Файл: Анализ методов диагностики психологической готовности к школе.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста
1.3 Анализ методов диагностики психологической готовности к школе
2. Экспериментальное исследование готовности детей школе
2.1 Организация экспериментальной работы
2.2 Описание и диагностических методик
3. Программа психологической психологической готовности к школе
3.1 психокоррекционной программы
критерию U‑-Уитни можно следующий вывод: мальчиков выражена , чем у внутренняя позиция , ориентация на , копирование в , умение подчиняться . Также у преобладают интеллектуальные и логическое .
Общие статистические данные по критерию U‑Манна-Уитни
Аффект потреб сфера |
Внутрен позиц школ |
методика «Домик» |
Методика «Да и нет» |
Методика «Сапожки» |
Методика «Звуковые прядки» |
Методика «Последовательность событий» |
|
Mann-Whitney U |
7,500 |
4,500 |
5,500 |
5,000 |
5,000 |
7,500 |
5,500 |
Wilcoxon W |
13,500 |
10,500 |
11,500 |
11,000 |
11,000 |
13,500 |
11,500 |
Z |
000 |
-1,183 |
-, 689 |
-, 816 |
-, 816 |
000 |
-, 683 |
Asymp. Sig. (2‑tailed) |
1,000 |
237 |
491 |
414 |
414 |
1,000 |
495 |
Exact Sig. [2*(1‑tailed Sig.)] |
1,000 (a) |
393 (a) |
571 (a) |
571 (a) |
571 (a) |
1,000 (a) |
571 (a) |
В результате статистических данных, можем утверждать, у детей преобладает аффективно-, мотивационная сфера, мышление и обобщать предметы, . Выраженность данных подтверждают закономерные психического развития дошкольного возраста.
выраженности данных отражают сформированность готовности ребёнка школе.
Таким , с помощью данных, мы , что низкая готовность к доминирует у Нины. Наблюдения этой девочкой же показало, у нее повышенный уровень , она замкнута, уверена в .
На основе результатов необходимо психокоррекционную программу, помогла бы только девочке свои показатели, и остальным повысить свой психологической готовности школе. Исследуя воздействие в саду, мы , что задачей сада выступает закладывание основы к обучению школе, формирование , систематизированных знаний окружающей действительности, осознанно использовать для решения практических задач. закладывание эффективно в детском , в совместной детей. Поэтому программа рассчитанная Нины будет в совместной детей.
Практика , что для детей, которые тем или причинам не полноценного развития, в школу оказаться сложным . Поэтому своевременная , коррекция и работа по к школе актуальной и задачей, стоящей психологом образовательного .
В процессе работы нами проведено полное группы детей (10 ) на предмет психологической готовности обучению в .
В результате выявлено, что 90% имеют интеллектуальную, и социальную , которая проявляется психологической готовности школе.
Для , которые имеют уровень сформированности готовности к , была составлена программа, включающая себя развивающие , позволяющие продвинуть психическое и развитие детей ориентироваться в взаимодействии со для создания деятельности.
Таким , гипотеза нашего подтвердилась, что к общению к познавательной дошкольников создаёт для формирования внутренней позиции как основного психологической готовности к школе.
3. Программа психологической психологической готовности к школе
3.1 психокоррекционной программы
коррекции готовности дошкольного возраста группы к разработали и программу, под «Путешествие в знаний», целью было сформировать позицию школьника.
коррекционная программы на ребёнка, по результатам оказался не к школе. позволяет снизить тревожности, повысить , уверенность в и приобрести самоконтроля ребёнка, влияет на обучения и между детьми коллективе.
Психокоррекционная проводится на группе детей. того, чтобы тревожных и детей в коллектива и позитивный контакт членами коллектива. данная программа интеллектуальный, познавательный детей не к обучению школе и их личностную .
В ходе -развивающей работы программе «Путешествие мир знаний», детей могут следующие достижения: интереса к задачам и их решать; эмоционально-позитивных в группах, игровая деятельность.
программы: создать деятельности ребенка учебно-воспитательной , которая позволяла гармонично развивать и адаптивный для успешного в начальной .
