Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность потенциала предприятия
1.2. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ показателей деятельности предприятия
2.2. Комплексная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
- относительной экономии ресурсов
Рис. 1.1. Система методов комплексной оценки эффективности деятельности организации [11, с. 403]
В комплексном экономическом анализе сочетаются цели и задачи управленческого и финансового анализа, а производственные и технические показатели деятельности изучаются в тесном взаимодействии с финансовыми показателями. При этом объектом комплексного экономического анализа на микроуровне могут быть хозяйствующие субъекты различных видов деятельности, организационно-правовых форм и видов собственности.
Среди основных направлений комплексной оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности можно выделить следующие:
— оценка и анализ экономической динамики предприятия;
— оценка и анализ деловой активности и устойчивости экономического роста предприятия;
— анализ эффективности использования производственных и финансовых ресурсов предприятия;
— оценка и анализ рыночной позиции предприятия;
— оценка и анализ деятельности предприятия с точки зрения ее социальной значимости;
— анализ деятельности предприятия в условиях риска и инфляции;
— оценка и анализ деятельности в условиях, когда существует вероятность финансовых затруднений и банкротства предприятия;
— оценка стоимости имущества предприятия;
— рейтинговая оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для оценки динамичности развития предприятия необходимо изучать соотношение темпов роста основных показателей, отражающих специфику производственной деятельности предприятия. Наиболее распространенным и простым способом является сопоставление темпов роста выручки от реализации, прибыли, и стоимости авансированного капитала [3].
Применение малого числа показателей, как правило, не всегда дает объективную оценку, поэтому в комплексном экономическом анализе целесообразно использовать интегральную оценку экономической динамики предприятия. При этом в качестве эталонной системы нормативных значений показателей в литературе предлагается использовать следующее соотношение темпов роста оценочных показателей [3]:
Тчп > Тпр > Твр > Так > Тзк > Ткз > Тдз , (1.1)
где Тчп, Тпр, Твр, Так, Тзк, Ткз, Тдз, — соответственно, темпы роста чистой прибыли, прибыли от реализации, выручки от реализации, авансированного капитала, заемного капитала, кредиторской и дебиторской задолженностей.
Суть «золотого правила экономики предприятия» заключается в том, что темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки от продажи товаров и оказания торговых услуг, а темпы роста выручки от продаж должны превышать темпы роста активов. Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста выручки от продажи свидетельствуют об относительном снижении издержек обращения, что отражает повышение экономической эффективности предприятия. Более высокие темпы роста выручки от реализации товаров по сравнению с темпами роста активов организации свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия. В целом экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом [15].
Более полная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия будет достигнута при учете нефинансовых показателей его результативности: качества и конкурентоспособности продукции, степени ориентации на потребителя, внедрения новых методов работы. Так, положительная динамика качества продукции и инновационной деятельности свидетельствует о благоприятных перспективах предприятия. Другим не менее важным аспектом комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности является социальная значимость отдельных видов деятельности предприятия, которая должна предполагать оценку и анализ расходов и доходов в социальной сфере. Самая точная обобщающая оценка деятельности организации — это оценка стоимости предприятия как единого имущественного комплекса, которая позволяет оценить и проанализировать в динамике успешность бизнеса и эффективность управления предприятием. Объективность результатов комплексной оценки достигается благодаря учету неблагоприятных условий, которые, возможно, возникнут для предприятия в будущем. К таким условиям можно отнести ожидаемые значения инфляции и различных рисков экономического, политического, производственного и финансового характера [13, с. 130].
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ показателей деятельности предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Конар» на ринке с 1999 г.
Основными направлениями деятельности предприятия ООО «Конар» являются:
- производство и продажа офисной мебели (системы «Менеджер», «Стиль», «Сплайн»);
- производство и продажа шкафов-купе (бытовых и офисных);
- производство и продажа мебели для операционных и кассовых кабин банков;
- изготовление мебели для гостиниц (система мебели «Капо»);
- изготовление мебели по индивидуальным проектам;
- комплектация сопутствующими товарами - стульями, креслами офисными, барными, кухонными, а также аксессуарами;
- изготовление контейнеров из фанеры (для морских перевозок);
- изготовление гнутоклееных ламелей для кроватных рам.
Основная миссия деятельности компании «Конар» - создание продукции высочайшего качества, которая бы удовлетворяла самые разные потребности и максимально соответствовала ожиданиям потребителей.
Материал для изготовления мебели - экологически чистая древесностружечных плита / ДСтП / производства Польши, России, Австрии, ламинированная синтетической меламиновой пленкой с имитацией объемной текстуры древесины 10-12 пород, или фоновой / однотонной / поверхностью, толщиной 18-28 мм, кромка пластиковая ПВХ 0,5 - 2 мм. Обработка материалов осуществляется на современном высокоточном технологическом оборудовании ведущих западноевропейских фирм (BRANDТ, ALTENDORF, GRASS). Комплектующие и фурнитура - производства Австрии, Германии, Италии.
Организационная структура управления предприятием является линейно-функциональной. Возглавляет предприятие генеральный директор, в подчинении которого находятся помощник, руководитель отдел продаж, региональные отделы, главный бухгалтер, руководитель службы снабжения и транспортировки. Директор организовывает всю работу предприятия и несет ответственность за его состояние и деятельность.
В табл. 2.1 представлена динамика персонала предприятия и его структуру.
Таблица 2.1
Динамика и структура персонала ООО «Конар» в 2014-2015 гг.
