Файл: Основные функции в системе менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как процесс мотивацию можно представить в виде ряда последовательных этапов:

1) Возникновение потребностей. Потребность является тем, от чего человек стремится освободиться. Потребности бывают различными: социальными, физиологическими, психологическими.

2) Поиск путей устранения потребностей. Можно удовлетворить потребность, подавить ее или не реагировать на нее.

3) Определение направлений (целей) действия. Человек определяет, что и какими средствами он должен сделать для устранения определенной потребности.

4) Реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы осуществить действия, которые дадут ему возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения этой потребности.

5) Получение вознаграждения за реализацию действия. Сделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него самого.

6) Ликвидация потребности. Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия для устранения потребности.

Имеется много теорий мотивации, которые принято делить на 2 группы. В 1 группу входят содержательные теории мотивации, в основе которых входит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к определенному действию. Самые известные содержательные теории: пирамида Маслоу, теория МакКлеланда, концепция Альдефера, двухфакторная теория Герцберга.

2 группа теорий мотивации – это процессуальные теории. Эти теории не отрицают существования потребностей, но считают так, что во многом поведение человека определяется его восприятием и ожиданием в определенной ситуации, а также такими действиями, которые он сам выбирает для достижения желаемого для себя результата. Большую известность получили процессуальные теории мотивации, такие как: теория ожидания Врума, теория справедливости Адамса, теория постановки целей Локка, модель Портера-Лоулера.

Далее рассмотрим функцию контроля. Управленческий контроль - является одной из функций управления, без которой невозможно реализовать в полной мере все другие функции управления: мотивация, планирование и организация. Итак, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия развития и функционирования организации. Контроль должен обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и на основании этого создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей организации. Контроль – это процесс, постоянно обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления, изменений и проблем внешней среды. Так же контроль позволяет определить, какая деятельность была более эффективна на пути достижения цели. Основной смысл контроля заключается в создании гарантий для выполнения планов и в повышении эффективности процесса управления. В самом общем виде контроль означает процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными результатами. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативное влияние, или усилить действие, если результаты позитивные. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие критерии: эффективность контроля, экономичность контроля, выполнение задач контроля, определение границ контроля, своевременность и гибкость контроля. Объектом контроля выступают предприятия организации. Предметами контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Контролируются производственный процесс, нормы расходования материальных и финансовых средств. Осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции и т.д. Субъектами контроля могут выступать менеджеры организации, отделы технического контроля, государственные органы. Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, анализ и учет.


Рассмотрим типы контроля.

Предварительный контроль. Он выполняется до фактического начала работ. Целью предварительного контроля является обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации. Основными способами осуществления предварительного контроля является выполнение определенных правил, процедур и линий поведения. Все правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ удостоверится, что работа выполняется в заданном направлении. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.

Текущий контроль. Контроль осуществляется в ходе проведения работ. Целью такого контроля является совершенствование деятельности, координация для движения к цели. Обычно объектом​ этого контроля становятся работники организации, а контроль выполняется их непосредственным начальником. Выполняется регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы, что позволит исключить отклонения от установленных планов и инструкций. Этот контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. Для того чтобы выполнить текущий контроль аппарату управления нужна обратная связь. Данные о полученных результатах является обратной связью. Системы обратной связи позволяют руководству выявить большое количество непредвиденных проблем и скорректировать линию поведения так, чтобы избежать отклонения от эффективного пути к поставленным перед организацией задачам.

Заключительный контроль. Цель заключительного контроля это помощь в предотвращении ошибок в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа уже выполнена. Несмотря на то, что заключительный контроль осуществляется слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он: 1) дает руководству информацию для планирования в случае проведения в будущем аналогичных работ; 2) способствует мотивации сотрудников. В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, потому что каждая управленческая функция движима другой функцией.


1.2 Планирование и организация

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники организации для достижения поставленных целей.

Планирование выполняет следующие задачи :

1) Целенаправленное обеспечение развития организации в целом и всех структурных подразделений​ организаций. Все части организации развиваются в едином направлении.

2) Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных тенденции, как в самой организации, так и во внешней среде;

3) Координация деятельности работников организации и структурных подразделений. Координация исполняется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие проблемы и помехи при выполнении планов;

4) Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности организации путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план»;

5) Стимулирование трудовой активности работающих сотрудников. Успешное выполнение плановых задач - это объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для скоординированной и продуктивной деятельности всех участников;

6) Информационное обеспечение работников предприятия. Планы содержат важную информацию для каждого сотрудника о целях, прогнозах, сроках, альтернативах, ресурсных и административных условиях выполнения работ.

Планирование – это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное развитие и функционирование организации в будущем. Процесс разработки плана доказывает то, чего нужно достичь и какими методами, определяясь с пространством и временем.

Плановые решения (в широком смысле) касаются постановки целей и задач, выработки стратегии, распределения ресурсов и так далее. В узком смысле слова планирование состоит из составления специальных документов (результатов реализации функции планирования) - планов. В планах отображаются прогнозы развития, конечные и промежуточные задачи и цели организации, механизмы координации текущей деятельности, стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.


Есть три основных типа планов:

1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик будущего желаемого состояния объекта управления организации.

2. Планы для повторяющихся действий, предписывающие порядок и сроки осуществления в стандартных ситуациях (например, расписание железнодорожного транспорта).

3. Планы для неповторяющихся действий, которые нужны для решения специфических проблем.

По срокам выполнения планы разделяют на долгосрочные (более 5лет) - это планы-цели; среднесрочные планы (от 1 до 5 лет) – выполняемые в виде различных программ; краткосрочные планы (до 1 года) – состоящие из форм бюджетов, графиков и так далее​.

Планирование основывается на ряде универсальных принципов:

1. Участие максимального числа персонала в работе над планом.

2. Непрерывность процесса планирования (вызвано изменениями внешней среды).

3. Возможность корректировки и гибкость планов.

4. Согласование планов между всеми подразделениями организации (системность организации).

5. Экономичность планирования (минимизация затрат на процесс планирования).

Каждый вид планирования различается набором решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью детализации, способами выполнения плановых расчетов.

Продуктово-тематическое планирование заключается в определении плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана), формирование мероприятий по обновлению продукции, усовершенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает оптимизацию и разработку производственных программ цехов и предприятий.

Ресурсное планирование состоит из расчетов материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения номенклатурно-тематических заданий, а также эффективность деятельности организации и оценку экономических результатов.

Календарное планирование основывается на планировании объемов работ, в загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и в распределении работ по разным календарным периодам.

Стратегическое планирование нужно для определения миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, стратегий поведения и формировании системы целей деятельности организации. Стратегическое планирование, в большей степени, ориентировано на период от пяти и более лет.


В задачу долгосрочного планирования входит обеспечение адаптации организации к условиям внешней среды. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, развитие информационных сетей, интернационализация бизнеса, большая доступность современных технологий, изменение роли человека - все это привело к резкому возрастанию значения долгосрочного планирования.

В ходе осуществления долгосрочного планирования проводится анализ тенденций изменения внешней среды, изучаются потенциальные возможности организации, определяется выбор относительно желаемого состояния организации в будущих изменившихся условиях и определяется путь, по которому должно осуществляться развитие и изменения в организации.

Тактическое планирование основывается на поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры - конкретные действия по реализации стратегии в конкретной ситуации. Тактика для достижения цели разрабатывается чаще всего на уровне руководителей из среднего звена. Согласно с перспективными знаниями, разрабатываются текущие (годовые) планы. В их задачу входит не только своевременно начать необходимые изменения, но и взаимодействие всех структурных звеньев. Годовые планы разделяют на месячные и квартальные.

Задача оперативного планирования - взаимосвязь действия, осуществляемые на отдельных рабочих местах, с тем, чтобы не допустить простоев и потерь.

Все виды техники планирования варьируются от традиционных методов, таких как бюджетные методы, до более сложных методов, таких как моделирование, проектов сценариев, разработка планов на основе теории игр. С помощью функции планирования в большей мере решается проблема неопределенности в организации, так как именно планирование помогает менеджерам очень эффективно реагировать на изменения внешней среды. Таким образом, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство вырабатывает единое направление усилий сотрудников организации к достижению ее общих целей.

Рассмотрим функцию организации. Организовать что-либо – это значит создать какую-то​ структуру. Функция организации состоит в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями организации. Организация - это процесс объединения людей и средств, для осуществления общеорганизационных целей.