В основе -развивающей программы следующие принципы:
1. игровой и видов деятельности. переход от -забав через -задачи к -познавательной деятельности.
2. , дозированное, дифференцированное задач и игр и .
3. Избежание противоречий обучающих и воздействиях.
4. Развитие потенциала всех и индивидуальных каждого.
В реализации этих происходит становление форм самооценки самоконтроля ребенка, имеет значение полноценной жизни коллективе сверстников.
задача программы: условий для всех видов детей к в школе.
1. готовность – формирование ребенка готовности принятию новой позиции «школьника». также развитие , благодаря которым могли бы с другими и учителями.
2. готовность – формирование восприятия, аналитического , логического запоминания, к знаниям, движений руки зрительно-двигательной .
3. Специальная готовность – навыков письма, , счета.
4. Физическая – развитие работоспособности, соматического и здоровья.
Каждое включает задачи всех четырех и направлены развитие:
- Произвольной памяти (зрительной, , тактильной, моторной).
- и непроизвольного .
- Повышения культуры (умение анализировать, , сравнивать).
- Творческого .
- Мелкой моторики и укрепление и психического .
- Формирование позитивно .
Рекомендации, необходимые проведения занятий
- участие детей.
- занятия 30–40 минут.
- и развивающая сочетается с , релаксацией.
- Создание поддержание в занятия эмоционально- фона.
- Регулярность эпизодичность занятий – 2 в неделю.
- санитарно-гигиенических (освещенность, проветривание, проведения).
Реализация проходит в 4 :
- Ориентировочный этап (2 );
- Этап накопления образов (2 занятия);
- -развивающий этап (17 );
- Обобщающе-закрепляющий (4 занятия).
Оценка проведенной коррекционно- работы определяется:
- анализ предварительной конечной диагностики.
- родителей (анкетирование, ).
- Отзывы воспитателей (, беседы).
3.2 Ориентировочный
Занятие 1. «Знакомство»
:1. Установление эмоционально- контакта с . 2. Ориентировка в помещения. 3. Знакомство правилами и поведения на . 4. Установление позитивных в группе.
№2. «Дружба».
Задачи: 1. взаимоотношения детей группе. 2. Поддерживать к занятиям. 3. воображение и навыки. 4. Развивать в поддержке ; доверие к . 5. Поднять эмоциональный детей.
Материалы: , маски животных, длиной 1,5 метров, ватмана, краски, , кисти.
Ход :
Ритуал приветствия.
приветствуют друг так, чтобы понятно, что рады увидеться, выразительные движения ( в глаза улыбаться) или контакт (рукопожатие, прикосновение, поглаживание); правила взаимодействия ( №1).
Игра «Ласковое ».
Инструкции: «Вспомните, вас ласково дома. Мы бросать друг мячик. И , к кому попадет, называет или несколько ласковых имен. , кроме того, , кто к из вас мячик. Когда дети назовут имена, мячик в обратную . Нужно постараться перепутать и мяч тому, в первый бросил вам, кроме того, его имя».
«Животные».
Ведущий детям изобразить -либо из (шустрому ребенку – ; медлительному – зайца, ; трусливому – тигра, , льва…).
Игра « в круг»,
, испытывающего небольшие в общении сверстниками, отведите сторону. Остальные встают в , крепко взявшись руки. Ребенок разбежаться, прорвать и проникнуть него.
Игра « телефон».
Дети в кругу. спрашивает, кто , чтобы с начали. Ведущий на ухо слово начинающему, тот передает и т.. Последний говорит вслух, сравнивают первоначальным.
Игра « круг».
Дети в круг, друг друга руки крепко. длиной 1,5 метра в круг. одевает круг плечо. За время, не рук, продеть круг через участника. Можно одновременно два (друг за или навстречу другу).
Групповой «Волшебная страна».
рисуют на ватмана карандашами, , красками или (по желанию) страну. В стране все (и взрослые, дети) живут , никогда не , помогают друг и т..
Ритуал прощания.
благодарят друг за совместную , кратко обсуждают , кому какая понравилась больше . Прощаются друг другом и взрослым.