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп прироста, % |
Учетное количество штатных работников, чел. |
437 |
430 |
-7 |
-1,6 |
1. Персонал управления |
222 |
217 |
-5 |
-2,3 |
1.1. Руководители |
29 |
28 |
-1 |
-3,4 |
1.2. Специалисты |
119 |
116 |
-3 |
-2,5 |
1.3. Служащие |
74 |
73 |
-1 |
-1,4 |
2. Производственный и торгово-оперативный персонал |
183 |
183 |
0 |
0,0 |
3. Вспомогательный персонал |
32 |
30 |
-2 |
-6,3 |
Структура персонала, % |
||||
Учетное количество штатных работников, чел. |
100 |
100 |
- |
- |
1. Персонал управления |
50,8 |
50,5 |
-0,3 |
- |
1.1. Руководители |
6,6 |
6,5 |
-0,1 |
- |
1.2. Специалисты |
27,2 |
27,0 |
-0,3 |
- |
1.3. Служащие |
16,9 |
17,0 |
0,0 |
- |
2. Производственный и торгово-оперативный персонал |
41,9 |
42,6 |
0,7 |
- |
3. Вспомогательный персонал |
7,3 |
7,0 |
-0,3 |
- |
Представленные в табл. 2.1 данные свидетельствуют о сокращении учетной численности персонала предприятия на 7 чел. или на 1,6% до уровня 430 чел. При этом, в структуре персонала предприятия можно выделить персонал управления, производственный и торгово-оперативный персонал и группу вспомогательного персонала. Доля персонала управления, куда относятся руководители, специалисты и служащие к концу 2015 г. выросла до 50,5%. Производственный (сюда мы отнесли персонал, занятый непосредственно в производственном процессе) и торгово-оперативный персонал ООО «Конар» в 2014 г. составил 41,9% от общего количества персонала, а в 2015 г. доля данной группы персонала увеличилась до 42, 6% в общей численности работников ООО «Конар».
Динамику объема продаж товаров, работ и услуг предприятия иллюстрирует табл. 2.2 (на основе финансовой отчетности, представленной в приложениях к работе).
Таблица 2.2
Динамика и структура продаж ООО «Конар» в 2014-2015 гг.
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп прироста, % |
Мебель для дома |
44413,4 |
39926,3 |
-4487,1 |
-10,1 |
Шкафы-купе (бытовые и офисные) |
40401,9 |
38875,6 |
-1526,3 |
-3,8 |
Корпусная мебель |
36963,4 |
32308,8 |
-4654,6 |
-12,6 |
Мебель для операционных и кассовых кабин банков |
32092,3 |
28368,7 |
-3723,6 |
-11,6 |
Мебель для гостиниц (система мебели «Капо») |
30946,1 |
29944,7 |
-1001,4 |
-3,2 |
Мебель по индивидуальным проектам |
29800,0 |
26792,6 |
-3007,3 |
-10,1 |
Стулья, кресла офисные, барные, кухонные и аксессуары |
21776,9 |
21276,5 |
-500,4 |
-2,3 |
Контейнеры из фанеры (для морских перевозок) |
27794,2 |
24165,9 |
-3628,3 |
-13,1 |
Гнутоклееные ламели для кроватных рам |
12894,2 |
11032,3 |
-1861,9 |
-14,4 |
Фурнитура |
9455,8 |
9981,6 |
525,8 |
5,6 |
Итого, тыс. руб. |
286538 |
262673 |
-23865 |
-8,3 |
Таким образом, в течении 2014-2015 гг. произошло сокращение объемов реализации продукции ООО «Конар» с 286538 тыс. руб. в 2014 году. до 262673 тыс. руб. в 2015 г., т.е. общий объем продаж компании сократился на на 8,3% под влиянием сокращения спроса на продукцию предприятия в связи с сокращением покупательной способности населения. Характеризуя структуру доходов от реализации основных видов продукции предприятия, необходимо оценить структуру этих доходов. Соответствующие показатели представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Структура продаж ООО «Конар» в 2014-2015 гг., %
Итак, в структуре продаж ООО «Конар» наибольшая доля приходится на такие виды продукции как: мебель для дома, шкафы-купе (бытовые и офисные), корпусная мебель, мебель для операционных и кассовых кабин банков, мебель для гостиниц (система мебели «капо»), мебель по индивидуальным проектам, стулья, кресла офисные, барные, кухонные и аксессуары, контейнеры из фанеры (для морских перевозок) что обусловлено повышенным спросом на данные продуктовые позиции компании и значительными конкурентными преимуществами данных видов продукции на рынке.
Далее кратко рассмотрим основные показатели работы ООО «Конар» в 2014-2015 гг. (табл. 2.3).
Таким образом, наблюдается переменная динамика основных хозяйственных показателей деятельности предприятия с тенденцией к снижению в 2015 г. Об этом свидетельствует сокращение выручки предприятия с 241232 тыс. руб. в 2014 году. до 221834 тыс. руб. в 2015 г. Вместе с тем происходило увеличение объема полученной предприятием чистой прибыли с 549 тыс. руб. в 2014 г. до 697 тыс. руб. в 2015 г. Темп прироста прибыли в 2015 г. составил 27%.
Таблица 2.3
Динамика основных показателей деятельности ООО «Конар»
в 2014-2015 гг., тыс. руб.
Показатель |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп прироста, % |
Выручка |
241232 |
221834 |
-19398 |
-8,0 |
Себестоимость продаж |
192082 |
166082 |
-26000 |
-13,5 |
Валовая прибыль |
49150 |
55752 |
6602 |
13,4 |
Прибыль до налогообложения |
876 |
982 |
106 |
12,1 |
Чистая прибыль |
549 |
697 |
148 |
27,0 |