общем сделать пребывание в галерее незабываемым, чтобы туда хотелось возвращаться снова и снова. Как говорит генеральный директор ООО «Кантата» Тигран, «ценности нашей компании, такие же как в Библии, именно их мы должны придерживаться». ООО «Кантата» - достаточно «твердо стоит на ногах», но тем не менее до сих пор очень бдительно относится к выбору персонала, ведь именно за этим выбором стоит будущее компании, её дальнейшее развитие и процветание, поэтому компания имеет свой достаточно большой кадровый отдел, который тщательным образом отбирает персонал, даже на самые низкие позиции. Так из 10 соискателей, только 4 принимают в компанию.
Основной персонал фирмы квалифицируется как менеджеры торгового зала, отвечающие за продвижение товара.
Организационная структура - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.
Так как ООО «Кантата» - крупная компания, которая имеет огромный штат и множество отделов. Всей организацией заведует Генеральный директор, который максимально контролирует деятельность всей фирмы и её отделов. К каждому магазину прикреплен Куратор, который контролирует магазин, его деятельность, прибыли и прочее. Куратор находится в непосредственном общении с Администратором магазина, который тоже в свою очередь может быть разного уровня. Рядовой работник приходит в должность продавца – консультанта с окладом 100 рублей в час, затем в течении 1-3 месяцев должен сдать аттестацию на ставку 110 руб./час и так далее. После ставки 130, сотрудник может развиваться в нескольких направлениях: это либо административное направление; либо дизайнерское; эксперт по продажам; тренер; и многое другое. Если работник выбирает административное направление, то сдавая аттестации добирается до ступени «старший продавец», за которой следует «администратор» (1,2,3 и 4 уровня). Все вышесказанное представлено в схеме №1.
Генеральный Директор
Совет директоров
Управление розничных продаж
Коммерческое управление
Управление товарооборотом
Продавец - консультант
Продавец - консультант
Продавец - консультант
Старший продавец - консультант
Старший продавец - консультант
Администратор магазина
Куратор магазина
Совет Кураторов
Служба управления персоналом
Тренинг – служба (служба по обучению и развитию)
Юридическая служба
Финансовое управление
Управление маркетингом и рекламой