3.3 Этап эмоциональных контактов
: 1. Формирование эмоциональных с детьми взрослыми.
Занятие №1. « внутри нас».
: 1. Познакомить с чувствами и человека.
2. Развивать понимать и свои эмоции чувства.
3. Развивать слушать сверстников.
4. в преодолении переживаний.
5. Учить принимать решения, тревожность.
Материалы: бумага, краски, , ножницы, повязки глаза. Мокрая для рисования ( листы).
Ход :
Ритуал приветствия. приветствуют друг , как принц принцесса в : девочки делают , а мальчики правую руку левой стороне и кланяются.
«».
«Ребята, все разные. У разные прически, , рост… Но чем-то все похожи. весело, мы , когда очень , тревожно, то заплакать Знаете, называется состояние , когда им или грустно, или спокойно? настроение. Настроение – то, на эмоциональное состояние себя человек . Основные чувства эмоции: радость, , страх, гнев, , удивление. Как повысить настроение?» по кругу свои способы. (: сделать доброе , поговорить с , посмотреть любимый , нарисовать картинку т.д.).
«На что настроение».
Участники по кругу помощи сравнения , на какое года, природное , погоду похоже настроение. Начинает ведущий: «Мое похоже на пушистое облачко спокойном голубом . А твое?» обобщает – какое у всей настроение: грустное, , смешное, злое т.п.
«Слепой фотограф».
парах, один закрытыми глазами, его водит, познавать мир -новому. Через минут меняется . Обсуждение: «Что ? Кем понравилось – «слепым» или «»?
Игра «Салют».
предлагается выбрать своему вкусу цветных листочков , затем мелко их. После каждый ребенок вверх свои изображает свой , а остальные хлопают. Обсуждается, салют оказался и почему. ведущий переводит на чувства, дети испытывают, показывают салют.
«Настроение и ».
Ведущий показывает и просит настроение: «Походим, старая бабушка, , как веселый . Пройдемся, как ребенок, который ходить. Осторожно , как кошка птичке. Побежим маме, прыгнем на шею обнимем ее».
«Солнечный зайчик».
сидят в . Ведущий говорит: « зайчик заглянул в глаза. их. Он дальше по . Нежно погладьте ладонями: на , носу, ротике, , подбородке, аккуратно . Чтобы не , голову, шею, , руки, ноги, забрался за – погладьте его . Он не , он любит ласкает вас, вы погладьте подружитесь с . Улыбнитесь ему». , ведущий говорит детьми об их самочувствия время выполнения , объясняет им, у них настроение.
Рисование тему «Мое ».
Взрослый подготавливает мокрый лист краски и детям, что можно изобразить виде кругов, , пятен и .п. После рисунков дети , какое настроение изобразили.
Ритуал . Дети улыбаются другу и руками.
3.4 Коррекционно- этап
Цель: 1. познавательных процессов.
2. способности регуляции .
3. Развитие коммуникативных .
Путешествие в Родной речи.
№1. «Остров Гласных ».
Задачи: 1. Развивать слух.
2. Развивать , память, восприятие.
3. дисциплинированность, организованность, .
Материалы: аудиокассета « моря», 2 ленты 1 – 1,5 метра, ножницы, , салфетки, ватман, из газет журналов с .
Ход занятия:
приветствия. Дети друг друга способом.
Беседа. « сегодняшнего дня начинаем путешествовать волшебной стране . Мы узнаем нового и . Но только , во время мы не и помогаем другу. Договорились? , сегодня мы ой, а же мы сегодня? Вот -то. У здесь записано ( лист бумаги) – о море, .» (Например: «Течет, – не вытечет, , бежит – не » и т..) Дети отгадывают, включается аудиокассета « моря». «Послушайте, ласково шумит . Хотелось бы отправиться в ? (Да) Тогда произнесем волшебные ».
Волшебное стихотворение. , ива, дуба, , шуга-юга, .
Дети оказались корабле (корабль быть нарисованным же сложенным кубиков).
Игра «».
Ведущий называет очереди то иное чувство предлагает превратиться морские волны с помощью показать: волны , волны гнева, страха и .